Учёные обсудили современные методы работы с аутистами

В Уральском федеральном университете прошла международная конференция «Аутизм. Междисциплинарный подход». Специалисты из Израиля и России, изучающие проблему аутизма, рассказали о последних исследованиях и достижениях в сфере реабилитации детей с этим синдромом.

В первый день послушать доклады учёных в УрФУ пришли более 700 человек - врачи, педагоги, психологи, социальные работники, родители особых детей и студенты профильных специальностей.

Соучредитель и руководитель группы «Суламот» Марина Слепян из Израиля попыталась объяснить, как дети с аутизмом воспринимают информацию. По её словам, они видят только фактическую сторону, не умеют распознавать ироническую интонацию и не понимают метафор в речи. Таких детей могут сильно отвлекать различные внешние раздражающие факторы: мигание ламп, одежда, от которой чешется тело. Иногда в такой ситуации ребёнок не может обращать внимания ни на что другое.

– Мы постоянно отслеживаем, есть ли какие-то новые методики реабилитации детей с аутизмом. Например, сейчас в Израиле в детских садиках стали внедрять так называемую Раннюю Денверскую модель, она подразумевает под собой обучение детей необходимым навыкам с самого раннего возраста, – поделилась с «ОГ» Марина. – Ещё одна из интересных последних разработок – система альтернативной коммуникации «PECS». Это способ общения с ребёнком-аутистом через карточки с определёнными картинками. Для аутистов гораздо легче воспринимать информацию через визуальные символы, чем через вербальные. Постепенно эта методика помогает детям заговорить.

Большой популярностью пользуются поддерживающие программы для взрослых аутистов в университетах Израиля. Как правило, академические знания у таких ребят блестящие, но в быту они совершенно беспомощны – не могут приготовить себе элементарную еду и погладить одежду. В таком случае им предлагают услуги наставников из числа их сокурсников. Куратор живёт в одной комнате в общежитии с аутистом и помогает ему социализироваться. За это он получает дополнительную стипендию. В России такие программы пока не очень распространены.

Одна из особенностей людей с аутизмом – это слабое «центральное согласование», то есть зачастую они воспринимают не общую картину, а отдельные детали происходящего. Из-за этой способности фокусироваться на мельчайших подробностях и не поддаваться визуальным иллюзиям высокофункциональных аутистов в Израиле берут на работу в разведке.

– Этот проект существует уже несколько лет. Люди с аутизмом из специального разведывательного подразделения заняты в основном расшифровкой карт или обработкой другой визуальной информации. Часто они справляются с заданиями лучше, чем любой современный компьютер. Их выводы берёт за основу руководство, когда принимает важные стратегические решения, – пояснила Марина Слепян.

Уральские учёные не остаются в стороне от исследования проблем аутизма. Так, например, весной этого года в Екатеринбурге открылась первая в стране научная лаборатория по исследованию мозга у детей. Уральские психофизиологи научились выявлять симптомы аутизма у детей-грудничков на той стадии, когда болезнь только зарождается и развивается. Новый прибор фиксирует реакцию мозга на картинки, по которой можно понять, есть ли отклонения.

Сюжет

Новости науки
Последние новости уральской науки: открытия и разработки местных учёных, их достижения и информация о последних исследованиях.

Областная газета Свердловской области