Как охлаждалась сталь…

Валки прокатных станов после закалочного охлаждения по методике наших учёных имеют высокую износостойкость. Фото: Михаил Майсурадзе

Опубликовано в №216 от 24.11.2015

Внушительных размеров устройство для закалочного охлаждения крупногабаритных валков прокатных станов разработали учёные-металлурги из Уральского федерального университета.

Валки прокатных станов – это стальные детали специальных устройств, при помощи которых производится пластическая деформация металла. Они могут иметь диаметр два-три метра и массу около 15 тонн. Чтобы они были прочные и стойкие к коррозии, их необходимо подвергнуть термообработке: сначала нагреть в термопечи до плюс 850–890 градусов Цельсия, а после определённым образом охладить.

– Так как сами валки больших размеров, нашей задачей было создать подходящую для них установку – не менее трёх метров в диаметре и пяти высотой. Деталь опускается в неё после нагрева в печи. Охлаждение осуществляется при помощи специально подобранных программ орошения водой. Температура воды в данном случае не очень важна, самое главное – это давление и режимы подачи воды. Управляя ими, можно повлиять на свойства стальной детали, – рассказал Михаил Майсурадзе, доцент кафедры термообработки и физики металлов УрФУ.

Над изобретением этого устройства работали четверо учёных-металлургов Уральского федерального университета под руководством Юрия Юдина, профессора кафедры термообработки и физики металлов. Чтобы разработать программу охлаждения для разных типов стали, они заранее проводили исследование свойств этого материала и экспериментировали с режимами охлаждения. Сейчас такая установка создана и используется на Южно-Уральском металлургическом заводе в Оренбургской области, более того, она уже запатентована нашими учёными.

Новости науки
Последние новости уральской науки: открытия и разработки местных учёных, их достижения и информация о последних исследованиях.