Учёный УрФУ засек яркий болид, пролетевший над Екатеринбургом

Николай Кругликов и учёные УрФУ разыскивают очевидцев падения болида, пролетевшего над Екатеринбургом в ночь с 17 на 18 февраля, чтобы определить его точное местонахождение. Фото: Татьяна Соколова

• Опубликовано в №032 от 25.02.2016

Николай Кругликов, доцент кафедры физических методов и приборов контроля качества Физико-технического института УрФУ в начале февраля начал создавать первую в России болидную сеть, благодаря чему ночью с 17 на 18 февраля удалось зафиксировать небесное тело.

По данным учёных болид пролетел над Екатеринбургом по направлению в сторону Ирбита. Его полёт мог закончиться выпадением метеорита недалеко от посёлков Буланаш, Березники и Артёмовский. Определить траекторию движения и место, где болид перестал светиться и, вероятно, начал падать, удалось благодаря двум видеокамерам, установленным на крыше здания Института физики металлов УрО РАН. Появились они там буквально за неделю до этого — болидную сеть учёные только запустили, и сейчас идёт её настройка и тестирование.

Метеорит мог упасть недалеко от посёлков Буланаш, Березники и Артёмовский.

— В нашем распоряжении две камеры, установленные в восточной части Екатеринбурга. Это старые любительские камеры, но они подходят для фиксации ярких объектов, таких как болиды и луна, потому что остальные, например, звёзды и самолёты, они просто не распознают. Также мы используем информацию, полученную с камеры из Коуровской астрономической обсерватории УрФУ. Она когда-то была настроена лишь для метеорологических наблюдений, но инженеры обсерватории её модернизировали, — рассказал «ОГ» Николай Кругликов.

Подобная болидная сеть создавалась в 1960-е году в СССР. Она до сих пор работает, но сегодня фактически находится на территории Таджикистана, поэтому постоянного доступа к ней у наших учёных нет. Идея создания болидной сети в Свердловской области, а чуть позже и по всей России, родилась у Николая ещё в 2014 году. Тогда благодаря совместной работе с финскими коллегами и доступе к их болидной сети уральским учёным удалось обнаружить на Кольском полуострове метеорит Аннама. Первый его осколок весом 120 граммов нашёл как раз Николай Кругликов. Создание единой сети позволит отслеживать полёты болидов (это явление можно наблюдать примерно раз в неделю), точнее определять их траекторию и место падения, осуществлять их сбор для дальнейшего изучения.

В планах учёных УрФО сейчас найти метеорит, попавший в объективы камер болидной сети, и изучить его в научно-образовательном центре «Наноматериалы и нанотехнологии» УрФУ. А также продолжить расширение сети: установить новые камеры в других городах области (в перспективе и по всей России), активнее использовать фото и видеозаписи очевидцев и астрономов-любителей, запустить специализированный интернет-сервис, который позволит эффективно собирать и обрабатывать всю поступающую информацию.

Новости науки
Последние новости уральской науки: открытия и разработки местных учёных, их достижения и информация о последних исследованиях.