Логика этнологии. Лауреат Демидовской премии Валерий Тишков

  Андрей Понизовкин
Лауреат Демидовской премии учёный Валерий Тишков

Лауреат Демидовской премии Валерий Тишков уверен, что политики должны пользоваться научными моделями для решения этнических конфликтов Фото: Сергей Новиков

Академик Валерий Тишков (Москва), удостоенный Демидовской премии за выдающийся вклад в изучение истории и этнологии народов России, – далеко не только кабинетный учёный. Как замечательно написал его коллега, член-корреспондент академии, в недавнем прошлом – главный научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук, а ныне директор Санкт-Петербургской Кунсткамеры Андрей Головнёв, «к нему едва ли подходит кли­ше: «В судьбе человека отразилась история страны»; он сам стал одним из сценаристов и режиссёров истории страны, и ему одному из немногих до сих пор удаётся выполнять миссию Российской академии наук – быть «мозгом нации»… Он сам по себе – и история, и двигатель истории, и её аналитик».

Родом из Серёг

Валерий Александрович – научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН, который он более четверти века возглавлял и добился для него современного названия, директор учебно-научного Центра социальной антропологии Российского государственного гуманитарного университета, самый цитируемый в стране этнолог и историк, академик – секретарь Отделения историко-филологических наук РАН, яркий политик (в 1992 году – феде­ральный министр, председатель Государственного комитета по делам национальностей) и общественный деятель (в 2006–2010 годах – член Общественной палаты РФ, в настоящее время – член Президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям). Он автор более чем 400 научных работ, в том числе 12 монографий, многие из которых получили большой резонанс и переведены на иностранные языки.

А ещё академик Тишков – наш земляк, уроженец Свердловской области, жизненный и творческий путь которого показывает, как мальчик из глубинки благодаря способностям, упорству и самостоятельности смог стать не только выдающимся учёным, практиком общественной жизни, но и интеллектуальным лидером гуманитариев России, что само по себе вызывает гордость за уральский край и его потенциал.

Вырос он в Нижних Сергах, в красивейших местах, в семье школьных учителей. Род его отца восходит к думскому дьяку Тишкову, мать – из мастеровых. Родился Валерий в ноябре сорок первого, когда его отец уже был призван в Вооружённые силы, но повоевать не успел, оказавшись в так называемом Уманском котле на Западной Украине, где были окружены три наших армии. Там попал в плен и четыре года провёл в немецких лагерях. «Когда он вернулся в Нижние Серги – даже не знал, что у него есть сын, – рассказывает Валерий Александрович. – И о пережитом никогда не вспоминал – всё восстановил и воплотил в образную форму, как и другие страницы нашей семейной истории, мой младший брат Леонид, известный художник».

Окончив с золотой медалью среднюю школу, Валерий предпринял смелый шаг: отправился поступать в столичный университет («Из Серёг в Москву тогда никто не поступал, пределом мечтаний моих сверстников был Свердловск: УПИ или Уральский университет»). А он поступил в МГУ – на исторический.

К народоизучению

На третьем курсе начал специализироваться на истории Америки и под руководством будущего академика Савостьянова, оказавшего большое влияние на его дальнейшую судьбу, защитил диплом «Позиции США на Потсдамской конференции». А потом по распределению поехал преподавать в Магадан, в педагогический институт, где в 24-летнем возрасте стал самым молодым деканом историко-филологического факультета в стране. На Крайнем Севере в общей сложности проработал 4 года – с перерывом на аспирантуру в Московском педагогическом институте у академика Нарочницкого, где защитил кандидатскую диссертацию по истории Канады. После чего окончательно вернулся в Москву, в Российскую академию наук, с которой связана вся его дальнейшая жизнь. «Американский» период его исследований продолжался до конца восьмидесятых и заключался в том числе в полевых исследованиях этнических проблем индейцев в разных районах Северной Америки. Итоги – ряд высоко оцененных книг, одна из которых, «Освободительные движения в колониальной Канаде», легла в основу докторской, а также и бесценный опыт изучения разных народов, международный авторитет. Новый важнейший период начался во второй половине восьмидесятых. В 1989 году, на самом закате Советского Союза, Валерий Тишков возглавил Институт этнографии РАН. А уже в 1992-м в названии института вместо традиционной этнографии появились слова «этнология и антропология».

– Конец 80-х – начало 90-х – сложнейший, драматичнейший период в истории страны, когда межнациональные отношения обострились до предела, – объясняет Тишков. – Власти не ожидали такого обострения, не знали, что делать и вынуждены были прибегнуть к помощи учёных. Меня, в частности, привлекали к подготовке проекта Союзного договора (при этом, замечу, что к знаменитому документу, подписанному в Беловежской пуще, я никакого отношения не имею), соответствующих резолюций Пленума ЦК по межнациональным отношениям и XXVIII съезда КПСС. Позже один историк нашёл мою записку в ЦК с прогнозом, что будет, если СССР распадётся. Прогноз оказался верным. И именно в этот период я окончательно переквалифицировался из историка в этнолога, перешёл на российскую тематику – не только по гражданской необходимости, но и по долгу учёного. Время требовало безотлагательной внутренней ревизии нашего научного хозяйства. В Советском Союзе официально существовала только этнография, или «народоописание», а этнологии – «народоизучения» – не было. Такую классификацию ввёл ещё французский энциклопедист Андре-Мари Ампер в первой половине XIX века, и с тех пор во Франции, а позже и во всём мире, они различаются как описательная и теоретическая части одного знания. В России, и особенно в СССР с его постоянно декларируемым интернационализмом, всегда культивировалась только одна часть. Но при всём огромном уважении к нашим этнографам, среди которых немало выдающихся исследователей, чтобы понять этнокультурные особенности многочисленных народов огромной территории, вникнуть в их взаимоотношения, истоки конфликтов, надо не только их описывать, но и глубоко изучать. Поэтому переход от чистой этнографии с её богатыми традициями к этнологии и социально-культурной антропологии представлялся мне неизбежной необходимостью, вписывающей к тому же нашу область в общемировое знание.

Корректировка решений 

Институт был переименован, добавлены такие направления, как проблемы этничности и этнонациональных конфликтов, политическая антропология, теория этнологической науки. Была создана Ассоциация антропологов и этнологов России (кстати, в 2015 году её съезд успешно прошёл в Екатеринбурге).

– Благодаря моей инициативе в вузах удалось ввести подготовку по специальности «антропология и этнология», утверждённую Министерством образования, – рассказывает лауреат. – В целом на конституирование новой дисциплины ушло два десятка лет, и жизнь показала: время потрачено не зря.

В 1992 году, при Президенте Ельцине, вы поработали в Правительстве Российской Федерации в качестве министра по делам национальностей, но недолго – всего семь месяцев. Как должны строиться отношения между учёными, особенно из такой социально важной сферы, как ваша, и властными структурами?

– Из правительства я ушёл по собственному желанию, будучи не согласен с национальной политикой тогдашнего руководства, к тому же хотел заниматься своим делом. При этом я убеждён, что учёный, особенно гуманитарий, если он стремится что-то изменить к лучшему, не может дистанцироваться от происходящих событий, он должен занимать активную позицию. Конечно, главный результат его труда – книги, вклад в сокровищницу знаний, но практические дела не менее важны. Полностью мои отношения с властью не прерывались никогда, и я надеюсь, что кое-что сделал для корректировки её решений, а значит, и для моей родной страны, её людей. Это касается разрешения конфликтов в Кабардино-Балкарии, Южной Осетии, Чечне, в других регионах. В целом же полагаю, что созданная мной в течение многих лет российская школа интерпретивной социально-культурной антропологии и этнологического мониторинга предлагает модели, помогающие гасить этнические конфликты в самых разных странах, от Украины до Каталонии, но прежде всего в России. Между рецептами учёных и тем, как они реализуются на практике, всегда есть дистанция. Политическая жизнь невероятно сложна, на неё влияет огромное количество разных факторов, однако без научной проработки политика будет нищей.

  • Опубликовано в №016 от 30.01.2019 под заголовком «Логика этнологии»
Областная газета Свердловской области