Бары, где шли научно-популярные лекции в Екатеринбурге, не смогли вместить всех желающих

  Елена Юровских
Лекции в барах

Интерес к науке не пропал – свидетельство тому прошедшие 16 лекций в барах Екатеринбурга. Фото: Дарья Попова

На этой неделе в Екатеринбурге прошёл фестиваль науки «За барной стойкой» – «Science Bar Hopping». Уральская столица стала третьим городом в России после Москвы и Санкт-Петербурга, где все желающие смогли поучаствовать в научно-популярном лектории в неформальной обстановке – в городских барах. Организаторы расчитывали, что фестиваль посетит тысяча человек. Но только через Интернет на лекции зарегистрировались 1 500 желающих, а по факту знакомиться с научными данными явились более 2 000 человек. Журналисты «Облгазеты» тоже побывали на лекциях и выяснили, откуда у уральцев такой большой интерес к науке.

Слушали стоя

В будний день, вечером, после работы, жителей Екатеринбурга ждали 16 лекций на самые злободневные темы. Уральские учёные рассказывали о принципах работы гаджетов, вреде и пользе магнитного поля, глобальном изменении климата, наночастицах, с которыми человек встречается в своей повседневной жизни… Популяризатором науки таким нестандартным образом выступила группа РОСНАНО.

– Мы понимали, что желающих услышать о последних научных исследованиях в Екатеринбурге будет достаточно, но о том, что мест на лекциях в барах всем не хватит, даже не предполагали, – признаётся представитель организаторов фестиваля «Science Bar Hopping» Елена Родионова. – Люди приходили семьями, группами друзей, и возраст участников был самый разный – от молодёжи до пенсионеров.

Надо сказать, что и раньше – время от времени – послушать лекции учёных в неформальной обстановке было в Екатеринбурге можно. Но в формате организованного фестиваля это случилось впервые. Раньше всего (почти за неделю до события) свободные места закончились на лекцию по психологии «Безумие в большом городе». Выходит, душевное здоровье волнует жителей мегаполиса особенно. В день Х свободных мест не осталось нигде. Однако алчущие знаний екатеринбуржцы не отступали. Народ шёл на лекции в надежде, что свободное местечко найдётся, а некоторые даже спрашивали в соцсетях об освободившихся местах.

 фильм «Девять дней одного года»
В 60-е годы прошлого века научные проблемы обсуждали даже во время застолий фото Фото: кадр из фильма «Девять дней одного года», реж. м. Ромм, 1962 г.

О магнетизме

В баре «Опыт» на Первомайской тоже был аншлаг. Маленькое помещение на втором этаже было забито людьми так, что около половины из них стояли. Но ни один не ушёл до конца мероприятия о магнитах – прямо скажем, не самой простой темы.

– Как действует магнит? Представьте, что металл – это группа детей в детском саду, никогда не находящихся на месте. И вокруг воспитатель, который ставит их в колонну. Он – магнит, который повлиял на атомы металла и упорядочил их, – рассказывает аспирант Института новых материалов и технологии УрФУ Игорь Слинкин. – И если воспитатель ушёл, а группа детей осталась, то она может быть постоянным магнитом.

Такие аналогии, сравнения и примеры привлекают слушателей, помогают лучше воспринимать информацию. Для ответов на все вопросы любопытной аудитории Игорю потребовалось столько же времени, сколько на само выступление.

Не пропадать же свалочному газу

По теории, которой придерживались Михаил Ломоносов и советский учёный-нефтехимик Иван Губкин, нефть и газ получились в морских донных отложениях из растительности и животных. Тот же самый процесс происходит и на старых свалках и мусорных полигонах, где выделяется свалочный газ – так начала свою лекцию «Фантастические элементы питания» в «Бунин баре» доцент Уральского энергетического института УрФУ Юлия Волкова. В самом деле, мусорная реформа ведь затеяна не зря – страна буквально завалена свалками.Свалочный газ вполне можно и нужно использовать для получения тепла и электрической энергии, особенно на старых свалках и полигонах. Он состоит из метана и углекислого газа. Путём простого сжигания, например, в газопоршневом агрегате, можно получить тепло и электричество. Подсчитано, что мусор от 10 тысяч человек обеспечит комфортную жизнь посёлка с населением в одну тысячу.

Зимы потеплели на 1,3 градуса

Что мы знаем об изменении климата? Все вроде бы говорят о потеплении, кто-то пугает грядущим похолоданием. Но где факты? Они – вокруг нас, считает научный сотрудник лаборатории дендрохронологии Института экологии растений и животных УрО РАН Андрей Григорьев.

– Самый лёгкий способ ответить, есть ли изменения климата – сходить на метеогорку, взять данные метеорологической станции. Я взял данные метеостанции в городе Златоусте, она одна из старейших на Урале, 150 километров от Екатеринбурга. Сравнил отдельно среднесуточные зимние температуры и летние, осадки зимой и летом. Что получилось? Лето практически не изменилось, а вот зимы стали теплее, увеличилось количество осадков зимой. С 1839 года зимы на Урале стали теплее на 1,3 градуса, – рассказывал Андрей.

Но цифры мало что говорят непосвящённой публике, а вот документальное, фотографическое подтверждение потепления климата – другое дело. Почти половину календарного года Андрей Григорьев проводит в экспедициях по уральским лесам, где изучает влияние климата на природу. Берёт с собой старинные фотографии, снятые в Уральских горах, находит место, где они были сделаны, и с этой же точки снимает снова. Такие парные снимки он продемонстрировал своим слушателям. Удивительно, но на всех можно было увидеть, что за последние сто, пятьдесят, даже тридцать лет граница леса в Уральских горах поднялась существенно выше, лес наступает на участки горной тундры, которая осталась лишь у самых высоких вершин. Наступающий лес – свидетельство потепления климата, причём стремительного. Но в отступающей горной тундре растут многие реликтовые и редкие виды растений, например, голубика. «Спасите голубику! Или как климат влияет на то, что мы любим» – так называлась эта лекция, которая многих заставила по-иному взглянуть на окружающие нас леса и горы.

Чем вредит курица в фольге

Всё чаще приставка «нано» мелькает у нас перед глазами: нанотехника, наногель, наножизнь. В лекции «Секреты для домохозяек: наночастицы на вашей кухне» аспирант Института естественных наук и математики УрФУ Екатерина Гунина рассказала о вреде и пользе наночастиц. Послушать молодого учёного собрались не только женщины, для которых тема наиболее актуальна, но и мужчины. Пространство в баре на Шейнкмана быстро переполнилось. Всех волнуют эти «нано». Екатерина советует: прекратите купать детей в ванночке с марганцовкой, пользы в этом нет; выбросите свои металлические щётки для сковородок, они позволят наночастицам разлететься; не запекайте курицу в фольге, алюминий отделит свои наночастицы, и они попадут в еду. Однако токсичность наноклеток учёные намерены направить против раковых клеток.

За яркой лекцией последовали бурные обсуждения, остроумные шутки и наблюдения. «Как же теперь отказаться от курицы, запечённой в фольге, становится большим вопросом», – посмеивается аудитория. Многие решили остаться и на вторую лекцию в баре – о ядерных технологиях.

Интерес к науке

В 1961 году Михаил Ромм снял фильм «Девять дней одного года» о физиках-ядерщиках с Алексеем Баталовым и Иннокентием Смоктуновским в главных ролях. Казалось бы, узко научная тема, но фильм стал лидером проката в 1962 году, его посмотрели 24 миллиона человек. Настоящая, глубокая наука всегда интересовала и интересует людей, что и показал необычный лекторий в Екатеринбурге. Хотя в век Интернета, в отличие от времени, когда в стране действовало общество «Знание», получить научную информацию не проблема. Правда, вот фейков о том, что Земля стоит на трёх китах или плоская и сама крутится вокруг Солнца, тоже достаточно. При таком разгуле ложной информации верить всему, что написано в Интернете, уже невозможно. А вот вживую пообщаться с носителями научных знаний оказывается, стоит дорогого.

  • Опубликовано в №120 от 11.07.2019 
Областная газета Свердловской области