Пивная амнистия: за и против

футбольные фанаты

Запрет на продажу и употребление пива на стадионах в нашей стране действует с 2005 года. Фото: Алексей Кунилов

Правительство Российской Федерации одобрило законопроект, разрешающий продажу пива на стадионах во время футбольных матчей. Об этом сообщает РБК со ссылкой на официальный отзыв за подписью вице-премьера Константина Чуйченко.

Экономическая составляющая

Авторами проекта стали два депутата Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев и Дмитрий Свищёв. Они предложили разрешить продавать пиво во время футбольных матчей при одном условии — вырученные средства организатор спортивного соревнования направит на финансирование профессионального, а также детского и юношеского спорта в соответствии с правилами, которые установит Министерство спорта РФ. При этом в правительстве рекомендовали уточнить механизм расходования средств и установить ответственность за их нецелевое расходование.

Вообще, экономический аспект в этом вопросе крайне важен. Естественно, что не все вырученные с продажи пива средства будут идти на развитие детского и юношеского спорта. После чемпионата мира огромные новые стадионы должны выходить на самоокупаемость (по запланированной программе это должно произойти к 2023 году). Естественно, что на данный момент это кажется совсем нереальным. Вдумайтесь: в год на содержание стадиона уровня «Екатеринбург Арены» необходимо тратить более 350 миллионов рублей.

Продажа пива на футбольных аренах добавит весомый пункт в доходную ведомость стадионов. Думается, что пенные напитки будут пользоваться у болельщиков гораздо большим спросом, нежели хот-доги и другая выпечка.

– Хотел бы поднять один вопрос, который мы проверили по ходу чемпионата мира, – отметил после завершения турнира на  заседании совета по развитию спорта и наблюдательного совета оргкомитета «Россия-2018» глава Татарстана Рустам Минниханов. – Это продажа пива. Мы продали пива на 89 миллионов рублей, никаких эксцессов, никаких проблем не было. Просил бы посмотреть.

Всего же за время чемпионата мира было реализовано 3,2 миллиона бутылок, а это – более миллиарда рублей дохода. Вот вам и окупаемость стадионов, и вклад в развитие детского и юношеского спорта, и даже клубам немножко останется.

фанаты с пивом
Запрет на продажу пива на футбольных стадионах был введён в 2005 году, но уже до конца текущего года пенный напиток может вернуться на арены страны. Фото: Владимир Мартьянов

Плюсы и минусы

Наверное, как и у любого законопроекта, у идеи с возвращением пива на стадионы есть свои противники. Так, руководитель федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев направил письмо Президенту России Владимиру Путину с просьбой не допустить принятие законопроекта. «Арены перестанут восприниматься обществом как «стерильные зоны», свободные от «алкогольной экспансии». Лица, не достигшие 18 лет, будут свидетелями массового распития и последующего неподобающего поведения со стороны взрослых, сократится доля посещающих стадионы с детьми», – говорится в письме.

Также существует мнение, что продажа пива приведёт к различным неприятным инцидентам на стадионах – дракам, потасовкам и другим грехам, которые традиционно вешают на фанатов. Мол, станет гораздо сложнее контролировать и без того эмоциональных людей. Но на каждый такой довод, естественно, есть и не менее логичный контраргумент. Наверное, наивно рассуждать о том, что в XXI веке именно на футбольном стадионе несовершеннолетние впервые увидят, как взрослые употребляют алкогольные напитки. За праздничным столом, например, в семьях детям глаза не завязывают. Да и Интернет с телевидением никто не отключал.

Чемпионат мира по футболу показал, что пиво на стадионах никак не влияет на рост неприятных инцидентов. Наоборот, фанаты, невзирая на национальную принадлежность, были общительны и дружелюбны друг с другом. Да и в целом аргумент о том, что люди выпьют и будут буянить, не совсем жизнеспособен даже в российских условиях, где культура употребления утрачена напрочь и только душа – мера.

С запретом продажи пива на стадионах не стало пьяных? Кого мы будем обманывать! Так считать могут только те, кто на стадионах никогда в жизни не был. По большому счёту получилось следующее – спортсооружения лишились существенного источника дохода, а те, кто не умеют смотреть футбол иначе как под изрядным «допингом», просто стали это делать на подходе к стадиону. Причём сразу так, чтобы уже наверняка. В плюсе оказались разве что сборщики пустых бутылок из близлежащих домов. У каждого из них наверняка висит на самом видном месте календарь домашних матчей футбольной команды. И каждый такой матч сродни 1 сентября и 8 Марта, вместе взятым, для продавцов гладиолусов.

Пиво на аренах хотят вернуть не для «отбитых» фанатов. Они – люди находчивые, умудряются бесплатно доехать от Калининграда до Владивостока. Так что для принять на грудь, несмотря на любые запреты, – это для них тем более не проблема. Предложение правительства – это шаг в сторону комфорта обычных зрителей. Вряд ли кто-то будет покупать больше двух-трёх бутылок пива в одни руки, учитывая примерную стоимость (во время чемпионата мира бутылка с сувенирным стаканом стоили 350 рублей), а после такого количества выпитого вряд ли кто-то начнёт дебоширить.

Тут весь вопрос в изначальном целеполагании. Если перед человеком действительно стоит задача не посмотреть футбол, а накачаться пивом до беспамятства, то для этого вовсе не обязательно идти на стадион, да к тому же покупать для этого входной билет. Куда удобнее это сделать дома, да и в каком-нибудь пивном баре цели можно достичь не только проще, но и дешевле, чем на стадионе. Если же человек пришёл посмотреть футбол, то пиво для него не более, чем приятный бонус, особенно в жаркую погоду.

Так что стратегически принятие решения о возвращении пива на стадионы, а в перспективе и на другие спортсооружения, где проводятся зрелищные соревнования, было бы правильным шагом. И это тот самый случай, когда мы с вами каждый в отдельности и все вместе можем и помочь нашей власти убедиться в разумности этого решения и доказать оппонентам, что они не правы. Причём очень простым способом – на стадионе в первую очередь всё-таки смотреть футбол.

Комментарий:

– Совершенно ничего страшного не вижу, чтобы болельщики имели возможность выпить по бокалу пива во время футбольного матча, – рассказал «Областной газете» президент футбольного клуба «Урал» Григорий Иванов. – Это футбольный напиток, во всём мире его продают на стадионах. Только мы почему-то решили по-другому. Вы взгляните на город наш: проезжаешь по улицам и почти в каждом доме есть вывеска «Пиво», «Пивной магазин». И ведь в них нет никаких огромных очередей. Но почему-то все думают, что как только разрешим на стадионах продавать пиво, сразу все побегут на матчи его пить. Но это ведь неправда. Кому надо – тот выпьет по бокалу, и всё.

  • Опубликовано в №197 от 26.10.2019 
Областная газета Свердловской области