Это ещё не дно? Попытки исправить ситуацию в лёгкой атлетике оборачиваются ещё большим кризисом

Можно только гадать, что будет с лёгкой атлетикой к январю, когда в Екатеринбурге проходят «Рождественские старты» Фото: Александр Зайцев

Можно только гадать, что будет с лёгкой атлетикой к январю, когда в Екатеринбурге проходят «Рождественские старты» Фото: Александр Зайцев

Когда во Всероссийской федерации лёгкой атлетики решили, что уже достигли дна, снизу постучали. Если бы великолепный польский сатирик середины прошлого века Станислав Ежи Лец жил в наши дни, именно так он мог бы переформулировать один из своих самых известных афоризмов. Пять лет продолжается этот абсурд, и дна в этой истории, вероятно, ещё не достигли.

Коготок увяз – всей птичке пропасть

В понедельник стало известно о том, что президент этой организации Евгений Юрченко, заступивший на пост четыре с половиной месяца назад, подал в отставку. На всякий случай: это был третий руководитель ВФЛА за неполный год. 23 ноября подал в отставку Дмитрий Шляхтин, три месяца обязанности президента исполняла Юлия Тарасенко, наконец, 28 февраля федерацию возглавил Евгений Юрченко. Никто из них так и не смог найти выход из ситуации, которая называется «дело Лысенко» – молодой российский прыгун в высоту мало того что пропустил три допинг-теста, так ещё и предоставил липовую справку о болезни.

Причём, по версии чиновников из «Международной атлетики» (организации, до октября 2019 года известной как Международная ассоциация легкоатлетических федераций – ИААФ), к подлогу имеет прямое отношение Шляхтин. И это на фоне всех предыдущих обвинений, которые льются на ВФЛА как из помойного ведра с 2016 года. Согласно докладу, с которым месяц назад выступил на онлайн-конференции «Российская лёгкая атлетика: пути выхода из кризиса» теперь уже бывший вице-президент ВФЛА Эдуард Безуглов, за двадцать лет у российских легкоатлетов зафиксировано не менее 600 допинговых нарушений.

В итоге по «делу Лысенко» ВФЛА была оштрафована на сумму 6,31 миллиона долларов, которые необходимо было выплатить до 1 июля. Разумеется, не выплатили. Что и стало формальной причиной отставки Юрченко – денег не нашёл и где их взять, не знает. Почти пять лет ВФЛА находится в статусе временной дисквалификации. После неуплаты штрафа у ИААФ есть повод вовсе исключить российскую легкоатлетическую федерацию. Уже было заявлено, что даже в нейтральном статусе наши спортсмены не смогут участвовать в международных соревнованиях. При этом «Международная атлетика» на самом деле вроде бы в этом не заинтересована – неучастие сильнейших российских спортсменов сильно снижает коммерческую привлекательность международных стартов.

Какой-то формируется абсолютный и абсурднейший тупик. Сначала на волне допинговых обвинений 2015 года ушли возглавлявший ВФЛА четверть века Валентин Балахничёв и практически все члены его команды. Пришедший со стороны Дмитрий Шляхтин тоже умудрился безнадёжно запятнать репутацию. Сменившая его Юлия Тарасенко – человек из мира лёгкой атлетики – похоже, вообще не понимала, что происходит и как с этим бороться. Призвание ещё одного «варяга» – Евгения Юрченко тоже ни к чему не привело. Российская лёгкая атлетика, несмотря на все попытки вырваться из болота, всё больше напоминает ту птичку, у которой сначала коготок в этом самом болоте увяз, а потом её и вовсе в пучину затянуло. Что ни делают в ВФЛА, чтобы выйти из кризиса, становится только хуже.

К слову, Юлия Тарасенко, в бытность свою исполняющей обязанности, в одном из интервью назвала пугающую цифру – после дисквалификации ВФЛА, которая случилась в ноябре 2015 года, количество занимающихся лёгкой атлетикой в России сократилось примерно на 30 процентов. Последние события популярности «королеве спорта» тоже не добавят. Если ВФЛА окончательно лишится членства в международной федерации и лишится государственной аккредитации Министерства спорта, то наши легкоатлеты лишатся не только международных, но и российских соревнований. Лёгкая атлетика – это не чемпионат по поеданию пончиков, здесь, как, впрочем, и в любом виде спорта, мастерство уже с первых шагов растёт только в постоянном соперничестве.

Рафаил Карманов: «Всё сложно…»

– В конце июля должен состояться конгресс международной федерации, там этот вопрос будет рассматриваться. Угроза исключения реальная, – считает директор екатеринбургского спортивного клуба «Луч», член президиума федерации лёгкой атлетики Свердловской области Рафаил Карманов. – До 1 июля не выполнены финансовые требования. Накопилась общая сумма 11,6 миллиона долларов, то есть под 800 миллионов рублей. Первый транш надо было заплатить пять миллионов долларов. Тогда бы наши спортсмены получили допуск к международным стартам в нейтральном статусе. Сейчас я думаю, что никого не допустят в этом году.

Ситуация очень сложная. Российскую лёгкую атлетику просто искусственно с международного уровня убирают. Это политика, а не спортивная составляющая. Почему тем же британцам всё сходит с рук? Сомалиец Мо Фара, выступающий за Великобританию, пойман на допинге, но он выступает… Ребят наших жалко.

– Если ВФЛА лишится не только членства в международной федерации, но и государственной аккредитации в Министерстве спорта, то и российские соревнования нельзя будет проводить.

– Министерство спорта России аккредитацию восстановило, календарь планируется. 8–10 сентября в Чебоксарах должен состояться чемпионат страны. Там же, видимо, пройдёт молодёжное первенство России, которое изначально планировалось у нас, но из-за карантинных проблем Роспотребнадзор рекомендовал не проводить.

– Рафаил Рашидович, вы ведь наверняка с коллегами сложившуюся ситуацию обсуждали. Какие мнения? Как из всего этого выбираться?

– Если политического решения не будет на уровне руководства страны, всероссийской федерации самой этот вопрос не решить. Юрченко подал в отставку, кто бы сейчас ни возглавил, в руководстве нет такого человека, который мог бы эти вопросы хотя бы даже обозначать на уровне руководителей государства. Там профессиональных специалистов сейчас в принципе нет. Всех, кто был причастен к руководству ВФЛА с 2012 года, по настоянию международной федерации на предыдущих выборах за день до голосования вычеркнули из списков. В том числе и меня, я до этого шестнадцать лет входил в президиум ВФЛА, и меня снова область выдвигала.

– И даже такой безусловный, на мой взгляд, авторитет в мире лёгкой атлетики, как Юрий Борзаковский, тоже в «чёрном списке»?

– Да, Юрий Михайлович был вице-президентом федерации, и сейчас относится к числу людей, нежелательных в руководстве российской лёгкой атлетикой.

– Как всё это сказывается на спортсменах?

– У всех в глазах одни вопросы, на которые нет никаких ответов. Процентов 20–30, особенно возрастные, уже закончили активно заниматься. Международных соревнований нет, не видно никакой перспективы. Хоть какой ты фанат лёгкой атлетики, понятно, что психологически сложно готовиться только к чемпионату России – для тех, кто участвовал в чемпионатах мира и Олимпийских играх, был там в призёрах.

У нас Ксения Усталова (Аксёнова) в Рио-де-Жанейро отобралась, команда не поехала. В Лондон её искусственно в состав не ввели, хотя она все отборы прошла и должна была ехать. Сейчас она готовится, но девчонке уже 32 года… Алёна Тамкова помоложе, тоже заряжена, тренируется. Тут ведь ещё проблема в том, что наша коронная дисциплина – эстафета 4 х400 метров, практически на всех Олимпиадах наши команды в призёрах. Но в эстафетах выступают только под флагом страны. Индивидуально очень сложно пробиться, нормативы очень высокие на Олимпийские игры.

– Легкоатлеты, получается, и финансово страдают из-за невозможности участвовать в международных соревнованиях.

– Вот именно. Спортсмены и тренеры получают зарплату в Центре спортивной подготовки. А назначается она при наличии результата на крупных международных соревнованиях. Спасибо областному министерству спорта, Леониду Ароновичу Рапопорту, он нас поддерживает, ведущие спортсмены небольшую стипендию всё-таки получают.

– На детской лёгкой атлетике как эта вся ситуация сказалась?

– Главная проблема – дети приходят в спорт, глядя на своих кумиров. А где сейчас кумиры в лёгкой атлетике? Многое решают родители, которые видят, что никаких перспектив нет. Но всё равно приходят, потому что у нас вид спорта один из самых доступных, не надо дорогостоящей амуниции, как в том же хоккее. Дешёвые кроссовки, трусы, майка – и вперёд.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №128 от 17.07.2020.
Областная газета Свердловской области