«Огромный стимул для нашего развития – это предстоящая Универсиада»

Евгений Шурманов

Выбор собеседника накануне очередного Дня физкультурника пал на директора института физкультуры, спорта и молодёжной политики УрФУ Евгения Шурманова. Фото: Владимир Мартьянов

От массовости к мастерству. Эту универсальную формулу очень часто приходится слышать, и, пожалуй, студенческий спорт – это та сфера, где такая модель реализуется наиболее эффективно. Поэтому и выбор собеседника накануне очередного Дня физкультурника пал на директора института физкультуры, спорта и молодёжной политики УрФУ Евгения ШУРМАНОВА. Тем более, что нынче День физкультурника совпадает с другой датой – ровно три года до открытия летней Универсиады в Екатеринбурге.

От скалолазания до пауэрлифтинга

– Евгений Геннадьевич, во времена моего студенчества, а было это, страшно сказать, лет уже тридцать назад, уроки физкультуры обычно представляли собой вялые пробежки в парке имени Павлика Морозова. Полагаю, что с тех пор много что изменилось.

– Уральский федеральный университет – лидер студенческого спорта. У нас одна из самых современных систем организации, и мы её продолжаем совершенствовать. До этого года студенты имели возможность записаться на 23 вида спорта. Я думаю, что ни в одном вузе России такого выбора нет. А с учётом сборных команд и секций у нас 32 вида спорта – начиная от скалолазания, настольного тенниса и заканчивая пауэрлифтингом. Ежегодно в первых числах сентября мы собирали весь первый курс на «Ярмарку спортивных возможностей», и все записывались кто куда хочет – на футбол, на фитнес, на аэробику. Сейчас в Министерстве спорта России создан отдельный департамент по цифровизации отрасли, и я как член межведомственной рабочей группы предложил создать экспертную группу по цифровизации студенческого спорта в стране.

– Все говорят про «цифровизацию», но я не понимаю, что это означает на практике.

– Сейчас всё объясню. Мы планируем сделать всё в онлайн-формате. Разрабатываем единую платформу для студентов, абитуриентов, преподавателей и даже для сторонних организаций с расписанием всех спортивных сооружений. Студент сможет сам зайти в личный кабинет и, куда он хочет, записаться. Условно говоря, на физкультуру он ходит два раза в неделю на футбол, но хочет вечером заняться плаванием. Когда я был студентом, то ходил на четыре вида спорта – я был кандидат в мастера спорта по лыжным гонкам и боксу (мастера выполнил уже на пятом курсе), а помимо этого ходил на пауэрлифтинг и скалолазание, максимально пользовался всеми возможностями.

– Если у нынешних студентов есть время и желание, они могут делать так же?

– Конечно. Два раза в неделю уроки физкультуры – до третьего курса включительно, и плюс есть возможность выбрать вечернюю секцию. Есть даже такая опция, что если ты три раза в неделю ходишь в вечернюю секцию, то это засчитывается как уроки физкультуры. Мы здесь идём студентам навстречу.

– Как такая новация появилась?

– После объединения УГТУ-УПИ и УрГУ и создания УрФУ были сложности, потому что у нас была хорошая материально-техническая база, а у УрГУ, как вы верно вспомнили, пробежки в парке имени Павлика Морозова. Мне ректор поставил задачу – всех студентов надо разместить на наших площадках, а это дополнительно пять тысяч человек. А всего у нас сейчас занимается физической культурой порядка 16 тысяч студентов первого-третьего курса. Поэтому и появились вечерние секции, возможность самостоятельных занятий.

Как раз сейчас разрабатываем совместно с нашим радиотехническим институтом и до конца этого года хотим запустить мобильное приложение, благодаря которому преподаватели смогут отслеживать самостоятельную физическую активность. Можно будет посмотреть расписание работы секций и конкретных тренеров. С учётом сегодняшней обстановки это будет особенно актуально: не сможем проводить уроки физкультуры из-за пандемии – спокойно переходим в онлайн и продолжаем тренироваться.

Мне 40 с лишним лет, я сам тренируюсь каждый день, нормы ГТО сдал недавно на золотой значок по нормам для 20-летних. И я мотивирую студентов, своим примером показываю, что спорт необходим, и им можно и нужно заниматься, в том числе, и самостоятельно. И такой подход уже у большинства наших студентов. Про разработку приложения я рассказывал в Министерстве спорта России, а в дальнейшем мы хотим наш опыт распространить на всю область, а затем и на всю страну.

Огромный стимул для нашего развития – это предстоящая Универсиада. Стадион мы будем реконструировать, здесь будут проходить соревнования по регби, в манеже будут тренировочные залы. Мы развиваем инфраструктуру, установим камеры, которые позволят вести прямые трансляции игр. Роспотребнадзор скажет, что нельзя зрителей – не вопрос, мы проводим соревнования по регби или Национальной футбольной студенческой лиги – и всё можно увидеть в любой точке мира, а не только сидя на трибуне. Уже осенью протестируем наши новинки во время финала Всероссийской летней универсиады, и у нас пройдут баскетбол, гандбол, регби.

Да, денег не хватает, но…

– Сколько студентов по состоянию здоровья не могут заниматься физкультурой?

– Где-то 8–12 процентов примерно. Кстати, у нас занимаются и люди с ограниченными возможностями.

– Но есть ведь ещё, условно говоря, сердечники, астматики…

– Таких мало. Но даже они хотят заниматься. Другое дело, что с ограничением нагрузки, по индивидуальному плану. Времена, когда у многих было желание «откосить» от физкультуры, к счастью, остались в прошлом. Когда сам учился, а закончил я университет в 2004 году, в общежитии металлургического факультета я один бегал, занимался на турниках, на брусьях. Сейчас регулярно вижу занимающихся студентов.

Так что мода на здоровый образ жизни действительно существует. А мы стремление студентов, по возможности, поощряем. Например, была такая акция – «Утренняя зарядка», сотрудники спортивного клуба с семи до восьми утра фиксировали тех, кто приходит в сессию на стадион. В зависимости от того, кто сколько раз приходил, все получили сувениры – футболки, кружки, бейсболки. Около 300 человек таких набралось. Те, кто хочет схалявничать, конечно же, совсем не исчезли, но их уже очень мало, у большинства молодёжи сейчас уже другой менталитет. Надеюсь, что я к этой перемене тоже руку приложил, поскольку с 1999 года придумал, организовал и провёл наверное уже миллион разных мероприятий.

– Спортсооружений достаточно, чтобы этот порыв к здоровому образу жизни поддержать?

– У нас сейчас 19 спортсооружений – стадион, манеж, беговая дорожка, бассейн, залы баскетбола, волейбола, гандбола, мини-футбола, бокса, борьбы. Сейчас на Шарташе делаем зал для многоборья. Но, конечно, этого мало. Я мечтаю, чтобы у нас была ледовая арена, дворец единоборств, лыжная база. Надеемся, что после Универсиады кампус рядом с Экспо перейдёт УрФУ.

– Какие проблемы больше всего беспокоят?

– Да нет никаких особых проблем. Надо двигаться, работать, под лежачий камень вода не течёт.

– Обычно приходится слышать другой ответ на этот вопрос.

– Понимаю, о чём вы… Действительно, денег не хватает. У меня 40 сборных команд. Но когда ты двигаешься, ставишь перед собой цели и стремишься их достичь, то многое получается. Я в Москву летал по три раза в неделю – в Министерство спорта, в Олимпийский комитет, в Министерство образования. В этом году мы выиграли конкурс Министерства образования России на 50 миллионов рублей. А ещё мы используем все возможности зарабатывать, но не ущемляя студентов – в выходные дни и в летнее время. Если бы не пандемия, сейчас бы жизнь на стадионе била ключом. Благодаря гранту сейчас есть возможность отремонтировать стадион, оборудование закупим.

Глаза боятся – руки делают

– Сколько ваших студентов может принять участие в домашней Универсиаде?

– Пока трудно сказать. Я думаю, минимум человек двадцать. В Казани было одиннадцать наших студентов, которые завоевали одиннадцать медалей, в Красноярске – шесть человек и три медали. Надеюсь, что около пятнадцати медалей студенты Уральского федерального университета на домашней Универсиаде завоюют.

– Как вы относитесь к тому, что в Универсиадах участвуют профессиональные спортсмены?

– Если они студенты, то почему нет? Да, мы привлекаем спортсменов высокого уровня, потому что это мотивация для других студентов. Было много примеров, когда за время учёбы в университете наши студенты достигали мировых вершин в спорте. Ваня Алыпов поступил на первый курс кандидатом в мастера спорта, закончил заслуженным мастером спорта. Он выступал на зимних Универсиадах, дорос до национальной сборной, стал призёром Олимпиады в 2006 году. Вот она пирамида от массового спорта через студенческий к олимпийскому.

Мы помогаем спортсменам, делаем им индивидуальный график сдачи зачётов и экзаменов, продление обучения – понятно, что у спортсмена нет возможности каждый день сидеть на лекциях. Женя Захарова, член сборной России по шорт-треку, училась у нас в Высшей школе экономики и менеджмента, по Интернету связывалась с преподавателями и выполняла все задания, находясь на сборах в Подмосковье. Женя Смирнов, рекордсмен мира в подводном плавании, гимнаст Давид Белявский магистратуру закончил – все они выполняли учебную нагрузку и представляли наш университет. Один из самых титулованных российских кикбоксёров Зураб Фароян – приезжал с соревнований и в той же Высшей школе экономики всё сдавал, преподаватели были им очень довольны.

Я против того, когда делают подставы, что иногда бывает даже на уровне областных Универсиад, но реальный студент имеет право выступать за свой вуз. Профессиональный спортсмен более дисциплинирован, более организован. Я сам тренировался два раза в день, ездил по соревнованиям, закончил металлургический факультет с красным дипломом, с тремя четвёрками за пять лет. А если ты разгильдяй, то ты ни в спорте ничего не добьёшься, ни в учёбе.

– Сейчас самый актуальный вопрос подготовки к Универсиаде 2023 года – это строительство новых объектов и подготовка уже существующих.

– Подготовка к Универсиаде 2023 года идёт в плановом режиме. И ситуация с пандемией, как это ни странно, может быть, повлияла положительно, потому что многие вопросы решаются теперь оперативнее, благодаря возможности онлайн-конференций. Что-то проектируется, что-то уже запроектировано, где-то уже выходят на строительство. Всего будет задействовано девять новых объектов.

– С удивлением для себя обнаружил, что в программе Универсиады 2023 года нет футбола – одного из самых популярных видов спорта.

– Я был на пяти предыдущих Универсиадах. И могу сказать, что студенческий футбол незрелищный, хоккей намного интереснее, поэтому на нём всегда мало зрителей, процентов 20 от вместимости. При этом вид спорта очень затратный в плане подготовки и организационно сложный (для турнира с участием 16 команд надо подготовить три-четыре поля). Проанализировав эту ситуацию, ФИСУ приняла решение, что по футболу будет проводиться Кубок мира среди команд вузов. Так же, кстати, поступили и с гандболом.

– Но в списке объектов футбольный стадион тем не менее есть.

– Он будет переоборудован под тренировочное поле для регби. Это один из видов спорта, которые мы предложили к обязательным пятнадцати – самбо, бокс и регби-7.

– Принципиальное отличие от матчей чемпионата мира по футболу, которые проходили у нас два года назад, – вероятно, не так много будет болельщиков, зато спортсменов будет намного больше.

– Да, спортсменов и тренеров порядка 11–12 тысяч. Но я думаю, что и болельщики будут. Универсиада – мультиспортивное мероприятие, позволяющее посмотреть много видов спорта. И в таком формате – это второе в мире мероприятие после Олимпийских игр.

– Что больше всего тревожит за три года до Универсиады?

– Ничего. Глаза боятся, а руки делают. Я человек амбициозный, профессионал и трудоголик. Между прочим, именно я 1 сентября 2017 года предложил губернатору включиться в борьбу за право её провести в Екатеринбурге. Два года мы за это боролись и добились. Я готов к сложностям, к пахоте. Мы провели в прошлом году один из лучших в истории чемпионат мира по боксу, у нас хорошие волонтёры, развита индустрия гостеприимства. Я думаю, что мы вовлечём в проведение Универсиады около 30 тысяч екатеринбуржцев, в том числе 15 тысяч волонтёров. Уверен, что наш город справится с этой задачей.

Досье «ОГ»

Евгений Шурманов.

Родился 26 сентября 1979 года.

Образование: УГТУ-УПИ, специальность «Обработка металлов давлением» (2004), Магистратура УрФУ по направлению «Физическая культура» (2015), кандидат педагогических наук (защита в Московской государственной академии физической культуры в 2018 году).

Заместитель председателя профкома студентов по спортивно-массовой работе (2000–2002), председатель спортивного клуба УрФУ (УГТУ-УПИ) с 2002 года, вице-президент Российского студенческого спортивного союза с 2016 года. С апреля 2018 года – директор института физической культуры, спорта и молодёжной политики УрФУ.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №144 от 08.08.2020 
Областная газета Свердловской области