Ксения Хайрулина: «Каждая лошадь – это личность»

Ксения Хайрулина и её Флиппербой. Спортсменка отмечает, что с лошадью нужно проводить  как можно большое времени, чтобы лучше понять её. Фото: Виктория Федулова

Ксения Хайрулина и её Флиппербой. Спортсменка отмечает, что с лошадью нужно проводить как можно большое времени, чтобы лучше понять её. Фото: Виктория Федулова

19-летняя екатеринбурженка Ксения ХАЙРУЛИНА преподнесла небольшую сенсацию: на прошедшем в подмосковном КСК «Ивановское» чемпионате России по конкуру – одной из самых зрелищных дисциплин конного спорта – Ксения впервые в карьере стала абсолютной чемпионкой страны, оставив за своей спиной именитых и титулованных спортсменок. Всего же в соревнованиях приняли участие более двухсот спортивных пар. Ксения вместе со своим верным мерином Флиппербоем уверенно выиграла в основной группе, а затем ещё и стала третьей в маршруте Гран-при.

Ксения начала заниматься конным спортом в известном клубе «Белая лошадь» в селе Кадниково. Ей было около семи лет. С тех пор она уже успела победить и запрыгнуть в призы всероссийских и международных соревнований, войти в молодёжную сборную России, стать сначала третьей на чемпионате страны, а через год – победить. Победить в условиях высочайшей конкуренции, где твои основные соперницы – титулованные, именитые наездницы, почти в двое старше и опытнее. К примеру, занявшая второе место Наталия Симония призёр чемпионата России ещё 2000 года. В том году Ксения Хайрулина только родилась. Но в конечном счёте все решается на маршруте, где уральская спортсменка оказалась сильнее. 

Договариваться на интервью с ней пришлось несколько дней. Сразу после победы на чемпионате России спортсменка готовится уже к новым стартам. Мой звонок застал её буквально верхом на лошади. Всю нашу беседу сопровождал мелодичный стук копыт.

– Конкуренция была высокая, – рассказывает «Облгазете» Ксения. – На такие маршруты выходят выступать опытные. Поэтому надеялась попасть для начала в тройку. В том году я стала третьей и сейчас думала: «Стану теперь второй. Уже будет хорошо». Но так получилось, что мы с моим конём единственные прошли три дня чисто и в «абсолютке» стали победителями.

– Да простят меня ваши соперницы, но они старше вас. Возраст вообще в конкуре имеет значение?

– Не играет никакой роли. В Европе, например, молодых спортсменов больше. Им предоставляют больше лошадей, потому что они могут быстрее и резче ездить по маршрутам. Думаю, у них страха, может, меньше. А так…

– Вы, в отличие от преследовательниц, не сделали на маршруте ошибок. За счёт чего такой результат?

– Подготовка сыграла свою роль, да и, думаю, доверие лошади было. И она тоже была в хорошей форме. Хотя элемент везения присутствовал, но больше это наработки с лошадью.

– Вы на чемпионате России выступали на двух лошадях: на Флиппербое и Квикорио. Со вторым конём у вас не задалось. Поясните человеку, пока что далёкому от конкура, это нормальная практика использовать две лошади?

– Это нормально. Две лошади можно, а три уже нельзя. Победа у меня на Флиппербое. Второй конь ещё не такой опытный, я с ним недавно – около года. Для него высоты, которые прыгают на чемпионате России, ещё в новинку. Он в принципе хорошо выступил, но опыта ещё не хватает. Но это тоже сильный конь.

«Лошадь надо понимать»

– Давайте поговорим про Флиппербоя. Он у вас с 2016 года, и основные победы пришли с ним. Как у вас всё складывалось?

–  Поначалу было сложно, потому что Флиппербой сам по себе горячий конь. Когда он был молодым – на всё обращал внимание. Я знала, что он всегда прыгнет через барьеры, а помимо… На всякие кустики он просто смотрел. Мы сначала вообще не знали, раскроется ли он, будет ли прыгать высоко. Время шло, и он начал очень хорошо себя показывать.

– Был молодой? А сейчас ему сколько?

– Да он и сейчас молодой, просто есть зачёт «молодых лошадей» – это шесть-семь лет. А Флиппербою десять. Десять-четырнадцать лет – это расцвет, соревновательный пик лошади. Но на Олимпиаде выступают и 18-летние лошади. Если она будет в хорошей форме, то можно и до такого возраста спокойно прыгать.

– Кстати, а почему Флиппербой? Здесь есть какая-то связь с дельфином? (американский телесериал про дельфина Флиппера вышел в 1964 году. – Прим.«ОГ»).

– Честно – не знаю. Мы купили его в Латвии, а рождён он был в Нидерландах. Ему при рождении дали такую кличку. Переименовывать коня не принято, да и это дорого – нужно переписывать его в паспорте, в документах.

– Расскажите, как наладить контакт с лошадью?

– Каждый спортсмен, когда прыгает, общается с лошадью. Налаживается особая связь. Лошадь не будет хорошо прыгать, если не понимать её. Нужно знать всё буквально изнутри. Следить и понимать, что она ест, чистить. Проводить с ней много времени. Не только ездить на соревнованиях. Лошадь тогда начинает привязываться к человеку. После маршрута обязательно благодарить. А коноводы, мои помощники, дают угощения – морковку, сахарок, специальные печенья.

– После соревнований спортсмены часто говорят о психологическом состоянии лошади. Что это значит?

– Лошади нужно дать правильный настрой. Смотреть, в какой она форме, как она ко всему относится. Спокойная она или нервничает. Бывает, выходишь на маршрут, а лошадь нервничает. Бывает, наоборот, заводится, и всё получается. Надо следить за этим.

– Бывает, что лошадь нужно ругать?

– Ругать нельзя, это запрещено. Можно показать, что так делать нельзя. И всё.

«Падала ли я? Конечно!»

– В конный спорт вы пришли в возрасте семи лет. Боязни лошадей не было?

– Нет. Мы с сестрой с самого детства любили лошадей. Просили нас всегда покатать, так и начала заниматься.

– Сколько в день нужно заниматься чемпиону России?

– Это смотря сколько лошадей. У некоторых спортсменов по десять голов – это одно время. У меня сейчас четыре лошади. Мне нужно каждый день на всех четырёх поездить. Среди них есть совсем молодые, которых нужно готовить. Основных лошадей должно быть (лучше всего) две. Так быстрее идёт развитие самого спортсмена. Недавно мы приобрели молодую лошадь, и я надеюсь, что в будущем она станет основной, как Флиппер. Ну или найдутся люди, которые будут давать лошадей выступать на больших стартах.

– Давать лошадей?

– Да, спонсоры находятся. Но лошадь ещё нужно объезжать. Поехать сразу, конечно, можно, но именно найти общий контакт – нужно время. Практика показывает: сначала может быть всё хорошо, а в процессе работы, через несколько недель, начинаются проблемы. Поэтому это не самый быстрый процесс.

– Кроме непосредственно тренировок на лошади, что нужно ещё наезднику тренировать? Тренажёрный зал? ОФП?

– На самом деле времени после поездок практически нет. Мы отрабатываем элементы, выходим на маршруты. Но в школе и в университете все нормативы по физической культуре, я знаю это и по другим спортсменам, сдавали лучше, чем, например, легкоатлеты (улыбается).

– А с лошади часто наездники падают?

– Бывает, падают. Но главное – не зацикливаться на этом, тогда и страха не будет. Падала ли я? Конечно! Нужно быстро подняться и скорее сесть в седло и исправлять ситуацию. Никакого страха в этом у меня нет.

«От лошадей никогда не уставала»

– Абсолютная чемпионка России – это пока ваш главный титул. Что дальше?

– Из-за коронавируса не понятно ничего. Но нужно ехать в Европу, выступать там на международных стартах. Надеюсь, что хотя бы в следующем году этих проблем не будет. А сейчас – работа, работа, работа. Уже сегодня у меня начались другие соревнования – международные.

– В Европе конкур популярен. А в России?

– В России занимается много людей, но большинство – в Москве. Хотя в Свердловской области тоже много желающих.

– Ксения, складывается ощущение, что вы 24 часа проводите верхом на лошади. Хобби же у вас какое-то есть?

– Учёба ещё, но из-за конного спорта времени совсем нет. Могу с друзьями куда-то сходить, но на хобби уже времени нет.

– А от лошадей разве отдых не нужен?

– Я не уставала от них, такого никогда не было. Наоборот, хочется работать и работать. Каждая лошадь – это личность. Они все очень разные, и с ними очень интересно.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №154 от 22.08.2020
Областная газета Свердловской области