Шоковая терапия для бадминтона

Тарелки победителям в парном разряде дают только подержать, потом они остаются на хранении у организаторов. Фото: vk.com

Тарелки победителям в парном разряде дают только подержать, потом они остаются на хранении у организаторов. Фото: vk.com

  • Опубликовано в №044 от 16.03.2016. Расширенная версия.

Свердловский бадминтонист Иван Созонов и его челябинский коллега Владимир Иванов стали первыми россиянами, которым покорился старейший и самый престижный турнир мировой суперсерии – «All-England». Победа над японцами в финале открыла нашим землякам дорогу на Олимпиаду в Рио.

Справка «ОГ»

«All England» – турнир мировой суперсерии по бадминтону. Основан в 1898 году, проводится каждый сезон (приостанавливался на время Первой и Второй мировой войны). Победители турнира этого года в парном разряде Иван Созонов и Владимир Иванов получили по 20 000 долларов призовых.

– Иван, правда, что вы увлекаетесь регби и ритуалами новозеландского племени маори?

– Намёк понял. Наша хака – победный танец – никого не оставила равнодушным! Мы с Вовой любим двигаться, и нам интересны разные виды спорта. Регби всегда с удовольствием смотрим. Правила знаем. А танцы – это же отличительная черта в регби. Вова в ночь перед финалом предложил выдумать что-нибудь подобное. Я отнёсся с юмором. Отрепетировали пару движений, простеньких. Немного в номере попрыгали. Танцы бадминтонистов – не такое уж новшество. Датчане, например, тоже парой любят плясать. Когда популярной была песня «Gangnam Style», они на всех турнирах просили организаторов её включать – и в Азии, и в Европе. И побеждали-то датчане не так уж и редко.

Танцы уральских гренадёров: Владимир Иванов (слева, 197 см, 95 кг) и Иван Созонов (справа, 184 см, 80 кг). Фото: vk.com

– Как вы умудрились «зачехлить» на турнире и японцев, и южнокорейцев, которые занимают первое место в мировом рейтинге?

– Мы с Вовой давно выступаем на соревнованиях такого ранга. Не раз бились с лучшими в мире парами, у нас были длинные игры, в три партии, очко в очко. И уступали. Тут наконец-то всё повернулось в нашу сторону. Это же старейший турнир в бадминтоне. В Англии собираются только сильнейшие. Абсолютно все бадминтонисты мечтают его выиграть. И я до сих пор не могу поверить в нашу победу.

- Вашу пару называют почти идеальной, без явно слабых мест: вы левша, а Владимир — правша.

- Это даёт определённое преимущество. Можно активно играть с каждой стороны, независимо от позиции на корте, тогда соперник теряется. Тенденция бадминтона сейчас такова, что многие становятся "разнорукими". Китайцы, в том числе олимпийские чемпионы, те же датчане-танцоры, малазийцы. Хотя корейцы больше правши. На высшем уровне "разнорукость" не даёт глобального преимущества, тут всё доведено до автоматизма. Пара не будет доминировать на протяжении матча только благодаря этому фактору. Скорее такое может сработать точечно, в отдельных розыгрышах. Но всегда есть вероятность, что как раз они и окажутся решающими.

– Вы на таком уровне ещё и финты показываете. «Делай, не бойся. Боишься – не делай!» – ваше кредо?

– Я уже и забыл про этот афоризм. Если честно, финты у меня обычно получаются непроизвольно, когда не успел подготовиться и приходится изворачиваться. Удары из-под ног, из-за спины. Есть и коронный: подрезаю волан так, что его полёт дезориентирует противника. Он рискованный, но иначе большой турнир не выиграть. Надо брать на себя ответственность, независимо от эпизода. Тогда ты уже герой.

– Этой победой вы почти обеспечили себе путёвки на Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро?

– …Нет. Почему-то все говорят: «почти». Уже точно! Гарантированно! Теперь речь идёт о выгодном посеве на Играх: при жеребьёвке в нашу подгруппу будут закидывать относительно слабые пары. И всё благодаря победе… Нет, не верю… Россияне в этом турнире максимум в полуфинал выходили. Сумасшедшее событие. Шоковая терапия для мира бадминтона! Это всё равно, что выиграть «Уимблдон» и «Ролан Гаррос» в большом теннисе.

- Там наши позиции уже ослабли. Лидер сборной Шарапова не выступит на Играх из-за допинга. По той же причине не будет легкоатлетов. Вся надежда на бадминтон... Не диковато звучит?

- Вселяет надежду! Четыре года назад, в Лондоне, мы просто радовались, что попали на Игры. До мая отбирались через разные турниры, очки подсчитывали: едем - не едем. Сейчас впервые пробились напрямую, и теперь другой настрой. Едем за медалями!

– Так вы же не верили в победу? И билеты взяли на рейс, который улетал во время награждения.

– Это правило министерства спорта. Нормальная практика. Сначала рейс вообще был на день четвертьфиналов. И как раз тогда появилось необыкновенное ощущение: выходил на площадку будто в другом измерении. Не думал о результате. Приятно было играть. Огромный зал. Полные трибуны – семь-восемь тысяч зрителей, которые любят, когда лидерам навязывают борьбу, и это помогает вытаскивать даже проигрышные матчи… А после финала торопились. Самолёт улетал не во время награждения, но впритык. Нам вручили медали, тарелки – главный приз, мы сделали круг почёта, в сумки их покидали. Чуть ли не в дверях догнали волонтёры. Приз, оказывается, переходящий! Гравировку с именами победителей делают, но им не отдают. А я ещё всегда думал, чего награды такие потёртые? Ну, не знал. Простительно. Не выигрывал же.

– И не обидно вам: о бадминтоне вспоминают только по большим праздникам, прямо как сейчас? И ракетки с воланчиками в магазинах продают вместе с товарами для пикников и шашлыков.

– И пусть! Доступный вид спорта: зашёл, купил вместе с углём для шашлыка. Я с друзьями могу помахать обычной ракеткой. Простым воланчиком. Но суперсерию, конечно, ими не выиграю. На высшем уровне ракетки из современных материалов, по уровню к теннисным подбираются. Семь-десять тысяч рублей за штуку. Это профессиональные. И на сезон их надо с десяток. Воланчики – из гусиных перьев. Отборные. С определённого крыла. Вроде бы с каждого гуся берут только одно перо. К стыду своему, не знаю, почему. Шестнадцать гусей на один волан. 200 рублей за штуку. За сезон их уходит несколько тысяч… А начинал я, когда папа привёл в секцию, с железной ракетки, потом графитовая была. Воланы сейчас изменились. Летят со скоростью до 493 километров в час! Это специально зафиксированный рекорд. А максимальная скорость, которую фиксировали в официальных турнирах, составила 415 километров в час. Это быстрее, чем шайба. Скорость мяча в большом теннисе — 220 километров в час.

- Не зря говорят, что бадминтон «прописывают» тем, кто хочет похудеть и улучшить зрение...

- Можно и так сказать. Про зрение давно ходят разговоры. Волан движется во всех плоскостях, летает по разным траекториям, надо фокусироваться на нём. Мышцы глаза напрягаются, тренируются, ну, и укрепляются. Интересное, что многие азиаты, в том числе и топовые спортсмены, в очках играют. Но у меня проблем со зрением нет. Плюс один. Ещё у нас энергоёмкий вид спорта. В среднем за матч пробегаешь десять километров. Это где-то за часик. И как тут не похудеешь? Всё в бадминтоне уже давно высчитано. Так что в нашем виде спорта каждый для себя может что-то полезное найти. Например, просто оздоровиться. Или медаль выиграть!

Досье «ОГ»: Иван Созонов

Родился 6 июля 1989 года в Екатеринбурге. Бадминтоном начал заниматься в шесть лет. Первый тренер — Виктор Помыткин. Выступает в одиночном и парном разрядах. Чемпион Европы, серебряный призёр Всемирной летней универсиады (2013) и бронзовый – Европейских игр (2015). Мастер спорта международного класса. Хобби: чтение, игра на гитаре, хоккей.

Прямая речь

Андрей Созонов, папа Ивана, тренер по бадминтону ДЮСШ «Росток» (Екатеринбург):

- 26 лет - тот возраст, когда полностью заканчивается формирование нервной системы. Человек начинает осознанно управлять эмоциями. Иван как раз достиг такого возраста. И это один из факторов победы моего сына. В игре он теперь более уравновешенный, уверенный, стабильный, избегает эмоциональных взрывов. Иван стал взрослее и мудрее. Но такой фактор срабатывает, когда ты правильно жил и воспитывался. Тут всё сошлось.

Юрий Степанов, председатель совета Федерации бадминтона Свердловской области:

- Иван и Владимир - одарённые люди, а таких легко обучать. И они достигли уникального взаимопонимания. Ваня умело перехватывает переднюю зону, у Владимира могучий смеш - самый опасный удар в бадминтоне. И оба чувствуют позицию. Сорок процентов победы в бадминтоне - это умение предугадывать момент. Тут, как в футболе: кто лучше чувствует эпизод, выбирает позицию, тот больше забивает и становится бомбардиром.

Областная газета Свердловской области