Костя Цзю: Буду писать диссертацию про шахматы бокса

В эксклюзивном интервью «ОГ» Костя признался, что теперь по предложению регионального министра спорта готовится поступать в аспирантуру родной альма- матер. Фото: Владимир Мартьянов

В эксклюзивном интервью «ОГ» Костя признался, что теперь по предложению регионального министра спорта готовится поступать в аспирантуру родной альма- матер. Фото: Владимир Мартьянов

В Екатеринбург на один вечер прилетел Костя ЦЗЮ - абсолютный чемпион мира по боксу среди профессионалов, заслуженный мастер спорта… Впрочем, думаю, боксёра Костю Цзю представлять не надо. Увидев его в Екатеринбурге, корреспонденты «ОГ» решили уточнить, зачем спортсмен прилетел на родину. Как оказалось, цель приезда – вовсе не спортивная, а… Научная.

– Костя, знаю, что живёте вы в Москве. В Екатеринбурге бываете совсем не часто. Тем интереснее, какова цель визита в родные края?

– Теперь, наверное, можно признаться: меня уговаривают пойти в аспирантуру. Тот опыт, который я приобрёл в течение всей своей жизни – и как спорт­смен, и как менеджер, и как тренер – позволяет мне сейчас обучать тех, кто когда-то обучал меня. И когда мне говорят «цыплёнок курицу учит», я отвечаю, что тот цыплёнок давно уже превратился в очень сильного бойца.

– И о чём будете писать кандидатскую диссертацию?

– Я назвал свою работу пока так: «Шахматы бокса».

– Необычно!

– У нас есть такая шутка: «бокс – не шахматы, тут надо думать». Дело в том, что в шахматах у тебя есть время – хотя бы немного – чтобы продумать комбинацию на несколько ходов вперёд. У нас то же самое, но только все подсчёты надо сделать в уме за один миг. Даже не за секунду, а именно за миг… Потому что секунда в боксе – это очень долго. Скажем, как вы думаете, сколько ударов можно нанести за 10 секунд?

– Сложно представить. Ну, например, пятнадцать – двадцать. Судя по вашей улыбке, мало беру?

– Сто. Сто ударов я нанесу за это время. А мы ведь говорим не только о скорости действия, но и о скорости мышления, реакции, принятия решения…

– Костя, зачем вам степень кандидата наук?

– Вот мне и супруга сказала: «Кость, ну зачем тебе кандидатская?». Я говорю: «Понимаешь, Танюш… Мне по большому счёту уже действительно незачем. Но если это поможет другим – а это моя основная задача – я буду счастлив». Я – практик, и хорошо знаю многие вещи на своей собственной шкуре. Было бы неправильно, если бы я свои знания не передал другим.

Костя Цзю будет писать диссертацию

Диплом Костя Цзю защитил на «отлично» в 2012 году. Сейчас задумался о продолжении научной карьеры.... Фото: Владимир Мартьянов

– Решение об аспирантуре уже твёрдо принято?

– Ну… Полгода назад я кайфовал от того, что мне ничего не надо делать, что я нахожусь дома. Я такое удовольствие получал от общения с детьми… Но сейчас я понимаю, что закапывать свои знания – неправильно. Хотя на данном этапе жизни мой приоритет номер один – семья. Я понимаю, что поступив в аспирантуру, мне вновь придётся много времени уделять работе. Но надеюсь, это всё будет не зря и по моей программе другие спортсмены смогут достигать результата быстрее.

В общем, на принятие решения у меня есть ночь. А я последнее время сплю с маленьким сыном, он спать долго не даёт (смеётся). Мне мой научный руководитель уже пояснил, какие шаги нужно предпринять, что сделать. План действий есть.

– Понимаем, вопрос риторический: научным руководителем будет Леонид Аронович (министр физической культуры и спорта Свердловской области. – Прим. «ОГ»)?

– Разумеется. Он сможет мне помочь формализовать те знания, которые у меня есть. Как он отметил, тем языком, который знаю, диссертации не пишутся (смеётся). Так что на самом деле моя кандидатская готова, она есть у меня в голове, у меня есть чёткое понимание, о чём я буду размышлять, но всё это нужно грамотно структурировать и изложить. Я практик, я не теоретик. Но вся теория основана на практике. Диссертация – это абсолютно новый бой для меня. Но я никогда соперника не боялся. Я не знаю, как всё пойдёт, но опять же, никогда не боялся прыгать в воду, не зная глубины и температуры воды. Я готов к прыжку.

Кроме того, все мои размышления я уже доказал: я на старшем сыне Тимофее практикуюсь, он, если так можно выразиться, практическая часть моей диссертации. Я даю ему технико-тактические наставления. Например, научил его таким комбинациям, когда противник после нескольких ударов сам приходит челюстью на удар.

– Часто удаётся с Тимофеем общаться? Бои обсуждаете?

– Увы, каждый день разговаривать не получается, но через день – точно. Сын в Австралии сейчас. А бои обсуждаем. Но признаюсь: мне их ужасно тяжело смотреть… Я понимаю папу своего сейчас. Понимаю, почему он седой.

– Жалко?

– Нет, это другое ощущение… Не знаю, как описать. Пульс сто сорок. Я ничем не могу ему помочь и страшно волнуюсь. Но понимаю: это его жизнь и его судьба… Он поздно начал свою спортивную карьеру – в 13 лет. Стал чемпионом Австралии. Потом получил тяжёлую травму – сломал руку. Ему пришлось делать пункцию кости бедра, чтобы восстановить кисть… Потом он года три-четыре не выступал. А в прошлом году я ему отдал в управление зал в Австралии. Он начал тренировать детей, и… его снова бокс завёл. И он спросил: «Пап, а если я начну профессиональную карьеру – ты как к этому отнесёшься?» «Как-как… Дедушку спроси, как…», – сказал я. И за год он шесть боёв провёл, пять из них завершил нокаутом.

– Я бы почитала такую диссертацию. Как книгу бы почитала.

– Это будет уже шестая книга. Но большая часть моих книг вышла на английском языке.

– Английский, думаю, вам вообще не проблема сдать на кандидатский минимум. А философию?

– Ну… На английском языке – и философию сдам (смеётся).

– Костя, сейчас в Екатеринбурге стало очень много бокса. Мы даже иногда себя называем столицей бокса в России… Были у нас на поединках? Как вам?

– Я был, видел. Но скажу честно: есть к чему стремиться, очень много дыр.

– Дыр в подготовке местных спортсменов или в организации?

– И там и там хватает. Это не негатив, это пожелания для дальнейшего улучшения ситуации. Здесь большие амбиции, но опыта пока мало. Не так это делается в столицах бокса. Иной уровень работы. Например, моего сына приглашали сюда на один бой, но я не увидел ни внятного контракта, ни понятных условий. Есть к чему стремиться.

Юоксёр Костя Цзю после защиты диплома

Костя Цзю после защиты диплома в 2012 году. На своей же защите он взмок так, что рубашку можно было выжимать. «Это нормально, волнение — необходимый элемент и в спорте и на защите диплома, но тут главное не перегореть», -рассказал он тогда корреспонденту "ОГ"

Комментарий

Леонид Рапопорт, министр физической культуры и спорта Свердловской области, будущий научный руководитель Кости Цзю:

– Когда Константин защищал диплом, было видно его желание продолжать эту работу и высказать тот опыт, который у него есть. И на мой взгляд, я как раз должен не столько формализовывать его знания, сколько суметь показать его индивидуальность, его изюминки, которые и позволили ему стать лучшим. Тот практический опыт, который есть у Кости как у спортсмена и тренера, и опыт, который он сейчас применяет на собственном сыне, позволит ему уточнить те или иные методики. И в дальнейшем мы сможем применить их в работе со спортсменами и подготовить новых чемпионов.

Досье «ОГ»

Костя Цзю. Родился 19 сентября 1969 года в Серове. Трёхкратный чемпион СССР, двукратный чемпион Европы и чемпион мира среди любителей, абсолютный чемпион мира (по версиям WBC/WBA/IBF) среди профессионалов. 

Женат, супруга - Татьяна Аверина. Пятеро детей 

  • Опубликовано в №147 от 12.08.2017
Областная газета Свердловской области