Темы дня

Мир сошёл с ума по Dota 2

Индустрия киберспорта, построенная на фанатах компьютерных игр, показывает беспрецедентный рост: если в 2015 году выручка в киберспорте была 325 миллионов долларов США, то в 2018 году,  по прогнозам, уже должна превысить 1 миллиард долларов. Фото: YouTube

Индустрия киберспорта, построенная на фанатах компьютерных игр, показывает беспрецедентный рост: если в 2015 году выручка в киберспорте была 325 миллионов долларов США, то в 2018 году, по прогнозам, уже должна превысить 1 миллиард долларов. Фото: YouTube

В минувшие выходные в Сиэтле (США) завершился The International – неофициальный чемпионат мира по популярной компьютерной игре Dota 2. Корреспондент «ОГ» провёл бессонную ночь в екатеринбургском кинотеатре «Салют» в компании нескольких десятков фанатов этой игры, следивших за прямым эфиром решающего поединка на огромном экране.

Игры виртуальные – деньги настоящие

Dota 2 – невероятно популярная боевая игра, в которой две команды по пять человек в каждой борются друг с другом. Главная цель – сломать трон соперника. В Dota 2 отсутствуют судейские ошибки и предвзятости, нет места случайностям. Всё в руках самих геймеров (игроков). Побеждает действительно лучший. Возможно, именно поэтому она и снискала бешеную популярность во всём мире.

Под главный компьютерный турнир года The International в Сиэтле была отдана 17-тысячная Ки-Арена, которая все семь дней чемпионата была забита под завязку. Финал турнира между командой Европы Team Liquid и китайской NewBee в пиковые моменты одновременно смотрели 11 миллионов человек по всему миру (и это новый рекорд, превзошедший достижение 2016 года по интернет-смотрению  финала в два раза). Ещё один факт, который, правда, напрямую к The International не имеет никакого отношения, но от этого не становится менее примечательным. Весной на мейджоре по Dota 2 в Киеве (турнир уровня Большого шлема в теннисе) 14 тысяч билетов были раскуплены за 20 (!) минут.

В ночь финала The International не спал не только Екатеринбург, в котором кроме «Салюта» решающий поединок транслировали также в кинотеатре «Колизей». Поклонники Dota 2 выкупили под массовые просмотры залы в Москве и Санкт-Петербурге, Кирове и Калуге, Казани и Челябинске, Тюмени и Омске, Новосибирске и ещё десятках городов России.

– Массовые просмотры устраивают только на The International – всё-таки это большое событие в мире киберспорта, – объясняет организатор просмотра в «Салюте» и большой фанат Dota 2 Владислав Нарыжний. – Даже тем, кто сидит за компьютером, всё равно нужно общение. Здесь фанаты игры могут завести новые знакомства, сразиться с другими зрителями в мини-турнире по Dota 2 и, конечно, посмотреть на огромном экране самые захватывающие встречи турнира.

Ультрани с двойным уроном

Фанаты Dota 2 собираются в холле кинотеатра задолго до начала показа. Что-то обсуждают на своём птичьем языке. И только вопрос корреспондента «ОГ» заставляет некоторых из них вернуться к человеческой речи.

– На таких вот общих просмотрах, как правило, очень крутая атмосфера, – признаётся 16-летний Артём Селиванов, играющий в Dota 2 уже три года. – Незабываемые ощущения, когда сидишь в тёмном зале и смотришь финал вместе с другими фанатами игры. Конечно, уровень команд на The International гораздо выше, чем у обычных игроков. У топ-команд очень слаженная игра. А мы – просто обыватели.

Пока на широченном экране творится компьютерная вакханалия с борющимися между собой десятками героев и сотнями всплывающих окон с какой-то важной информацией, в зале стоит мерный гул – зрители активно обсуждают происходящее перед их глазами. Время от времени звучат одобрительные возгласы и даже аплодисменты. Перерыв – глоток свежего воздуха (как в прямом, так и переносном смысле). Болельщики выходят на улицу и делятся эмоциями. А обсуждать действительно есть что. Первый раз в истории финал чемпионата мира закончился со счетом 3:0 в пользу Team Liquid.

– Самой красивой была третья игра финала, – делится эмоциями Селиванов. – Миракл, играя за джагернаута, в последнем файте выжил на 100 хп и ультранул с двойным уроном, сделав трипл килл.

Даже для несведущего в Dota 2 корреспондента «ОГ» за подобными разговорами ночь пролетает незаметно. Финал в Сиэтле заканчивается, когда над Екатеринбургом начинает алеть рассвет. Часть поклонников Dota 2 в приподнятом настроении разъезжается по домам сама. Кого-то встречают родители. Но главное, что никто не остался в зале спящим. А значит, 500 рублей за билет на просмотр финала не были потрачены зря.

 Большая игра

Вложения в киберспорт предпринимателей с мировым именем

В 2014 году основатель крупнейшего в мире интернет-магазина Amazon Джефф Безос купил за 1 миллиард долларов США игровой канал Twitch.

С 2015 года холдинг Алишера Усманова USM и его партнёры вкладывают в развитие группы компаний Virtus.pro (крупнейшего российского сообщества в сфере киберспорта) около 100 миллионов долларов США.

В 2016 году основатель занимающейся интернет-коммерцией компании Alibaba Джек Ма вложил в киберспортивный турнир WESG 150 миллионов долларов США.

Справка «ОГ»

The International – главный компьютерный турнир года.

Участники. 18 команд со всего мира. Треть команд организаторы приглашают сами, а остальные пробиваются через региональные квалификации (зоны СНГ, Европа, Азия, Китай, Северная и Южная Америка).

Призовой фонд. За последние пять лет вырос в пять раз. В этом году впервые в истории киберспорта он составил 24 миллиона долларов США, из которых производитель игры компания Valve обеспечивает лишь 1,6 миллиона, а остальная часть денег добирается благодаря фанатам, покупающим через Интернет виртуальные предметы для героев этой игры. Команда-победитель получила 10,7 миллиона, серебряный призёр – почти 4 миллиона, а бронзовый – 2,6 миллиона.

Наши. Флагманы зоны СНГ – российские команды Virtus.pro и The Empire. На турнире в Сиэтле они обе могли претендовать на высокие позиции. Но в итоге Virtus.pro поделила пятое-шестое места (1,1 миллиона долларов), а The Empire – седьмое-восьмое (613 тысяч долларов).

Киберспорт в России

С 18 июня 2016 года киберспорт стал в России официально признанной дисциплиной, соревнования по которой могут проходить под эгидой Министерства спорта, а по итогам этих соревнований самым успешным киберспорт­сменам могут присуждаться звания «Мастер спорта России», «Мастер спорта международного класса» и «Заслуженный мастер спорта России».

Федерация компьютерного спорта проводит Кубок России по киберспорту и Всероссийскую киберспортивную студенческую лигу. В 2016–2017 гг. в Кубке России по киберспорту приняло участие более 11 000 человек, во Всероссийской киберспортивной студенческой лиге – более 3 000 игроков из 91 вуза.

Сборная УрФУ стала четвёртой в гранд-финале Всероссийской киберспортивной студенческой лиги-2017.

  • Опубликовано в №149 от 16.08.2017
Областная газета Свердловской области
.