«Зафиксируйте: Карякин — это бренд!»

Сергей Карякин (справа) и Кирилл Зангалис близко дружат. Однако у них есть соглашение: во время турнира они не общаются. Так, во время мирового первенства Кирилл Зангалис даже не знал, в какой гостинице живёт Карякин. Из личного архива К.Зангалиса

Сергей Карякин (справа) и Кирилл Зангалис близко дружат. Однако у них есть соглашение: во время турнира они не общаются. Так, во время мирового первенства Кирилл Зангалис даже не знал, в какой гостинице живёт Карякин. Из личного архива К.Зангалиса

Ровно год назад, 11 ноября 2016 года, в Нью-Йорке стартовал матч за звание сильнейшего шахматиста мира между экс-лидером екатеринбургского «Малахита» Сергеем Карякиным и Магнусом Карлсеном. Норвежец тогда на тай-брейке сломил сопротивление Карякина (9:7) и защитил титул чемпиона мира по шахматам. Сергей проиграл, но вместе с тем в России (да и за её пределами) начался настоящий шахматный бум, а некогда игрок свердловского «Малахита» стал настоящим героем.

Спустя год «ОГ» вместе с менеджером Сергея, PR-директором Российской шахматной федерации Кириллом ЗАНГАЛИСОМ вспоминает о том, как это было и какие сейчас последствия этого бума.

Но для начала немного предыстории. Сергей Карякин стал первым россиянином, кто с 2008 года боролся за титул чемпиона мира. Напомним, что последний раз это удалось Владимиру Крамнику.

Шахматный бум заставил всех обратить внимание на игру, вспомнить правила и болеть за Карякина глубокой ночью, просыпая подъём на работу. И сейчас едва ли найдётся человек, кто не знает Сергея. Плакаты с его именем и профилем везде. Он открывает матч московского «Спартака», встречается с Владимиром Путиным, переходит из одного шоу в другое и так далее. За эту (вполне в хорошем смысле) пиар-кампанию Карякина и вообще шахмат несёт ответственность как раз Кирилл Зангалис.

Что у Сергея не получилось? Всё получилось!

— Кирилл, сколько вам и Сергею потребовалось времени, чтобы отойти от «битвы за корону»?

— Нисколько. Никакого стресса-то и не было. После самого матча были бесконечные интервью, а потом отправились на чемпионат мира по блицу и рапиду (проходил в Дохе, в декабре 2016 — январе 2017-го. — Прим. «ОГ».), который Сергей выиграл. Времени на «отходить» и отдыхать не было — сразу в работу.

— А когда пришло какое-то переосмысление?

— Сергей мне об этом ничего не говорил, но я до сих пор не могу во всё это поверить. Начав с нуля, Сергей добрался до матча за корону. Кто бы что ни говорил, но для меня — это величайшее достижение. Надеюсь, что не последнее. При этом многие люди начинают этому возражать. Пусть остальные десять сильнейших гроссмейстеров мира пробьются так же. Как-то один раз, когда я поздравлял моего знакомого гроссмейстера Левона Ароняна (Победитель множества престижных международных турниров, двукратный обладатель Кубка мира ФИДЕ. — Прим. «ОГ».) с очередной победой в супертурнире, он мне сказал: «Что меня поздравлять? Все бы свои победы я обменял на один такой матч».

— Обсуждали с Сергеем, что у него не получилось?

— Да всё у него получилось! Карлсен — сильнейший шахматист мира. Никто ещё не играл с ним 6:6. В восьмой партии Карлсен от злости в ничейной партии перегнул, и Сергей одержал победу. В десятой Карлсен вернул баланс. Был факт везения, а потом факт невезения. Равновесие.

— Сергей выиграл восьмую партию и вышел вперёд. Если честно, то промелькнула мысль: всё, корона наша!

— Карлсен был лидер, но сильного соперника всегда можно подловить и нанести удар. В спорте такое бывает. Да и не только в шахматах. Вспомните футбольные достижения сборной Дании в 1992-м и сборной Греции в 2004-м на Евро. Никто тогда не верил в них, но они стали чемпионами. Втайне я наделся, конечно, что Сергей выиграет. Когда в девятой партии по оценке компьютера у Сергея была выигрышная позиция, я подумал: «Карякин выигрывает 2:0, и всё». Мысленно я поднял корону над головой.

Это был прорыв российского спорта

— После матча случился настоящий бум. На Сергея «свалилась» огромная слава. Он был готов к этому?

— Я готовил его к каким-то вещам, но в таком масштабе, наверное, нет. Но он много работал над собой. Сергей всегда был скромный и особо с журналистами не общался, но сейчас вырос в профессионала. Но когда это случилось, то было тяжело. Всем ты резко стал нужен. Тебя зовут в ложу «Спартака», зовут первые лица государства, телефон раскалывается от звонков и предложений. Тут турнир, тут автограф-сессия, тут ещё что-то. Это радует, но я сам уже в шоке.

— Но вы ожидали такую реакцию?

— Отчасти я понимал, что будет бум. Мало тогда было таких прорывов российских спортсменов. Кроме того, сильная поддержка президента федерации шахмат — Андрея Филатова. Подключились пресса, телеканалы. Когда у нас отбирают награды, не допускают до соревнований российских спортсменов, и вдруг появляется светлое пятно — на него наводят фокус. Поймите важный момент: Крамник с 2000 года сыграл четыре матча на первенстве мира и три из них выиграл. Один из этих матчей он выиграл у Каспарова. Он должен быть национальным героем, но не в то время! Не было тогда менеджера, не было медиаподдержки.

— К этому добавилась ваша пиар-кампания. Теперь со всех щитов на нас смотрит довольный Карякин…

— Таких щитов должно быть ещё больше! В таких случаях не бывает плохо. Кто-то может спорить с этим, но для меня это факт. При том, что мы эту кампанию особо не продумывали. Если в 2012 году был план, и его исполняли, то в 2016-м всё шло само. Интервью и предложения лились как из рога изобилия. Это тот момент, когда сначала ты работаешь на имя, а потом имя на тебя. Всё, зафиксируйте: Карякин — это бренд. Не в обиду другим шахматистам, но простой народ никого не знает из действующих игроков, кроме Карлсена и Карякина. Вспоминают Крамника, но реже.

— А как же Карпов?

— Бесспорно, Карпов и Каспаров вне конкуренции. Я говорю про нынешнее поколение. При том, что я как пиар-директор Российской федерации шахмат стараюсь задействовать всех гроссмейстеров. Совсем недавно нам одна крупная компания предлагала спонсорский контракт Карякину. Я говорю: «Могу предложить других известных шахматистов». Мне сказали: «Нет! Нас интересует только он». Так сейчас обстоят дела. Это факт. К счастью для Карякина, к сожалению для других гроссмейстеров.

— Сергей так же, как и вы, теперь старается продвигать шахматы. К примеру, он встречался с Владимиром Путиным. Один из пунктов, которые они обсуждали — шахматные уроки в школе. Также стал членом Общественной палаты.

— С одной стороны, дети научатся передвигать фигуры, а с другой — хватит ли квалифицированных специалистов? Но Сергей это продвигает, ему это важно. Знаю, что в некоторых школах Москвы уже вместо третьего урока физкультуры введены шахматы. Но важно, чтобы это не было просто желанием получить за физкультуру троечку. Конечно, это повышает его статус. И если всё это идёт на пользу популяризации шахмат. Почему бы нет?

Карякин будет вновь бороться за корону

— Что изменилось в жизни Сергея Карякина за этот год?

— Про славу я уже говорил, но изменилась, к сожалению, игра Сергея. Он стал играть ниже своих возможностей, на мой взгляд.  Сергей — критичный человек и должен стремиться к самосовершенствованию. На данный момент он занимает 14-ю позицию в мировом рейтинге. Это не его уровень. На мой взгляд, он должен находиться в первой пятёрке. Похвастаться за этот год можно победой на чемпионате мира по блицу и супер-блиц турниром в Сент-Луисе. 

— Это головокружение от успехов?

— Нет. Понятно, что человек устал от этих «медных труб». Да и Сергей никогда не выигрывал несколько крупных супертурниров подряд. Сейчас он находится на сборах и до марта будет пахать как сумасшедший. Он сам это знает, и его не надо уговаривать работать.

— Ну и, пожалуй, самый важный вопрос: попробует ли Сергей ещё раз побороться за корону в 2018 году?

— Конечно! Других вариантов нет. Но сейчас это будет в разы сложнее, поскольку на него будут иначе настраиваться. Мне кажется также, что у него будет дополнительная нагрузка: страна пристально смотрит и ждёт от него победы.

  • Опубликовано в №210 от 11.11.2017
Областная газета Свердловской области