Никита Губенко: «Неожиданная развязка всегда привлекает»

Никита Губенко

Никита Губенко оставил за спиной опытных гонщиков в этом виде программы, которые участвовали во многих профильных гонках по экстремальному каякингу. Фото: Балинт Веккаси/Международная федерация каноэ

Тагильчанин Никита ГУБЕНКО на втором этапе Кубка мира по гребному слалому (в Кракове) завоевал золотую медаль. Уралец стал лучшим в новом классе «К-1 – Каяк-экстрим» – экстремальный спуск на байдарках-одиночках, когда стартуют разом четыре участника. Победив сначала на Кубке России, Губенко добрался до побед и на международном уровне. По сути, это маленький шажок к самому главному – Олимпийским играм.

24-летний Никита Губенко – из нового поколения гребцов. Прошлогодние участники чемпионата мира по гребному слалому – Дмитрий Храмцов, Виталий Максимов и Губенко- пришли на смену некогда самой титулованной паре России в категории каноэ-двоек, участникам трёх Олимпиад и призёрам Игр-2008 Дмитрию Ларионову и Михаилу Кузнецову.

Для Губенко (он воспитанник школы олимпийского резерва «Уралец») это не просто первая победа, но и вообще первый крупный успех на взрослых турнирах. Примечательно ещё и то, что основная его специализация – байдарка-одиночка. Почему же всё-таки сильнейшим он оказался в «Каяк-экстриме», как он попал в гребной слалом и как победить на Кубке мира – мы узнали у самого спортсмена.

– Никита, если я правильно понимаю, и папа и мама у тебя занимались гребным слаломом. Получается, выбора не было?

– Я так обычно говорю, что выбора не было, но это, конечно, не так (улыбается). Мама и папа занимались, а бабушка Татьяна Халтурина была директором секции в Нижнем Тагиле. Вместе с моим дедом Владимиром Кайгородовым они развивали слалом в городе. С самого детства я много времени проводил вместе с ними. Ходил по секции, наблюдал как занимаются другие ребята. Когда пришло время выбирать, что делать после школы – занялся гребным слаломом.

– Это довольно тяжёлый вид спорта. Когда был школьником, не возникало мысли бросить?

– Мне это нравилось. Как-то сразу понял, что мне интереснее преодолевать трудности.

– Твоя специализация – байдарка-одиночка. Однако ты в этом году выступил на первом официальном старте экстрим-слалома в России и победил…

– «Каяк-экстрим» больше отдушина. Так, погоняться лишний раз. К нему сейчас другое внимание, он ещё развивается. Но в глубине души было интересно поучаствовать, понять, кто и на что способен. Конечно, решение спонтанным трудно назвать, но и специальной подготовки не было.

– «Каяк-экстрим» тебя чем привлёк? Он выглядит со стороны невероятно зрелищным – все вместе стартуют, много контактной борьбы по ходу трассы.

– Как раз контактной борьбой и привлёк! Плюс в самом начале прыжок с рампы выглядит довольно эффектно. Очень много зависит от дистанции, от твоих соперников. В гонку они подбираются не по опыту, а по жеребьёвке. В первом же заезде ты можешь попасть вместе с чемпионом мира и что-то противопоставить ему. Более того, очень много разных тактических вариантов прохождения дистанции. Если находишься в гонке четвёртым, можешь в конце так подгадать, что на последнем буйке всех обойдёшь – и ты уже первый. Неожиданная развязка всегда привлекает не только спортсменов, но и зрителей.

– Твой тренер отметила, что ты на Кубке мира грамотно выбрал тактику. Она по ходу гонки в голову пришла?

– Скорее, тактика выбрала меня (смеётся). После стартового прыжка я был на третьей позиции. Нужно было мгновенно приспосабливаться и найти варианты, чтобы обойти соперников. Вообще, тут всё зависит от скорости принятия решения. В этом виде сложно загадывать наперёд, нет плана на всю гонку – необходимо разбираться по ходу. «Заготовок» нет – очень вариативный вид.

– После победы на Кубке мира облегчённо выдохнул?

– Нет. Впереди были гонки в моём основном классе, и нужно было сконцентрироваться на них. Наоборот, я абстрагировался от победы. Медаль – хорошо, но это не основной мой «вид деятельности». Расценивал как приятную неожиданность.

Комментарий

Ольга ГВОЗДЕВА, старший тренер сборной Свердловской области по гребному слалому:

– Этот вид программы уже был представлен в том году на Кубке мира, и некоторые спортсмены даже в нём участвовали, но у Свердловской области не было специальных лодок, чтобы тренироваться. В этом сезоне на Кубке России впервые этот вид включили в программу. Он пока не олимпийский, но ему пророчат, что в Играх в Париже в 2024 году он будет уже включён.

В Кракове Никита показал отличный результат, очень хорошо тактически сообразил – у него было несколько сложных ситуаций. В этом виде не запрещена контактная борьба, спортсмены могут сталкиваться лодками, и он вообще он считается довольно травматичным. Но и более зрелищным: едет четыре человека, борются между собой, и кто приехал – тот и победил.

Сборная России сейчас работает над этим видом. Я думаю, что, возможно, в «Каяк-экстриме» должны участвовать отдельные спортсмены, которые конкретно занимаются этим. Лодки в гребном слаломе и экстрим-каякинге имеют большое различие по материалу, из которого они изготовлены, длине и весу.

  • Опубликовано в №133 от 28.07.2018
Областная газета Свердловской области