Интерес не найден: страны не хотят принимать Игры-2026

Пока что МОК во главе с Томасом Бахом точно определился  с Играми 2024 и 2028 года. Фото: Грег Мартин/Международный олимпийский комитет

Пока что МОК во главе с Томасом Бахом точно определился с Играми 2024 и 2028 года. Фото: Грег Мартин/Международный олимпийский комитет

На 133-й сессии Международного олимпийского комитета (МОК), которая завершилась в аргентинском Буэнос-Айресе, были утверждены три претендента на проведение зимних Олимпийских игр 2026 года. В итоговом списке не оказалось турецкого Эрзурума, оргкомитет которого планировал провести часть соревнований в Сочи. Впрочем, и другие заявки вызывают вопросы.

Где в итоге может пройти зимняя Олимпиада 2026 года? В шорт-лист МОК вошли три страны – Швеция (Стокгольм), Канада (Калгари), Италия (совместная заявка Милан и Кортина-д'Ампеццо). На проведение Игр-2026 претендовал также турецкий Эрзурум. На недавней встрече губернатора турецкой провинции Сейфеттина Азизоглу и посла России в Турции Алексея Ерохова обсуждался вопрос о том, что часть соревнований, например, по санному спорту, бобслею и даже хоккею пройдут на олимпийских объектах Сочи (расстояние от Эрзурума около 670 километров). Заявки двух стран – далеко не новость в олимпийском движении, и, кажется, наша страна была готова рассмотреть этот вариант. И конечно, было бы здорово, если б спустя 12 лет зимняя Олимпиада вновь вернулась в Россию, но исполком заявку не утвердил. Отказ Эрзуруму был оформлен после проверки города специальной группой. В результате анализа представители комиссии МОК пришли к выводу, что у Эрзурума могут возникнуть проблемы с транспортом. По разным причинам на финальном этапе были отозваны заявки швейцарского Сьона, австрийского Инсбрука и японского Саппоро.

Заседание МОК во главе с Томасом Бахом
МОК во главе с Томасом Бахом рискует оказаться в крайне неприятной ситуации. Фото: Грег Мартин/Международный олимпийский комитет

И всё бы хорошо, но и эти три заявки – Италии, Швеции и Канады – не являются стопроцентными вариантами. Да, все три. Дело в том, что под стандарты МОК они не подходят. В частности, речь идёт о поддержке государства (в первую очередь финансовой) и, что немаловажно, общественной. По данным некоторых источников, население Калгари не поддерживает проведение Игр. Судя по всему, в Калгари, где уже проходили зимние Олимпийские игры 1988 года, не очень-то хотят повторения главного зимнего старта четырёхлетия. Так, 13 ноября в городе запланирован референдум.

– Постараемся убедить жителей Калгари в том, что мы всё делаем правильно, – заявил на сессии МОК глава совета по продвижению заявки «Калгари-2026» Скотт Хатчинсон. – Мы должны учитывать интересы граждан и хотим убедиться в том, что жители понимают, о чём мы говорим в нашей заявке.

Не всё гладко и у Стокгольма с Миланом. Весьма туманны финансовые перспективы этих двух заявок, поскольку оргкомитеты пока до конца не смогли заручиться поддержкой правительств государств. Итальянское правительство и вовсе сделало заявление, что «ни один из итальянских городов не получит финансовой поддержки» на олимпийский проект.

«Им нужно искать другие способы финансирования», – цитирует «Коммерсант» секретаря аппарата правительства Италии Джанкарло Джорджетти.

Что же получается? МОК может столкнуться с реальной проблемой, решить которую будет очень непросто, поскольку необходимо выбирать из уже существующих кандидатов. Выходит, что принимать Олимпиаду уже не так престижно, как это было ещё лет десять назад. Теперь гонка МОК хоть за каким-то кандидатом похожа на обречённость. Вполне возможно, что свою роль здесь сыграли и бесконечные скандалы, которые сейчас окружают Международный олимпийский комитет. И конечно, финансовый вопрос. Проведение Олимпиады – это огромные денежные затраты, исчисляемые в миллиардах долларов.

К примеру, проектная смета Олимпиады в Корее в 2018 году – $11,8 млрд. Перед стартом гонки за Игры-2026 МОК опубликовал программу, в которой расходы предлагается заметно сократить. Однако, по предварительным подсчётам, эта сумма всё равно останется высокой. Для стимулирования городов комитет предложил взять часть расходов на себя (около 1 млрд долларов), что, безусловно, должно помочь, а также МОК будет принимать активное участие в организации самой Олимпиады. Но, как мы видим, это лишь капля в море. Учитывая ещё и тот факт, что зарабатывает Олимпийский комитет весьма неплохо, вкладывая гораздо меньше. Кстати, в прошлом году МОК также расширил время приёма заявок на Игры. Эти меры были приняты в связи с беспрецедентной ситуацией – отсутствием интереса к участию в торгах для Игр-2026 года. И теперь, в нынешней ситуации, стало понятно, что космические расходы на подготовку и проведение Игр изменили отношение стран к вопросу.

Как бы то ни было, но выборы хозяина зимних Игр запланированы на лето 2019 года. Остаётся верить, что МОК найдёт выход из сложившейся ситуации. Не очень бы хотелось, чтобы к 2026 году Олимпийские игры окончательно изжили себя и превратились в совсем искусственный старт, в том числе и в организационным плане. И, наверное, МОК должен пересмотреть своё отношение к довольно странной олимпийской экономике, а иначе 2026 год действительно может оказаться началом конца олимпийского цикла. Но уже сейчас, уверены, это стало для МОК тревожным звоночком.

  • Опубликовано в №186 от 11.10.2018
Областная газета Свердловской области