Темы дня

Фёдор Конюхов установил мировой рекорд по длительности пребывания в Южном океане на вёсельной лодке

На веслах Фёдору Конюхову приходится проводить  по 16 часов в день. Фото: Скриншот новостей Первого канала

На веслах Фёдору Конюхову приходится проводить по 16 часов в день. Фото: Скриншот новостей Первого канала

Фёдор Конюхов продолжает своё кругосветное путешествие на вёсельной лодке через Южное полушарие. Он достиг середины пути своего первого отрезка – от новозеландского порта Данедин до мыса Горн. И хотя впереди практически половина участка, а затем ещё два огромных этапа, Конюхов уже установил несколько рекордов. И точно можно сказать: Конюхов войдёт в историю. 

Мы уже рассказывали о мировой экспедиции Фёдора Конюхова, который за два года планирует в вёсельной лодке пересечь Южный океан, обогнуть мыс Горн и суммарно пройти на вёслах 27 тысяч километров. Но давайте хотя бы чуточку представим, как это трудно на самом деле. 

Стартовав 6 декабря 2018 года из Новой Зеландии, путешественник за два месяца на вёслах преодолел расстояние примерно как от Москвы до озера Байкал, на момент сдачи номера газеты в печать – 5 330 километров. Таким образом, это самое длительное пребывание в Южном океане на вёсельной лодке – 64 дня. Предыдущее мировое достижение принадлежало французскому путешественнику Джозефу Ле Гуэну – 59 дней. 

Гуэн – очень опытный путешественник. К примеру, в 1995 году он в одиночку на вёсельной лодке переплыл Атлантику по труднейшему северному маршруту – США – Франция. А вот описанное выше покорение Южных широт кончилось для него весьма печально: в 2000 году, на 60-й день, примерно на середине пути он вызвал на помощь чилийский флот, поскольку из-за обморожения не смог продолжить экспедицию. Полученные повреждения тканей вызвали гангрену. Джозефу Ле Гуэну пришлось ампутировать пальцы ног.  

Подобной статистикой занимается Общество океанских гребцов (The Ocean Rowing Society). По их данным, этим маршрутом пытался  также пройти британец Джим Шехдар. Он дважды стартовал из Новой Зеландии в 2003 году, но в первый раз его лодка сломалась через один день, а во второй заход он продержался 14 суток, после чего был эвакуирован исследовательским судном. 

Широты от 40 до 60 градусов южной широты ещё от эпохи парусных судов известны морякам как «ревущие сороковые» и «неистовые пятидесятые». Это всё из-за плохой погоды, штормовых ветров и больших волн, образующихся из-за движения масс воздуха, которые, обтекая земной шар, не встречают себе препятствий в виде каких-либо заметных массивов суши. Особую опасность представляет плавучий лёд. Все эти факторы делают поисковые и спасательные операции сложно организуемыми. Неофициально этот маршрут и вовсе называют «Гималаями океанской гребли». 

Второе достижение – мировой рекорд возраста для одиночного океанского плавания: в день старта Фёдору Конюхову было 66 лет и 359 дней – на 36 дней больше, чем предыдущему рекордсмену – Жерару Мари из Франции.

На данный момент Конюхов преодолел больше половины пути. Кроме того, он стал первым, кто на вёслах приблизился к океанскому Полюсу недоступности. Его принято именовать «Точка Немо» – самое удалённое от суши место в мировом океане. Отсюда до суши в любую сторону одинаково – 2 688 километров. От берегов Чили, например, корабль будет идти не одну неделю. Кстати, именно в этой точке находится едва ли не самое уникальное и неизведанное место – кладбище космических кораблей, где регулярно затапливаются беспилотные грузовые транспортные средства с МКС и другие космические объекты. 

До мыса Горн Конюхову плыть примерно 60–70 дней – всё зависит от погоды. Напомним, что следить за продвижением путешественника можно на его официальном сайте. 

 «Я так живу, это мой образ жизни»

Фёдор КОНЮХОВ даже непосредственно в океане остаётся на связи. Он периодически отправляет снимки, связывается со штабом и семьёй по спутниковому телефону. Подписчики его соцсетей часто задают путешественнику вопросы. Совсем недавно Фёдор Конюхов ответил на них. Приводим самые интересные ответы. 

– Вам не страшно?

– Любому человеку страшно в таком безбрежном просторе и так далеко от цивилизации, но я привык и знаю, как себя вести в этих ситуациях.

– Зачем вам это?

– Я так живу, это мой образ жизни – познавать нашу планету, себя, окружающий мир.

– Если лодка перевернётся, что будет?

– Лодка спроектирована так, чтобы вернуться на ровный киль после переворота. Мы специально проводили roll over-тест в мае прошлого года в Англии, но без всего оборудования, без антенн. Теоретически лодка должна встать на ровный киль, но лучше мне избежать переворота на этих широтах.

– Как сушить вещи?

– Никак. В каюте для сна оборудован тёплый пол, состоящий из нагревательных элементов, какие используются у нас в домах и квартирах, но они лишь подогревают пол, а не сушат вещи. У меня несколько комплектов вещей, упакованных в специальные мешки, когда одежда становится насквозь мокрой и пропитанной солью, я её меняю на сухую. В океане из-за солёной воды невозможно высушить вещи. Для этого нужно прополоскать в пресной воде, а у меня её ограниченный запас.

– Какой рацион питания?

– На борту специальное сублимированное питание, разработанное новозеландской компанией Radix специально для таких проектов. 

– Как вы спите?

– Урывками, по 20–30 минут, и так набираю необходимое количество сна. Я не могу лечь и проспать 7 часов. Лодку обязательно развернёт бортом к волне, приходится всё время быть начеку и смотреть за заходами ветра, за сменой направления волн. Нехватка сна тоже создаёт проблемы, есть опасность допустить ошибку, особенно в штормовую погоду. 

– Какие мысли приходят во время путешествия, удалось ли что-то переосмыслить?

– Всё время только и делаю, что переосмысливаю жизнь, здесь для этого есть все условия. Мне кажется, человечество идёт по неправильному пути, по пути разрушения себя и планеты. Мы очень мало созидаем.

– Удаётся поймать что-то в океане?

– У меня есть рыболовные снасти и блёсны, но ни одной рыбы я не поймал, а вот кальмаров ловил. За два месяца поймал 10 кальмаров, обычно на закате они попадаюсь на флуоресцентную блесну. Для меня это гастрономический праздник.

  • Опубликовано в №23 от 08.02.2019

Сюжет

Фёдор Конюхов: кругосветный переход на вёсельной лодке в Южном полушарии
Фёдор Конюхов в одночку пересекает Южный океан на вёсельной лодке "Акрос". "Областная газета" рассказывает о деталях уникальной экспедиции, публикует дневники Фёдора комментарии его сына, руководителя экспедиционного штаба Оскара Конюхова.

Областная газета Свердловской области
.