Леонид Рапопорт: «Я же человек неуёмный…»

Леонид Рапопорт

Леонид Рапопорт: «Наше министерство – это министерствопозитивных эмоций» Фото: Александр Исаков

Завтра отмечает 60-летний юбилей министр физической культуры и спорта Свердловской области, один из самых публичных членов регионального правительства. Накануне мы отправились к нему на интервью с целью узнать о правилах жизни юбиляра, однако первой же фразой Рапопорт все наши планы разрушил.

– Я всегда отличался тем, что зачастую игнорировал правила и никогда не ходил строем. Поэтому совершал ошибки, набивал шишки, но получал бесценный опыт и знания. С годами пришла мудрость, но привычки остались те же.

А встреча, которая определила всю мою дальнейшую жизнь, состоялась тогда, когда мне было десять лет. Тренер Людмила Фёдоровна Мирошникова, молодая красивая женщина, пришла в наш пятый класс «А» и предложила заниматься у неё в секции. Все парни сделали шаг вперёд, даже не спрашивая, по какому виду спорта секция. Оказалось, что Людмила Фёдоровна тренер по конькобежному спорту, в секцию был серьёзный отбор, который я не прошёл, потому что совсем не умел кататься на коньках. Но я всё равно ходил на тренировки и научился.

В семье у нас было трое детей, в том числе сестра Аллочка, которой я старше на пятнадцать минут. Отец работал, мама – инвалид по болезни, так что достатка не было в доме. Жили мы в районе «Уралобуви», по соседству находились бараки, так что о многих метаморфозах взрослой жизни мы знали не понаслышке. Чего скрывать, и драться приходилось частенько, поэтому кто знает, как бы всё сложилось, если бы я со временем не стал целыми днями пропадать на стадионе УПИ, который находился рядом.

– Спортивные и жизненные задачи тогда перед собой ставили?

– Мечтал о двух документах красного цвета – удостоверении мастера спорта СССР и дипломе о высшем образовании с отличием. В итоге сбылась только одна мечта. К тому же, скажу честно, в школе я учился плохо. И в девятом классе оказался только потому, что тогда было правило, что нельзя разделять двойняшек, а сестра моя была более прилежной ученицей.

Норматив мастера спорта выполнил на всероссийских соревнованиях, которые проходили здесь, в Свердловске, на стадионе «Юность» – 500 метров, если не ошибаюсь, побежал, за 41,2 секунды. Интересно, что удостоверение мастера спорта я получал в тот день, когда умер Владимир Высоцкий – 25 июля 1980 года.

Леонид Рапопорт
Леонид Рапопорт: «Мечтал о двух документах красного цвета – удостоверении мастера спорта СССР и дипломе о высшем образовании с отличием. В итоге сбылась только одна мечта». Фото: Личный архив Леонида Рапопорта

– Думаю, ваши студенты, которые будут читать это интервью, очень удивятся, когда узнают, что доктор наук, профессор Рапопорт в школе не блистал успеваемостью.

– Это, к сожалению, неизбежные проблемы у тех, кто учится не в специализированных школах или классах. Наверное, большая любовь к русскому языку привела к тому, что с иностранными языками было особенно сложно. Зато хорошо знал математику и химию.

– Выходит, занятия спортом помешали получить хорошее образование?

– Как это ни странно, наоборот, помогли.

– Не понял?

– Занятия спортом учат быть нацеленным на результат, на успех, причём приучают рассчитывать только на собственные силы, а не надеяться, что кто-то тебе поможет. Так что когда появилось понимание, что знания всё-таки нужны, развитое в спорте стремление добиваться результата помогло их получить.

– На вопрос «Кем быть?» когда нашли ответ?

– А я как-то не особо и задумывался над этим вопросом. Поскольку с нашим тренером мы проводили времени едва ли не больше, чем в семье, и многому у Людмилы Фёдоровны и её мужа Бориса Павловича учились не только на конькобежной дорожке, но и за её пределами, хотелось быть такими же, как они, стать тренером. Это было настолько очевидно, что и думать было не о чем.

Леонид Рапопорт
Леонид Рапопорт хотел стать тренером, но в итоге выбрал науку Фото: Фото из личного архива

К тому же, как я уже сказал, была мечта стать мастером спорта, а учась в техническом вузе, сделать это было очень сложно. Так что я поступил в пединститут на специальность «Физическое воспитание».

– Но тренером вы, насколько я знаю, всё-таки не стали.

– После института я ушёл в армию, дослужился до старшины, а когда демобилизовался и надо было определяться с дальнейшим путём в жизни, верх взяла любознательность, и я решил заняться наукой.

– О чём ваши диссертации?

– Кандидатская связана с технической подготовкой юных конькобежцев, а докторская посвящена управлению и развитию студенческого спорта.

– То есть получается, что предстоящая, будем надеяться, в 2023 году Универсиада – это ваша абсолютная епархия?

– Я десять лет, с 1995-го по 2005-й, был первым вице-президентом Российского студенческого спортивного союза. Так что Всемирные летние и зимние Универсиады знаю не понаслышке.

– После того как в Екатеринбурге успешно прошли игры чемпионата мира по футболу, подготовка к Универсиаде таит какие-то неожиданности?

– Чемпионат мира по футболу – это колоссальный опыт проведения самого масштабного спортивного события в мире. И мы все с вами прикоснулись к этому счастью. Мы сделали всё своими силами, и у нас сложилась прекрасная профессиональная команда. Отличие от чемпионата мира по футболу в том, что будет задействовано больше объектов для проведения спортивных соревнований. И участников будет больше – только спортсменов и тренеров мы ожидаем порядка десяти тысяч.

– Вы были создателем первого физкультурного вуза в нефизкультурном университете…

– И по нашим стопам потом пошли около тридцати университетов России. Стоял вопрос вопрос не только о развитии студенческого спорта и физкультуры. Великий Станислав Степанович Набойченко понял – для того, чтобы Уральский политехнический институт мог претендовать на статус университета, надо увеличить долю гуманитарного образования. Кроме того, преобразование кафедры физвоспитания в институт физической культуры, социального сервиса и туризма позволило на качественно более высоком уровне развивать материальную базу.

Леонид Рапопорт
Фото: Александр Исаков

– Около двадцати лет вы возглавляли кафедру, а потом институт. И вдруг вам предлагают сорваться с насиженного места и стать министром спорта Свердловской области…

– Это не совсем так. Я же человек неуёмный, работал руководителем исполкома регионального отделения партии «Единая Россия». Мы тогда выстроили коммуникации со всеми муниципальными образованиями, тогда же мы начали отрабатывать тему возрождения комплекса ГТО. Кроме того, порядка двадцати лет я входил в коллегии министерства, так что все особенности этой работы я знал.

– Одно дело – коллегия. А оказавшись в кресле руководителя открыли для себя что-то новое, может быть, на что-то иначе взглянули?

– Я быстро читаю и быстро говорю. И поначалу был некоторый ужас в глазах у отдельных сотрудников министерства, которые не успевали меня понимать (смеётся). Я пришёл с командой тех людей, с которыми работал в вузе, в студенческом спорте, в партии «Единая Россия». Первое, что мы сделали – это была программа развития футбольного клуба «Урал». Дальше была целевая программа развития физкультуры и спорта, которой не было. Мне сказали делать программу скромную – на миллиард рублей. Мы сделали программу совсем нескромную – на пятнадцать миллиардов. И у нас всё получилось.

– Каким образом? Одно дело написать самую нескромную программу, а другое – найти эти пятнадцать миллиардов.

– Помогла работа в партии. Я тогда познакомился со всеми главами муниципальных образований, так что мне легко было выстроить коммуникации. Плюс я прекрасно знал ситуацию с состоянием спортивной инфраструктуры по всей области. Благодаря тому что почти полностью поменялся менеджмент министерства, сейчас мы работаем очень оперативно, в том числе и по привлечению федеральных ресурсов. Ценность любого министра – это какой объём финансирования масштабных проектов он обеспечил из федеральных средств.

– И какова тогда ценность министра физкультуры и спорта Свердловской области Леонида Рапопорта?

 – Об этом вы можете узнать из моей налоговой декларации (смеётся).

– По себе знаю, что большинство спортивных мероприятий проходят либо в выходные, либо вечером, когда большинство людей законно отдыхают. А вас я на многих соревнованиях тоже встречаю…

– Мы как-то шутили со Светланой Николаевной Учайкиной (министром культуры Свердловской области. – Прим. «ОГ»), что физкультура – это часть культуры, поэтому и у меня, и у неё по субботам и воскресеньям тоже рабочие дни.

Дело в том, что мы как региональное министерство спорта не можем поддержать финансово все восемь тысяч соревнований, которые у нас проходят. Спасибо спонсорам, которые приходят на помощь. И одна из причин моего присутствия на многих мероприятиях – это знак признательности таким людям, которые помогают спорту.

– Вы ведь и сами участвуете в соревнованиях?

– Мои виды спорта – коньки, хоккей, теннис, футбол, шахматы, стрельба, плавание, ГТО сдал уже не один раз. В том, что касается физкультуры и спорта, руководитель должен показывать личный пример.

Леонид Рапопорт
Леонид Рапопорт летом 2016 года давал интервью «Областной газете», где рассказал, что четыре вечера в неделю проводит в спортзале Фото: Ольга Хромченкова

– А свободное время у вас всё-таки есть?

– Сейчас, когда министерство заработало так, как мне бы этого хотелось, то могу себе позволить два раза в неделю, если нет накладок, играть в хоккей, по воскресеньям хожу в фитнес-клуб, езжу на охоту. Много читаю, как правило беллетристику, чтобы прочистить мозги. Сейчас перешёл на аудиокниги, которые можно слушать, закрыв глаза. Но при всём уважении к современным носителям, читать бумажную книжку – это особое, ни с чем не сравнимое удовольствие.

– Вчера у нас с вами встретиться не получилось, вы днём улетели в Москву, сегодня вы уже снова в своём кабинете. Много времени проводите в самолётах?

– Бывает, что за неделю летаю в Москву три раза. При этом в столице у меня живёт старший сын с семьёй, но увидеться с ним получается очень редко. В самолёте обычно играю в шахматы с компьютером. Если зазеваюсь, то выигрываю не я.

- Вы ведь в правительстве Свердловской области дольше всех, с декабря 2009 года. В чём секрет такого завидного «долгожительства»?

– Об этом судить не мне. Я стараюсь делать то, что мне поручают точно и в срок. Мне самому иногда сложно понять, почему меня так долго терпят (смеётся).

– Министр, и тренер, особенно в тех видах спорта, которые на виду, понимает, что любой день может стать для него последним в этой должности.

– Министр – это не профессия, а должность. Здесь важно в точности выполнять то, что поручают. Но поскольку, как я уже сказал, «строем не хожу», то хочу сделать ещё лучше. Возможно, иногда за это и «получаю».

– Что на ваш взгляд сейчас надо сделать в Свердловской области ещё лучше?

– Когда регион берётся за какой-то крупномасштабный спортивный проект – это расцвет и города, и области. Главная наша задача – создать условия для всех слоёв населения для занятий физкультурой и спортом в шаговой доступности. Я вообще считаю, что наше министерство – это министерство позитивных эмоций. Занятия физкультурой – это всегда яркие эмоции, победы, прежде всего, над самим собой. В «Кроссе наций» и «Лыжне России» по полмиллиона человек участвуют. Никто никого никуда не гонит, у всех улыбки. И такие мероприятия объединяют.

– Ну, честно говоря, на том же «Кроссе наций», народ, бодро стартовав, дальше идёт пешком.

– И что? Главное, что человек не сидит на диване или у компьютера, не пьянствует втихаря. Сдвинулся с места хотя бы так – уже хорошо.

Леонид Рапопорт
Леонид Рапопорт: «Сейчас, когда министерство заработало так, как мне бы этого хотелось, то могу себе позволить два раза в неделю, если нет накладок, играть в хоккей, по воскресеньям хожу в фитнес-клуб, езжу на охоту» Фото: Личный архив Леонида Рапопорта

– Конькобежцы, я знаю, на вас обижаются, что вы «своих» обделяете.

– Я виноват перед ними. Никак не получается привлечь федеральные деньги на строительство беговой крытой дорожки. Пока не буду загадывать, но надеюсь, что всё сложится. Там же смогут тренироваться и хоккеисты с мячом.

– Уживутся вместе?

– Я сам помню, как после нас на Центральном стадионе тренировались хоккеисты – если зазеваешься, может и мячик прилететь.

Леонид Рапопорт и Джанни Инфантино
Леонид Рапопорт и президент ФИФА Джанни Инфантино. Фото: Личный архив Леонида Рапопорта

– В Свердловской области проходит много международных турниров, благодаря чему вы встречались со многими людьми. Кто произвёл самое яркое впечатление?

– Президент ФИФА Джанни Инфантино. Только чемпионат мира по футболу сделал возможным такое знакомство. Хорошо, что со времён школы английский язык я значительно подтянул (смеётся). Был, конечно, сложный момент, когда на первый матч в Екатеринбурге пришло мало зрителей, но ФИФА быстро приняла меры, и следующие игры прошли уже при аншлагах. Думаю, что и благодаря в том числе увиденному в Екатеринбурге Инфантино назвал чемпионат мира в России лучшим в истории. Обычно чиновники такого ранга говорят так после каждого турнира. Я специально провёл мониторинг – раньше Инфантино ни один чемпионат мира лучшим в истории не называл.

  • Опубликовано в №76 от 27.04.2019
Областная газета Свердловской области