Лев Гонов: «Неделя без трека – много. Начинается ломка»

Велогонщик Лев ГОНОВ

Круг почёта на Европейских играх. Конечно, с флагом – по всем традициям трека. Фото: РИА Новости / Алексей Филиппов

Велогонщик Лев ГОНОВ стал одним из открытий прошедших II Европейских игр. 19-летний уроженец Сысерти в Минске выиграл золото в командой гонке на треке, вместе с партнёрами по команде оставив за спиной чемпионов Европы. Лев к большим победам ещё пока привыкает, но в его личной копилке уже победы на первенствах Европы и мира. И даже мировой рекорд в индивидуальной гонке на 3000 метров (пока среди юниоров). Корреспонденты «Областной газеты» поговорили с велогонщиком перед отъездом на молодёжный чемпионат Европы в Генте, который стартует уже в понедельник.

– Лев, сейчас, когда эмоции поутихли, что можешь сказать про своё выступление в Минске?

– Думаю, что это был максимум. Рекорд мира в нашей дисциплине, командной гонке – 3.48. Мы проехали – 3.53. Нужно дальше расти, быть быстрее и мощнее.

– Из ваших трёх главных побед в карьере какая медаль ближе к сердцу?

– Всё-таки первенство мира, когда выиграл в индивидуальной гонке (тогда Гонов установил установил рекорд мира, проехав дистанцию за 3 минуты и 11,143 секунды. – Прим. «ОГ».). Эмоции тогда такие были… Тут, конечно, тоже достойно выступили, медаль это здорово. Но в личных гонках оно как-то приятнее.

– После победы в Минске вы сказали: «Со взрослыми и именитыми «дядьками» мы ездить не боимся». Неужели всё ещё делите спортсменов по возрасту?

– Они дядьки только по документам, а на треке мы равны. Хотя итальянцы были очень сильные. Они, кстати, действующие чемпионы Европы. Да, у них там что-то не получилось, но это их проблемы.

– Позвольте ещё одну вашу цитату: «Чтобы быть конкурентоспособными, нужно скинуть с рекорда России две секунды». Какой сейчас уровень российских трековиков?

– В нашем виде российские спортсмены – это только наша четвёрка. Всё. Наш квартет может бороться на чемпионатах мира, Европы и за попадание на Олимпийские игры. Даже в прошлом году у нас не было такого результата. Мы ехали 3.55, 3.57 даже 4.00. Всё как-то не складывалось, не получалось В этом сезоне лучше. Тихонечко втягиваемся. С усилием, через зубы, через пот, боль, кровь. С 3.53 на мировой арене можно бороться за тройку, но первого и второго места с такой скоростью не будет. Надо прибавлять. А скинуть секунды реально. Мы же скинули: ещё в этом году весной на чемпионате мира в Польше мы ехали 4.02. Видно, что развитие есть.

– Ваша четвёрка – Гонов, Берсенев, Сырица, Смирнов – как образовалась?

– Она была давно, кроме Никиты Берсенева. Тройка Лев Гонов, Глеб Сырица и Иван Смирнов ездила до этого года четыре. Плавно развивались все вместе. Сначала выиграли первенство России, потом поехали на Европу. Была ещё четвёрка Сташ, Соколов, Евтушенко и Шилов. Они ехали быстрее, чем мы. На чемпионате России мы наступали им на пятки, гнались за ними. За счёт этого соперничества мы выкатились вперёд и стали их обыгрывать. В 2017 году выиграли и первенство Европы, и мира. На Кубках мира неплохо проехали. Так и стали лучшими.

– А почему лично вы выбрали трек? У мальчишек больше популярно, как нам кажется, шоссе.

– Я в велоспорт пришёл с нуля. Из кадетского корпуса попал в секцию, в Сысерти ещё. До этого вообще лыжами занимался несколько лет. Пришёл в секцию велоспорта, неплохие результаты начал показывать, потом заметили и в Санкт-Петербург пригласили. А у питерской команды больше упор на трек. Там тренер работает – Александр Кузнецов, он нескольких олимпийских чемпионов подготовил именно по треку. Вот я так и начал заниматься. Но вы правы, больше уходит в шоссейные гонки. Там же деньги ещё. На шоссе уходят те, кто хотят больше зарабатывать. Но не у всех это получается (улыбается). Там подготовка совсем другая. Но на шоссе, конечно, тоже ездим. Это как подготовка. Без шоссе – трека не будет.

– То есть в планах есть перейти на шоссе?

– Да, конечно. Если хочешь оставаться в велоспорте – дальше только шоссе. Но у нас там свои счёты: скажем так, не очень хорошо получается выступать. Бывает, что есть люди, которым удобнее работать на короткой и жёсткой дистанции. В общем, много разных нюансов.

– Вот вы часто говорите про улучшение времени. Как оттачиваете заветные секунды на тренировке?

– Скорость отрабатывается на тренировках, она не может просто так появиться. Нужно много работать, много дней, месяцев, лет… Это основное. Есть и второстепенное: велосипед, каска, туфли (которые, кстати, пристёгиваются к педалям для лучшей отдачи), носки. Представляете, даже носки добавляют аэродинамику, сейчас шьют специальные носки для велогонщиков. Влажность воздуха, плотность, полотно трека – всё это влияет на скорость.

– Сколько вы проезжаете за одну тренировку?

– Мы считаем не в километрах, а в часах. В среднем мы тренируемся полтора часа, за это время отрабатываем на скорость разные дистанции: километр, два, четыре. А затем шоссе.

– Многие спортсмены ведут себя по-разному в командной гонке и в личной. Понятно, что в командной возрастает ответственность. Вам какой тип гонок ближе?

– Я ответственности не боюсь. Если все здоровы и в форме – я уверен в своих партнёрах, как и они во мне. Бывают случаи, когда у кого-то проблемы со здоровьем, тогда уже кому-то приходится брать на себя больше ответственности.

– Со своими партнёрами вне трека вы дружите?

– Мы постоянно живём вместе, на соревнованиях, на сборах. Как друзья и как враги.

– Враги?

– Ну есть же конкуренция. У нас есть личные соревнования, на которых мы друг другу конкуренты. Не враги, а соперники (смеётся).

– Время на какие-то житейские дела остаётся?

– Не так много. У нас бывают выходные, ходим в кино, гуляем. С девушками видимся. Ну и всё.

– Часто приезжаете на родину, в Сысерть?

– Честно говоря, не был там уже пять лет… У меня там живут родственники, они приезжают ко мне, но много времени на то, чтобы повидаться, у нас нет. Конечно, я хочу приехать домой. После Олимпиады, если поедем всё-таки, будет целая неделя отпуска. Что такое неделя для обычного человека? Ничего. А для спортсмена это очень много. Многие говорят, что недели хватает за глаза. Без велосипеда и трека начинается ломка.

– Вы неоднократно говорили об Олимпиаде как о конечной цели. Насколько велики шансы?

– Шансы есть, но у нас сейчас есть проблема с попаданием на Игры. Прошлый год мы откровенно провалили. Сейчас нужно навёрстывать, у нас ещё 400 очков проигрыш от нужного места. Отбираются восемь команд по рейтингу, мы на данный момент идём на 9–10-м месте. Шансы есть, особенно с тем временем, которое мы показали в Минске – 3.53.

– Следующий старт – первенство Европы. Какие прогнозы?

– Трудно сказать. Думаю, что в командной гонке мы обязаны быть в тройке сильнейших. А про личную гонку не могу сказать с уверенностью за себя, не знаю, как пойдёт. Но мне кажется, россияне тоже будут на подиуме.

Досье «Облгазеты»

Лев Гонов родился в Сысерти 6 января 2000 года.

Велоспортом начал заниматься в 14 лет, у тренеров Александра Марченко и Сергея Пономарёва.

Затем перешёл в команду петербургского велоклуба «Локомотив». Сейчас выступает параллельно за два региона. 

Победитель первенства мира (2017).l Победитель первенства Европы (2017).

Установил рекорд мира в индивидуальной гонке преследования по велотреку среди юниоров, проехав дистанцию в 3000 метров за 3 минуты и 11,143 секунды (2018).

Обладатель золотой медали в дисциплине «мэдисон» на Гран-при Москвы (2019). 

Мастер спорта России международного класса, в сборной команде России с 2018 года.

  • Опубликовано в №116 от 05.07.2019 под заголовком «Неделя без трека – начинается ломка»
Областная газета Свердловской области