Если хочешь смотреть – плати. Компания «Яндекс» приобрела у НХЛ эксклюзивные права на показ в России

английский футбол показывает онлайн-кинотеатр

Теперь английский футбол показывает онлайн-кинотеатр. Предварительно нужно за него заплатить. Фото: Алексей Кунилов

На этой неделе спортивное сообщество узнало важную новость: компания «Яндекс» приобрела у Национальной хоккейной лиги (НХЛ) – самого престижного клубного турнира в мире хоккея – эксклюзивные права на показ в России. НХЛ с его звёздами, уровнем игры, накалом эмоций, теперь не будет на общедоступном телевидении. Если смотреть на ситуацию глубже, то это ещё один шаг в сторону интернет-трансляций спорта, а также платного показа.

Права – есть. Правил – нет

Телевизионные права существуют у любого более-менее серьёзного спортивного мероприятия. Они принадлежат организаторам, которые их и распространяют. Благотворительности тут никакой – любые права на трансляцию стоят денег. Не нужно знать все тонкости, чтобы понять, почему право показывать тот или иной вид спорта дело затратное. Кроме того, на данный момент в мире нет единых установленных правил по продаже трансляций. Каждые организаторы диктуют свои условия.

Давайте обратимся к самому популярному виду спорта в мире – футболу. Футбольные трансляции один из самых дорогих продуктов. Чаще всего лиги продают права на все матчи. Невыгодно продавать конкретному каналу одну игру. Если хочешь – бери всё сразу. Дальше схема простая: канал (или же любая другая организация), закупивший права, решает, как и где их показывать. И вот ту встаёт главный вопрос: бесплатно или нет.

Законодателями мод в этом вопросе были, конечно, европейские лиги. В Англии платные трансляции начались ещё в середине 90-х. В Германии, к примеру, – в начале 2000-х. Им, конечно, потребовалось время, чтобы стать самоокупаемыми. Точнее, потребовалось время на то, чтобы из зрителей и болельщиков сделать подписчиков. Донести мысль, что за просмотр футбольного матча, даже сидя на диване, нужно хоть что-то заплатить.

Россия в этом вопросе отстала прилично. Только в сезоне 2012/13 Российская футбольная премьер-лига определилась, как именно ей распространять права. Именно тогда телеканал «Наш футбол» стал общедоступным, платным (149 рублей в месяц) и начал показывать все матчи чемпионата страны.

Платить или не платить…

Что в итоге сейчас? На данный момент в нашей стране есть довольно обширная ниша платного контента, подключаемого по подписке. Различные европейские футбольные лиги (Германия, Италия, Испания, Франция), хоккейные матчи в высоком разрешении (Континентальная хоккейная лига) и другие каналы. Большинство из них входит в холдинг «Матч ТВ». Сам же «Матч» остаётся бесплатным и доступным всем. Но показывает он далеко не всё.

Получается, что переход на рельсы коммерческих трансляций плавно, но идёт. Сколько бы люди не возмущались пусть минимальной, но всё же платной подпиской на российский футбол, схема работает. Это как с онлайн-кинотеатрами: легально, безопасно, без рекламы. Вам не нужно тратить огромное количество времени на поиск пиратского сайта – с рекламой, плохой картинкой. Пусть футбол, хоккей или теннис в этот момент переходит в формат развлечения, за которое нужно заплатить.

Конечно, противников у платных трансляций множество. Аргументы есть: спорт должен быть доступным, бесплатным, общенародным. Допустим. Но давайте несколько углубимся в вопрос. К примеру: три года назад Английская Премьер-лига (АПЛ) заключила телевизионный контракт на право показа своих матчей на территории Великобритании стоимостью практически 6 млрд евро. Несколько миллиардов каждый год получают клубы этой лиги. Поровну. То есть – деньги от телевизионных прав идут клубам, на их развитие, в их же бюджеты.

В условиях государственного финансирования того же футбола в России, разве не было бы на руку нашим клубам получать деньги от трансляций? Разве кто-то бы отказался урезать часть госбюджета и пустить его на другие нужды? Так почему бы не заплатить 150 рублей за матч, держа в голове ту мысль, что когда-то это принесёт максимально положительные плоды.

Дорога в светлое будущее

Но в реальности практически невозможно сказать, когда и как это будет работать. Нынешний спортивный сезон, например, внёс свои коррективы. Точнее, он показал, что хоть мы и выходим на коммерческие рельсы, но в плане менеджмента есть куда расти. Так, права на чемпионат Англии продали стриминговому сервису «Оkko». Следующие три года (!) АПЛ покажет… онлайн-кинотеатр.

Вот так, ни на одном канале не будет трансляций главного европейского чемпионата, где играет победитель Лиги чемпионов и Лиги Европы. Теперь за бОльшие деньги (месячная подписка стоит 549 рублей) футбол переместился в Интернет. И ни одного матча нельзя будет посмотреть бесплатно. Более того, по информации нескольких источников, государственный канал «Матч ТВ» проиграл в тендере. «Okko» тут же переманил комментаторов, отлично разбирающихся в специфике британского футбола.

Теперь вот второй случай: «Яндекс» купил права на три следующих сезона НХЛ – 2019/2020, 2020/2021 и 2021/2022. И мирового хоккея тоже не будет на телевидении (ранее его показывал «Евроспорт»). В итоге холдинг «Матч ТВ» не покажет самого «вкусного» из мирового спорта – к примеру, манчестерское дерби хотят смотреть многие, далеко за пределами туманного Альбиона.

В России долгое отсутствие конкуренции сыграло злую шутку, которая отразится на простых зрителях. У многих и выбора-то особо нет: часть людей просто не захочет разбираться во всех перипетиях интернет-подключения. Да, по-прежнему на холдинге «Матч ТВ» остаётся показ российского футбола. Впрочем, к политике трансляций тоже есть вопросы. По большей степени в платный контент уходят совершенно рядовые матчи, в которых играют аутсайдеры. А все топовые трансляции, ночные матчи Лиги чемпионов показывают бесплатно. А разве сопоставимы рейтинги, извините, у клуба «Тамбов» с «Аяксом». Что быстрее купят люди?

Поезд платных трансляций везёт нас в светлое будущее. Главное, чтобы новые рельсы были правильно уложены, а то даже заплатив деньги за билет, можно и не доехать до нужной остановки.

  • Опубликовано в №151 от 23.08.2019
Областная газета Свердловской области