Герман Тарасевич: «У нас ценились не забитые мячи, а мастерские передачи»

В команде ОДО/СКА Герман Тарасевич играл с 1954 по 1964 год: сыграл 186 матчей, забил 85 мячей. За сборную СССР провёл 3 матча. Фото: Павел Ворожцов

В команде ОДО/СКА Герман Тарасевич играл с 1954 по 1964 год: сыграл 186 матчей, забил 85 мячей. За сборную СССР провёл 3 матча. Фото: Павел Ворожцов

Сегодня исполняется 85 лет старейшему из ныне здравствующих игроков легендарной команды свердловского СКА по хоккею с мячом Герману ТАРАСЕВИЧУ.

Мало уже осталось и тех, кто видел матчи той команды 50-х-60-х годов прошлого века, жаркие сражения свердловских армейцев с московскими динамовцами за звание сильнейшей команды Советского Союза. Но все, кому посчастливилось это увидеть, обязательно называют среди самых-самых нападающего Германа Тарасевича.

«В те годы мало кто мог соперничать с ним в быстроте выполнения самых сложных технических приёмов, а благодаря своему потрясающему дриблингу он мог обыграть практически любого соперника», – так написал о Германе Тарасевиче блистательный историк свердловского спорта Сергей Гущин в книге «Сказ про СКА».

Так получилось, что жил он в доме по адресу Пушкина, 9, знаменитом тем, что в его дворе практически в одно время играли сразу несколько известных хоккеистов.

– Играли в футбол и в хоккей, ходили в Дом пионеров чуть ли не во все кружки, какие там были, – вспоминает Герман Викторович.

– Ваш одноклубник Николай Дураков рассказывал, что в детстве играл в валенках, к которым привинчивал лезвия от коньков. Вы так же начинали во дворе?

– У меня «коньки» были ещё оригинальнее: вместо ботинок – отцовские старые штиблеты. Первые настоящие коньки мне выдали, когда я пришёл в команду мастеров «Динамо» по хоккею с шайбой. Коньки, шикарные, как мне тогда казалось, спортивный костюм и велосипедный шлем. А с Колей Дураковым мы не просто одноклубники, мы в СКА пришли в один день и час. Только я-то уже два года отслужил в части, а они – Дураков, Осинцев – были только что призванные, «зелёные» новобранцы.

– Но начинали вы с канадского хоккея. Валерий Маслов, единственный, кто выводил на поле в качестве капитана сборные СССР по хоккею с мячом и по футболу, как-то поделился своими впечатлениями от новинки: «Вышел на площадку, в меня пару раз шайба прилетела, и мне этого хватило». А у вас какие были впечатления от новой, появившейся после войны игры?

– Мне нравилось играть и в «мяч» и в «шайбу». Помню свой дебют в игре с минским «Динамо» – меня только выпустили, как я засуетился и схлопотал удаление. Возвращаюсь домой, а весь двор уже знает, слушали радиорепортаж. Уже много лет спустя узнал, что ко мне присматривался Николай Эпштейн, который вскоре создал знаменитую команду «Химик» в подмосковном Воскресенске. Я же откликнулся на предложение Ивана Ивановича Балдина и перешёл в хоккей с мячом, в команду Свердловского Окружного дома офицеров, за которую отыграл десять лет.

– Но за сборную СССР на чемпионатах мира так и не сыграли. Ни на первом, где Владимир Меньшиков сделал ставку на москвичей, ни на втором, когда сборную возглавил Балдин.

– За год до чемпионата мира я сыграл на турнире в Москве, в 1957 году был в предварительном списке, а потом мне сказали: «Ты пока не поедешь». А в 1961 году я сам виноват, уехал со сборов домой, не дожидаясь, когда назовут состав. Когда сейчас вспоминаю, не столько обидно, что в отличие от многих одноклубников не стал чемпионом мира, сколько стыдно, что подвёл тогда Балдина.

– У вас ведь и в клубе были что ни игрок, то хоккеист высочайшего класса, легенды слагаются о том, какой грозной силой была ваша атакующая связка с Валентином Атаманычевым. А вы кого бы назвали лучшим из тех, кто играл с вами?

– Это ведь сейчас надо обязательно сотворить «звезду». А у нас действительно была команда, единый коллектив, в котором я даже затрудняюсь кого-то выделить. Кстати, у нас ценились не забитые мячи, а мастерски сделанные передачи. Считалось вроде, что с действительно хорошего паса забить – дело нехитрое, а вот сделать этот пас, причём на ход, точно в «палку», чтобы принимающему игроку не надо было тормозить, удобно было тут же пробить по воротам или пойти в обводку – вот от чего мы получали истинное удовольствие.

– Повесив коньки на гвоздь, вы стали преподавателем физвоспитания в Уральском лесотехническом институте, создали там команду, становившуюся чемпионом и призёром студенческих чемпионатов СССР. А с мастерами была возможность поработать?

– В том-то и дело, что после Ивана Ивановича Балдина мне предлагали стать тренером СКА, но я как-то дрогнул, если честно. Хотя к тому времени уже диплом защитил в Омском институте физкультуры «Общая и специальная подготовка команд мастеров».

Герман Викторович перебирает старые фотографии, сделанные «Сменой» в зарубежных поездках СКА, вырезки из советских, финских и шведских газет, на старых снимках и пожелтевших фотографиях партнёры по команде, каждый со своей, порой трагической судьбой. И как бы подводит итог нашему разговору:

– Мне нравилось то время, те отношения которые тогда были у нас в коллективе.

  • Опубликовано в №132 от 27.07.2018
Областная газета Свердловской области