Андрей Кириленко: «В уличном баскетболе у всех есть шанс на победу»

Андрей Кириленко. Челленджер FIBA, массовый турнир по баскетболу

Фото: Павел Ворожцов

Несмотря на то что Андрей Кириленко шесть лет назад завершил карьеру игрока и уже почти четыре года возглавляет Российскую федерацию баскетбола, для большинства знакомых с этим видом спорта он по-прежнему прежде всего «АК-47» (прозвище, возникшее из инициалов и игрового номера бронзового призёра лондонской Олимпиады). Такими овациями, как Кириленко, никого из спортивных чиновников не встречают.

Сразу после церемонии открытия челленджера ФИБА в Екатеринбурге Андрей Кириленко ответил на вопросы корреспондента «Областной газеты».

– Баскетбол 3 х3 дебютирует через год на Олимпиадах, каковы шансы наших сборных на победу в Токио?

– Отличные шансы. На сегодня мы первые в мировом рейтинге. Но сейчас для нас важны не только победы, но и массовость. Эта дисциплина изначально была задумана для того, чтобы подтянуть массовый баскетбол, дать возможность тем, кто не является профессионалом, а собирается поиграть во дворе с друзьями, поучаствовать в турнирах, набрать рейтинговые очки и подняться как можно выше. Что-то вроде той системы, какая существует в теннисе или в Формуле-1. При этом если сами команды зарабатывают очки в играх, то страна ещё в массовых турнирах. И то, что челленджер проходит в Екатеринбурге, для нас колоссальное удовольствие. Помимо того что это популяризация баскетбола, возможность для команд сыграть в нём, это ещё и рейтинговые очки для России, необходимые для того, чтобы продолжать находиться наверху или даже оторваться от преследователей.

– Уличный баскетбол обычно ассоциируется с чёрными кварталами американских городов, но лидирует сейчас Россия. Как так получилось?

– Как показывает практика, играть в баскетбол три на три умеют не только в Бронксе. И что мне особенно нравится в уличном баскетболе, какими бы ты лидером ни был, всегда у другой команды есть шанс на победу. В классическом баскетболе это очень сложно сделать. Теоретически можно организовать команду с друзьями и попасть на Олимпийские игры.

– А вам приходилось играть три на три?

– Конечно, много раз. И когда мы ещё росли, лет в двенадцать-четырнадцать, постоянно параллельно с классическим баскетболом в зале участвовали в различных уличных турнирах. Мне кажется, что для баскетбола пять на пять это огромная подмога, потому что здесь очень многое заточено на индивидуальную игру. У нас масса примеров, когда игроки, которые играют три на три, потом возвращаются к «классике», и они уже индивидуально гораздо сильнее. Здесь меньше беготни, больше мяч в руках, больше бросков.

– Екатеринбург впервые принимает такой турнир. Что скажете об организации?

– Всё великолепно! Мне кажется, что и отличная погода помогает тому, что турнир проходит на высочайшем уровне.

На мой взгляд, Екатеринбург – один из основных центров нашей страны, где обязан быть баскетбол. Сейчас здесь четыре профессиональные команды – «Темп» в Ревде, «Уралмаш» и «Урал» в Екатеринбурге, женская «УГМК». Но и баскетбол три на три набирает обороты. Это ведь не только спорт, это ещё и центр притяжения.

– Где-то год назад вы встречались с губернатором Свердловской области по поводу мужского баскетбола. Как продвигается реализация подписанного тогда договора?

– Три профессиональные команды, которые есть сейчас – это очень здорово. И мы надеемся, что появится в Екатеринбурге и элитный клуб. Но всё постепенно. Я противник того, чтобы сейчас вдруг собрать бюджет, попасть в Единую лигу ВТБ, а через год клуб сдулся. Для меня очень важно, чтобы была стабильность. К тому же в городе строится новый большой зал, и когда он появится, то, несомненно, в Екатеринбурге должна быть команда топ-уровня.

– Не могу не спросить про женский баскетбол. Вы действительно считаете, что никакие серьёзные изменения там не нужны?

– Есть данность, которую невозможно исправить одним изменением. Вы же видите, что в сборной сейчас очень большой разрыв. Есть игроки 30 лет и старше, а есть 23 и младше. Суперпоколение, девочки, которые два года назад победили на чемпионате мира до 19 лет. Да, нам очень хочется, чтобы они уже сейчас выстрелили, но это невозможно. Во взрослый баскетбол начинают играть в 25–26 лет. Мы, федерация, со своей стороны делаем всё, чтобы сборная была обеспечена всем необходимым.

– Но как бы ещё сделать так, чтобы в своём клубе молодые игроки имели достаточное игровое время?

– А я вам задам встречный вопрос: а сколько надо игрового времени?

– Столько, чтобы они играли сами, а не помогали побеждать иностранным звёздам.

– Совершенно правильный ответ. Никто же не заставляет игрока подписывать контракт в сильном клубе и садиться на скамейку. Мы привыкли к тому, что игрокам надо создать условия плюс дать играть. Но искусственно созданные условия здесь не помогут. Давайте уберём легионеров, но тогда два клуба соберут у себя всю национальную сборную. И будет то же самое, что и сейчас.

Молодые игроки должны заслужить своё игровое время, а не получить его. Где-нибудь, к примеру, в «Далласе» играют словенец Лука Дончич и латыш Кристапс Порзингис, но американцы ведь не говорят: «Я должен играть, потому, что я – американец». Должна быть конкуренция. Да, молодому игроку нужно обязательно пробовать пробиться в топ-клуб, но если через два-три года он видит, что не получается, надо уходить в другую команду и там пытаться стать лидером. Это очень важный момент, на который нужно обращать внимание.

Да, мы поможем нашим игрокам, но и они, в свою очередь, должны ответственно подойти к развитию своей карьеры.

– Олаф Ланге остаётся главным тренером женской сборной России?

– Я думаю, что мы определимся с этим через неделю, когда состоится заседание тренерского совета, на котором будут подведены итоги. Результат не достигнут, мы не попали в олимпийскую квалификацию. Да, задача попасть в квалификацию была решаемой, но вы назовёте тренера, который мог её гарантированно выполнить? Сейчас такого тренера нет. И с такой игрой, какую продемонстрировала сборная России на чемпионате Европы, на Олимпиаде делать было бы нечего.

Сейчас многие люди выскажут своё мнение о ситуации в женском баскетболе, и я считаю, что это здорово. И все вместе мы должны найти вернуть путь, поскольку не существует одного шага, который всё исправит. Независимо от того, кто будет тренером сборной, надо не растерять то, что сделано. У игроков, что сейчас есть, сложилась отличная командная химия, они бьются друг за друга. Да, спортивная часть хромает, и надо её подтягивать.

  • Опубликовано в №121 от 12.07.2019 
Областная газета Свердловской области