С прицелом на перемены: Виктор Майгуров – новый президент Союза биатлонистов России

Виктор Майгуров: «Никакого периода втягивания у меня нет. И обстановка не позволяет, да и не нужно особенно. Мой непрерывный стаж работы в СБР составляет уже восемь лет». Фото: Евгений Тумашов / Союз биатлонистов России

Виктор Майгуров: «Никакого периода втягивания у меня нет. И обстановка не позволяет, да и не нужно особенно. Мой непрерывный стаж работы в СБР составляет уже восемь лет». Фото: Евгений Тумашов / Союз биатлонистов России

Уроженец Североуральска Виктор Майгуров стал новым президентом Союза биатлонистов России (СБР). Формально на внеочередной отчётно-выборной конференции он был единственным кандидатом на этот пост, поскольку (уже экс-глава СБР) Владимир Драчёв заявил, что в выборах участвовать не будет. Майгуров после прошлой попытки в 2018-м встал у руля Союза. Теперь он должен искать пути выхода из сложившегося в российском биатлоне кризиса.

Решили кардинально

Российский биатлон во время вынужденной изоляции буквально кипел изнутри. Руководство Союза биатлонистов России за последние несколько месяцев успело дважды выбрать новый тренерский штаб, публично друг друга пооскорблять и в итоге собраться на внеочередную отчётно-выборную конференцию. Смена президента, которая в апреле ещё казалась нереальной, произошла в начале июля.

Основные претензии биатлонного сообщества, а также некоторых членов правления СБР были направлены на Владимира Драчёва – уже бывшего главу СБР, выбранного в мае 2018-го сроком на четыре года.

Драчёва критиковали за то, что биатлону он уделял время лишь по возможности (он депутат Государственной думы), за отсутствие результатов, за долги, за внутренние разногласия внутри организации.

В последнее время, увы, российский биатлон превратился в объект бесконечной критики. Критикуют не только спортсменов, тренеров, но и руководство, возлагая на него ответственность за результаты.

Биатлон набрал в стране огромную популярность, за ним следят, болеют и, конечно, ждут прежних побед, которых нет. Можно долго говорить, кто конкретно виноват, но цифры в мешке не утаишь: в текущем сезоне российские биатлонисты установили антирекордную серию – 28 гонок в Кубке мира подряд без медалей. Золото и бронза Александра Логинова на чемпионате мира не покрывали всех прежних неудач (тем более что без Логинова на том же ЧМ никто даже не заехал в топ-10). После этого к Логинову рано утром в номер пришла полиция с обыском. В сердцах спортсмен заявил, что думает о завершении карьеры…

Кроме того, выяснилось, что СБР ещё и должник. Так, долг перед Международным союзом биатлонистов (IBU) составляет около 500 тысяч евро (примерно 40 млн рублей по действующему курсу). Он будет скорректирован, но всё равно довольно большой. Также СБР задолжал порядка 10 миллионов рублей своим партнёрам, сотрудникам организации, спортсменам, которые не получили положенные призовые.

Как в такой ситуации, в которую наложился ещё и COVID-19, планировать новый сезон – было непонятно. Перемены назрели, и их начали решать кардинально – выбрали нового рулевого.

С Виктором Майгуровым наше издание общалось в 2018 году, перед прошлыми выборами. Ежегодно Майгуров приезжает на свою родину, в село Черёмухово (Североуральский ГО), где он вырос и встал на лыжи. Там проходит гонка имени его первых тренеров – «Лыжня Лукьяновых». Он там и почётный гость, и соорганизатор, и немного даже ведущий.

 – Приезжаю всегда. Этапов Кубка мира девять в году, а «Лыжня» одна, и у меня на родине, – сказал тогда Майгуров.

Если не выполню – готов уйти

Владимир Драчёв сначала заявил, что будет участвовать в выборах и даже был зарегистрирован кандидатом, как и Виктор Майгуров. Между ними основная борьба была и в 2018-м, на прошлых выборах, но тогда за Драчёва проголосовало больше людей. В итоге за два дня до выборов Владимир Драчёв заявил, что нагрузка в Государственной думе не даст ему возможности сосредоточиться на работе в СБР.

– В такой ситуации мне не представляется возможным со всей привычной отдачей погрузиться в биатлон и особенно в грядущую подготовку сборной команды нашей страны к предстоящим Олимпийским играм 2022 года, – сказал он.

В итоге альтернатив в выборе нового президента – не осталось.

За Виктора Майгурова единогласно проголосовали 45 делегатов. Майгуров в российском биатлоне, конечно, человек неновый. Он уже не один год в правлении СБР, до этого был на руководящих должностях в Ханты-Мансийском автономном округе. Кроме этого, был членом технического комитета Международного союза биатлонистов (IBU), а также первым вице-президентом IBU (до момента наложения санкций за системные допинговые нарушения в 2017-м). Управленческий опыт у него есть.

На первых порах ему нужно будет привлечь средства. По его словам, 60–70 миллионов – это бюджет выживания. А бюджет развития – около 200. Именно такие средства помогут «не стоять на месте, а реализовывать программу развития биатлона в России».

Закрытие международных долгов поможет быстрее наладить диалог с IBU и уже говорить о полноценном восстановлении. С временным статусом, напомним, наша страна не имеет права голоса на конгрессах IBU и не может проводить у себя соревнования под эгидой организации (соответственно привезти к нам этапы Кубка мира, крупные международные чемпионаты – не получится). Восстановить отношения с IBU – ещё одна большая задача нового руководителя.

Майгуров уже сделал несколько заявлений. В частности, он отметил, что, если через год не выполнит своих обещаний, готов уйти. Также он заявил, что будет создан попечительский совет. Его готов возглавить Владимир Якушев (министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. – Прим. «ОГ»). Также он пообещал защищать спортсменов и упростить систему отбора на международные старты.

Досье "ОГ"

Виктор МАЙГУРОВ родился 7 февраля 1969 года в Североуральске.

Воспитанник лыжной школы посёлка Черёмухово (Североуральский ГО).

Двукратный бронзовый призёр Олимпийских игр (1998, 2002), трёхкратный чемпион мира. Восемь побед на Кубке мира.

С 2009 по 2011-й был министром спорта и туризма Югры.

Был членом технического комитета Международного союза биатлонистов (IBU), а также первым вице-президентом и членом исполкома.

С 2001 года организует в Черёмухово лыжные старты имени его первых тренеров - «Лыжня Лукьяновых». Ежегодно приезжает на сами соревнования. Будет делать это и на новом посту, заверил он корреспондента "Облгазеты". 

Слово новому президенту

После победы на выборах «Облгазета» связалась с новым президентом Союза биатлонистов России, чтобы узнать о первых шагах в новой должности.

– Первое (и самое важное) уже было сделано на внеочередной конференции – российское биатлонное сообщество собралось, – рассказал корреспонденту «Облгазеты» Виктор Майгуров. – Присутствовало 45 из 52 регионов. Мы откровенно поговорили и предприняли важные шаги к преодолению кризиса непонимания, который назревал длительное время и из-за которого, собственно, и была собрана конференция. Мне было оказано доверие – возглавить Союз биатлонистов и, стало быть, разработать, как нынче принято говорить, «дорожную карту» улучшения коммуникаций и взаимопонимания по всем сложным для нашего биатлона направлениям. О том, что кредит этого доверия, высок – свидетельствует поддержка предложенного мной списка правления СБР.

– Какой теперь следующий шаг?

– Вместе с правлением утвердить шаги по всем ключевым направлениям: финансирование, работа с регионами, кадровая политика, взаимодействие с Международным союзом биатлонистов, Министерством спорта и Олимпийским комитетом России. У меня есть своё видение – что нужно предпринять, но правление должно меня выслушать и поддержать или скорректировать. Только после этого корректно будет говорить о первоочередных шагах на новом посту, а до четверга (дня первого заседания нового правления) моя задача очень проста – действовать в соответствии с Уставом СБР. Единственное моё требование к самому себе – полная погружённость в основную работу. Ничем кроме работы на посту президента Союза биатлонистов я заниматься не собираюсь.

– Сколько нужно времени, чтобы полноценно войти в работу и начать решать насущные проблемы? Всё-таки два года СБР возглавлял другой человек.

– Никакого периода втягивания у меня нет. И обстановка не позволяет, да и не нужно особенно. Мой непрерывный стаж работы в СБР (на разных постах) составляет уже восемь лет. Я работал в составе правления СБР при трёх президентах и потому просто обязан быть компетентен во всех ключевых вопросах. Так что работать я начал с понедельника и рассчитываю продолжать её по меньшей мере до начала очередной конференции СБР.

– Вы уже отметили, что «основная задача нашей общероссийской организации – развитие биатлона в стране, а не сборная команда». Какое внимание сейчас в первую очередь будет уделяться сборной России? Или же, наоборот, сейчас необходимо решать вопросы с регионами?

– С национальной, резервной и юниорской сборными России у нас сегодня работают по меньшей мере три серьёзных организации: Министерство спорта РФ, Центр спортивной подготовки при Минспорта и Олимпийский комитет России. Наша задача, во взаимодействии с этими организациями – формирование работоспособного тренерского штаба, привлечение дополнительных внебюджетных средств, конструктивный диалог с IBU плюс некоторые вопросы «тонкой настройки». Важные функции, но мы в их решении действуем не одни. Напротив – в диалоге и работе с региональными федерациями нам едва ли кто-то может сильно помочь. Между тем это сейчас ключевой вопрос развития биатлона. Если мы рассчитываем чего-то добиться на международном уровне завтра-послезавтра – нам необходимо понять, успешно ли работают регионы, и помочь, если им трудно. Иначе тренерам сборной завтра будет не с кем работать, да и самих тренеров (если мы говорим о специалистах высокой квалификации) скоро не будет. Именно для этого на конференции была оговорена необходимость созыва и » перезагрузки » совета Союза – как института диалога и развития биатлона в стране.

В правление СБР были избраны:

Виктор Майгуров (вошёл как президент), Алексей Нуждов, Юрий Векшин, Андрей Левунин, Иван Черезов, Сергей Литяк, Иван Мелихов. За членов правления свои голоса отдал 41 делегат, четверо воздержались.

52 региона, где существуют федерации биатлона – огромная по мировым меркам цифра и непозволительно слабо используемый нами потенциал. Именно из-за этого вот уже много лет российские биатлонисты уезжают за рубеж и под флагом других стран добиваются успехов, нередко тесня при этом своих бывших соотечественников. Не думайте, что я против того, чтобы спортсмены, которым не находится места в сборной страны, по максимуму использовали свой потенциал, но лучшие и сильнейшие должны оставаться и выступать под российским флагом. И задача нашей региональной политики – сделать так, чтобы регионы развивали биатлон, делали наш любимый вид спорта массовым и популярным, а сильнейших можно было бы разглядеть и привлечь в главные команды страны. Вот это я и считаю правильной работой с регионами – в интересах и национальной сборной и многомиллионной армии болельщиков.

  • Опубликовано в №126 от 15.07.2020 под заголовком «С прицелом на перемены»
Областная газета Свердловской области