«В России ММА – это не бизнес»

Александр Скаредин (второй слева) с бойцами команды «Рать». Фото: пресс-служба команды «Рать»

Александр Скаредин (второй слева) с бойцами команды «Рать». Фото: пресс-служба команды «Рать»

Совсем недавно в Москве прошёл первый российский турнир сильнейшей лиги ММА в мире – UFC. Ожидания были оправданы: Россия принесла компании неплохую выручку, и, скорее всего, UFC закрепится на российском рынке.

Но ведь в России есть и свои организации смешанных единоборств, почему же они не вызывают такого интереса у зрителей и, как следствие, имеют финансовые проблемы? Об этом «Областной газете» рассказал руководитель екатеринбургской команды «Рать», экс-организатор турниров по смешанным единоборствам «Ратиборец», спортивный менеджер Александр СКАРЕДИН.

«Организация турниров не приносит прибыль»

– Когда ты начал заниматься организацией турниров по ММА? Как вообще возникла эта идея?

– В единоборствах я примерно с 2011 года, именно тогда я организовал и провёл свой первый турнир. Это были полупрофессиональные турниры. Но мне это понравилось, и я пытался повышать уровень с каждым разом. Два раза мы собирали полный «Телеклуб», по тем временам, когда таких мероприятий у нас в городе не проводилось, это было очень круто. С каждым годом бои набирали обороты, популярность.

– Когда понял, что смешанные единоборства стали не просто драками, а профессиональным спортом?

– В 2016 году я оставил основную работу и стал заниматься только ММА. Наверное, для меня лично это было переломным моментом.

- То есть организация турниров стала приносить доход?

– Нет. Мы за всё время провели очень много турниров, наверное, более 40. Но они не приносят прибыль. Тогда решили идти по другому пути. Свою серию турниров мы делали для того, чтобы продвигать своих бойцов, наших, местных парней. Растить их в рейтингах и отправлять в лучшие лиги страны. Но затем стали действовать по-другому. У нас сейчас есть команда «Рать». Решили экономить те деньги, которые мы тратили на организацию турниров, и вкладывать их непосредственно в команду. Сегодня мы переключились на эту парадигму, занимаемся только командой, организовываем им бои в других турнирах.

«В начале карьеры ты можешь драться и за 10 тысяч рублей»

– Сколько сейчас спортсменов в вашей команде?

– У нас 26 бойцов ММА и четыре боксёра. Все они профессионалы, но это не значит, что они нигде больше не работают. Бойцу достаточно трудно на определённом уровне делать бои единственным источником своего дохода. Некоторые подрабатывают тренерами, например. А так, конечно, у нас все профессионалы. Кто-то уже состоявшийся, с высоким рейтингом и стоит на пороге подписания контракта с крупнейшими лигами России и мира. Кто-то только делает первые шаги в спорте.

– Как они приходят в ММА, конкретно в «Рать»?

– Это большая работа. Нужно смотреть очень много боёв, общаться с людьми из разных команд, делиться мнениями. Если кто-то «выстреливает», ты обращаешь на него внимание и уже потом понимаешь, на что он способен. Просматриваем, например, чемпионат округа по ММА, по панкратиону, по боевому самбо.

– Хорошо, что дальше? Ты находишь спортсмена и предлагаешь ему контракт своей команды?

– Да, мы предлагаем менеджерский контракт. Соответственно, он может в себя включать зарплату, может не включать. Всё зависит от его уровня. Если это начинающий боец, то на зарплату он вряд ли будет рассчитывать. А если ребята проводят бои в каких-то крупных лигах, у них есть имя, то они получают зарплату и другие привилегии.

– Сколько спортсмены получают за один бой?

– Эта сумма варьируется. Если ты выступаешь в главных боях российских топовых организаций, то можешь рассчитывать на сумму 10 тысяч долларов (плюс 10 тысяч долларов за победу). В не самых крупных зарубежных организациях ценник примерно такой же. Если ты делаешь первые шаги в ММА, то можешь подраться и за 10 тысяч рублей. Ты не зарабатываешь деньги, а зарабатываешь имя. Первые бои в крупных российских лигах – примерно тысяча долларов.

– В каких лигах выступают ваши бойцы?

– Во всех крупнейших российских организациях, также в One Championship – азиатской лиге. Ведём переговоры с Bellator, хотим провернуть одну сделку, думаю, что к концу года всё получится. Также мы в контакте с UFC, постоянно предлагаем им своих ребят – они присматриваются, думают. Стандартная ситуация. Я полагаю, что не за горами то время, когда наши парни будут драться в сильнейшей лиге мира.

«Емельяненко меньше чем за 150 тыс долларов на ринг не выходит»

– Екатеринбург в последнее время называют столицей бокса, сюда приезжали многие известные спортсмены. Но в смешанных единоборствах в нашей стране есть организации масштабнее RCC Boxing Promotions…

– Это вы берёте былые заслуги. Сейчас у многих российских организаций ММА большие проблемы, поэтому RCC потихоньку выходит на лидирующие позиции. С точки зрения того, что и как они делают, – это сейчас ведущая лига России. Вопрос в том, что они себя ни с кем не сравнивают. Делают то, что им нравится. Завтра, может быть, они решат, что надо перестать это всё делать. В России ММА – ни для кого не бизнес, у нас работает такая схема: есть человек, который вкладывает свои деньги в организацию турниров. Бывает, что у него случаются форс-мажоры, что и происходит на данный момент во многих наших организациях. Сейчас три из пяти крупных российских лиг испытывают финансовые трудности, вне зависимости от того, какое у них имя, какая репутация. А бывает просто человеку надоедает вкладывать деньги в пустоту.

– Почему в России организация турниров по смешанным единоборствам невыгодное дело?

– Что такое прибыльная компания? Это та, у которой разница между доходами и расходами положительная. Схема простая. Доходы складываются из нескольких факторов. Во-первых, это продажа билетов. Не самый устойчивый вид дохода, но всё же. Посмотрите, UFC продала билетов на свой турнир аж на полтора миллиона долларов, пришло 22 тысячи человек. Во-вторых, спонсоры. Это не меценаты, а рекламодатели, надо понимать разницу. Они приходят решать конкретные задачи. В-третьих, это продажа контента. Либо это продажа прав на телетрансляцию какому-либо телеканалу, либо это PPV (платные продажи). И в США, к примеру, это самый большой доход. У нас же ты не можешь ничего продать «Матч ТВ». Им это не интересно. Ты можешь показать свой турнир бесплатно, заплатив за продакшн и многое другое.

– Разве «Матч ТВ» в этом не заинтересован?

– Они привыкли быть монополистами и не платят отечественным организациям. К примеру, телеканал «Матч Боец» показывает какой-то турнир, который собирает определённое количество аудитории. И через какое-то время это становится интересно спонсорам. Но самого главного источника дохода мы лишены. Да и со спонсорами пока очень туго обстоят дела, потому они не понимают, что это бизнес, и это может быть выгодно. Соответственно, разница между доходами и расходами отрицательная. У нас люди избалованы боями, мы много чего видели. Россия по уровню бойцов третья в мире после США и Бразилии, при этом никто не хочет платить. Большинство билетов раздаётся бесплатно, спонсоров особых нет, продаж трансляций тоже. Но зато есть требования по звуку и свету, чтобы это показать по «Матч ТВ» – на это тратится за один турнир не меньше трёх миллионов рублей. Есть требования к карду (составу участников турнира). То есть для того чтобы тебя показали по телевидению, нужно вложиться ещё и в это. Расходная часть растёт, доходная нет. Этот минус перекрывает кто-то из своего кармана. Как только ему надоедает или случается форс-мажор, то всё рушится.

– И какой выход из этой ситуации?

– Первый момент, нужно отходить от телевизора, потому что, по большому счёту, он уже никому не нужен. Ни для кого не секрет, что тот же «Матч ТВ» показывает цифры рейтингов, используя очень старую систему, которая не отражает действительности. В Интернете ты можешь посчитать всё: сколько человек посмотрело в прямом эфире, какова глубина просмотра и так далее. И для человека, который смотрит трансляцию в Интернете, нет значения, какой свет был и прочие детали. Если соблюдаются базовые принципы качества картинки и человек получает свой контент, он доволен. Второй момент, нужна привычка покупателя. Необходимо, чтобы люди были готовы платить за трансляцию и прочее. Со временем, я думаю, это придёт.

– Но ведь на турнирах RCC залы полные. Неужели все билеты раздаются бесплатно?

– Нет, конечно. Раздаётся часть, остальное люди выкупают. Просто приведу пример. Допустим, полная посадка в ДИВСе, все билеты раскуплены. Это примерно 5–8 миллионов рублей. Вы слышали что-нибудь о гонорарах Александра Емельяненко на турнирах RCC?

– Нет.

– Даже если верить открытым источникам, то приблизительно за одно своё выступление он получает 150 тысяч долларов. Это около десяти миллионов рублей, то есть организация уже в минусе. Зал, свет, бойцы, оплата перелётов: всё это вырастает в определённую сумму.

– А есть ли тогда смысл платить столько Александру Емельяненко?

– Это рынок. Если не заплатишь ты – заплатит другой. Но он не выйдет на ринг за сумму, которую считает меньше своего достоинства. В этом и есть проблема.

– Хорошо. Тогда встречный пример. На турнире UFC в Москве были озвучены гонорары бойцов. Марк Хант, который выступал в главном бою вечера и проиграл его, получил 700 тысяч долларов. Как этот турнир тогда смог принести компании прибыль?

– UFC потратили 1 миллион 900 тысяч долларов на зарплаты бойцам, в том числе и Ханту. Только на билетах компания выручила 1,5 миллиона долларов. А есть ещё спонсоры, трансляции. Вот и выходит, что турнир в плюсе. Базовый пакет спонсорства на этом турнире стоил до 300 тысяч долларов. И такой пакет был продан не один. Плюс у них есть договорённость с телевидением. Компания проводит, к примеру, 40 турниров в год и за каждый получает свой процент. Также они поддерживают этот положительный баланс на неномерных турнирах (не самых популярных). А на номерных UFC продаёт платные трансляции. Ожидается около двух миллионов проданных платных трансляций, каждая из которых стоит 50 долларов. Вот и выходит, что только в этом аспекте они заработают 100 миллионов долларов. И не стоит забывать про атрибутику. В Москве, к примеру, продавались плакаты за 1500 рублей без подписи, за 10 тысяч – с подписью. Футболки, кепки и прочее – всё это разлеталось, а стоит прилично. UFC – машина по зарабатыванию денег. У нас этого нет. Пока у нас не поймут, что нужно зарабатывать деньги, а не просто тратить средства из своего кармана, чтобы переплюнуть UFC, у нас будет всё печально и нестабильно.

  • Опубликовано в №171 от 20.09.2018
Областная газета Свердловской области