Тренер-аналитик "Урала" Дмитрий Столбиков: "Погребняк - один из самых эффективных игроков в команде"

тренер-аналитик ФК «Урала» Дмитрием СТОЛБИКОВЫМ

«Олег Баклов и Андрей Егорычев - два футболиста, которые пришли в основной состав именно из «Урала-2». Фото: Глина Соловьёва

В чемпионате России по футболу наступила зимняя пауза. Команды провели 19 матчей из 30 и ушли на перерыв. Екатеринбургский «Урал» занимает на данный момент девятую строчку в турнирной таблице. Итоги первой половины сезона мы подвели с тренером-аналитиком «Урала» Дмитрием СТОЛБИКОВЫМ.

«Надо воспитывать футболистов, а не покупать»

– Девятое место по итогам осенней части чемпионата – хороший результат?

– Здесь нужно рассуждать. Президент клуба Григорий Викторович Иванов поставил задачу – занять лучшее место в истории клуба, то есть место выше восьмого. По факту с задачей мы пока не справляемся. Но с другой стороны, до шестого места – одно очко. У нас сейчас идёт перестройка команды, мы стали быстрее доставлять мяч к чужой площади соперника, более результативно играть.

– В этом сезоне «Урал» пропустил 31 мяч, на данный момент это худший показатель в лиге. Почему команда так плохо играет в обороне?

– Я вам могу сказать, что всё это складывается не только из ошибок защитников. Неправильно так размышлять. Просто есть определённый план на игру, выстроенный для конкретного соперника. Наши футболисты знают, где кто должен располагаться при обороне. Но если один игрок не успевает занять свою позицию, не добегает за своим оппонентом, весь план рушится, схема ломается, и соперник получает преимущество и забивает голы. Группа атаки, к сожалению, не всегда активно действует в оборонительных действиях. В подтверждение моих слов можно привести таблицу с индексом насыщенности борьбы. Мы на одиннадцатой строчке в этой таблице, показатель – восемь единоборств в минуту мы навязываем сопернику, когда он владеет мячом. Ниже нас «Крылья Советов», «Уфа», «Оренбург», «Тамбов» и «Сочи». Все эти команды мы обыграли, за исключением «Оренбурга», но в этом матче просто не повезло. То есть получается, что в матчах с командами, где успеваем добежать и навязать борьбу, мы выигрываем. По сути, эта таблица отражает возможности команд. Понятно, что нам хочется быть наверху таблицы. У нас в команде уже третий год одни и те же футболисты играют. Два года назад мы стали 11, затем 12 и в прошлом году 10. Но при этом обстоятельства могут сложиться по-разному, мы можем стать восьмыми, шестыми.

– Разве у условного тульского «Арсенала», который в прошлом году попал в еврокубки и сейчас идёт на шестом месте, состав сильнее, чем у «Урала»? Особенно если учитывать, что летом они отдали Бакаева, Мирзова и Джорджевича.

– Возьмите для сравнения стоимость составов «Урала» и «Арсенала». У нас – 25,5 млн евро (самые дорогие футболисты – Отман Эль Кабир, Эрик Бикфалви и Роман Емельянов – по три миллиона евро каждый), у «Арсенала» – 33,3 млн евро. Да, тульский клуб летом продал своих лидеров, но при этом купил других хороших футболистов.Даниила Лесового, например. Футболист, который бежит вперёд, может обыграть один в один, и при этом возвращается назад и отрабатывает в защите. То есть это, условно, уровень Отмана Эль Кабира – лидера нашей команды. Но такие футболисты к нам не едут из-за финансов. Евгений Луценко – мы очень хотели этого нападающего себе взять, но не сложилось. А нам нужен игрок, который сможет зацепиться за мяч на чужой половине поля, принять передачу партнёра, придержать мяч у себя, как это делает, к примеру, Павел Погребняк.

– Если атакующая линия не такая мобильная, как хотелось бы, ведётся ли селекционная работа в этом направлении?

– Я думаю, сейчас все клубы просматривают всех игроков. Мы, исходя из соревновательной деятельности, делаем какие-то определённые выводы, передаём их главному тренеру. Он уже понимает, на какую позицию нужно усиление, передаёт данные селекционному отделу, который подбирает игроков. Работа ведётся постоянно, но какие-то конкретные фамилии всплывают уже перед самим трансфером. У нас сейчас концепция в другом состоит: покупать не готовых состоявшихся футболистов, а нераскрытых. И работать с ними. В последнее время в нашем футболе произошла подмена понятий: слово воспитать заменили на слово купить. У нас в чемпионате топовые команды берут себе средних футболистов по европейским меркам, которые хорошо смотрятся в чемпионате России, а в еврокубках – нет. И это вместо того, чтобы потратить какое-то время и вырастить своих игроков.

– Хорошо, встречный вопрос. Почему за три года существования «Урала-2» оттуда нет подкрепления для основной команды? То же самое касается и молодёжного состава.

– Олег Баклов и Андрей Егорычев. Два футболиста, которые пришли в основной состав именно из «Урала-2».

– Но ведь их в «Урал-2» купили…

– Но заметили-то в нашей зоне ПФЛ в матчах против «Урала-2». Увидели, что на фоне нашей команды игроки выделялись, мы решили их взять себе. И они сейчас уже в основной команде. Это тот самый путь – взять футболиста на перспективу. И постараться вживить его в нашу систему координат и подключить к основному составу. А не покупать средних футболистов за миллионы евро. Для нашего футбола – это единственный выход. Вспомните, когда российские клубы блистали на международной арене? ЦСКА в 2005 году, там было 60 процентов своих воспитанников. То же самое «Зенит» в сезоне 2007/2008. Надо возвращаться к этому пути.

«Погребняк очень полезен»

– За семь сезонов в Премьер-лиге «Урал» стабильно не может играть с двумя клубами – ЦСКА и «Зенитом». В чём причина? В этом сезоне армейцы, казалось бы, приехали в Екатеринбург в разобранном состоянии и всё равно одержали разгромную победу.

– За счёт чего мы можем играть на равных с этими командами? За счёт грамотной организации игры, за счёт работы без мяча, то есть за счёт беготни. Смотрим на цифры. Вот возьмём, к примеру, матч со «Спартаком», который мы выиграли в Москве. Мы пробежали 1 662 метра на высокой скорости, соперник – 1 552 метра. В этом матче мы нигде не уступали, везде успевали, вступали в единоборства, потому что были конкурентоспособны в движении. Это и означает выражение «порядок бьёт класс». Теперь смотрим матчи с «Зенитом» и ЦСКА и видим, что по этим же цифрам мы сильно уступаем сопернику. Когда противник, помимо исполнительского мастерства, обходит ещё и в движении, то противопоставить тут практически нечего. Если только везение. К примеру, выездные матчи с «Ростовом» и «Спартаком», которые завершились со счётом 0:0 – там ведь соперник нас перебегал. И по составу они сильнее. Но мы добились нужного результата за счёт собранной игры и везения. В матчах с топовыми командами мы не можем выигрывать за счёт правильного футбола, каких-то атак или ещё чего-то, нам нужно превосходить соперника в движении. Перетерпеть, перебегать.

– В этом сезоне в команде появился новый футболист – Рафал Аугустыняк. И сразу же занял место в основе клуба. Он оставляет приятное впечатление из-за того, что цепкий и часто подключается в атаку. Но при этом совершает много брака…

– Последние игры показали, что он идеально сочетается в паре с Артёмом Фидлером, который никуда не убегает и остаётся его страховать. А вообще, мы брали Рафала для того, чтобы у нас был опорник, который хорошо ведёт единоборства. А уже по ходу чемпионата нашли оптимальное сочетание полузащитников, они друг друга дополняют. И мы три матча подряд на ноль сыграли именно таким составом. А то, что он много ошибается, – это вполне естественно, он не тонкий футболист, и в его обязанности не входит начинать атаки.

– Есть вопрос по нападающим. У Панюкова – три мяча в 16 матчах, у Ильина – четыре в 20 матчах, у Погребняка – 4 мяча в 12 матчах.

– Я бы сюда ещё отнёс Эрика Бикфалви, который, по сути, тоже играет нападающего. И надо понимать, что очень сильно влияет на эту статистику количество игрового времени. Тот же Погребняк в стартовом составе практически не выходит, но при этом забил столько же, сколько и остальные. Он появился в стартовом составе дважды в матчах против «Крыльев Советов» и один раз с «Оренбургом». Три игры в старте, два гола. В Кубке вышел – два гола забил. Ещё и в матче с «Арсеналом» в Кубке он пенальти заработал. И если он их сам будет пробивать, то будет ещё больше забитых мячей. Если берём чисто спортивный аспект – то Погребняк очень полезен команде, один из самых эффективных игроков команды.

– Но у Погребняка проблема в возрасте и в том, что он не готов играть 90 минут?

– Развею этот миф. Есть такой показатель статистический – рывки. Не короткие и на максимальной скорости, а на дистанцию более 10 метров, сохраняя при этом скорость выше 25 км/ч. Так вот, Панюков в среднем пробегает на такой скорости 453 метра за игру. Погребняк – 692 метра. А вы говорите не бегает. В совокупности с его авторитетом, исполнительским мастерством он выглядит предпочтительнее всех остальных.

Кстати, по итогам очередного голосования среди болельщиков ФК "Урал" Павел Погребняк с отрывом в один балл стал лучшим игроком в ноябре и декабре. Так, он опередил Ярослава Годзюра и Дениса Кулакова. 

– Дмитрий, расскажите, кто такой тренер-аналитик в современном футболе?

– Прежде всего, надо понимать, что сейчас главный тренер команды выполняет функции менеджера. Для организации игры команды наставникам нужны помощники. Сейчас у современных команд появилось много направлений развития. Нужно готовить футболистов функционально, в тактическом плане, при этом состав должен быть сбалансированный. Приведу слова одного известного футбольного тренера - Арсена Венгера: «Время, когда тренер отвечал за всё, – прошло. Сейчас совершенно новый тип управления: основным условием для качественной работы тренера является наличие квалифицированных ассистентов. Потому что в профильных вещах специалист смыслит гораздо больше, чем наставник команды». Тренер-аналитик – как раз один из таких помощников. В современном футболе тренерский штаб в основном состоит из пяти человек: главный тренер, ему помогает проводить тренировки ассистент, человек, который показывает упражнения, чтобы наставник только наблюдал со стороны за выполнением заданий. Тренер вратарей – у него своя специализация, часть тренировки голкиперы проводят отдельно от всей команды. Тренер по функциональной подготовке, который отсматривает и контролирует состояние футболистов. И тренер-аналитик – человек, который отвечает за теоретическую часть.

– Что входит в ваш функционал?

– Предоставление информации главному тренеру по предстоящему сопернику, чтобы команда правильно понимала сильные и слабые стороны противника. Но самое основное направление моей деятельности, я считаю, это управление игрой. Во время матча мы можем видеть различные статистические данные. Есть понимание, кто и сколько должен двигаться, выигрывать единоборств и так далее. Если по ходу игры мы видим, что футболист далёк от тех цифр, которые должен показывать, значит, он не в лучшем состоянии, и нужно произвести замену. Это что касается двигательной активности. Есть ещё моменты, которые главный тренер не видит с бровки. Есть план на игру, и в каких-то эпизодах отдельные футболисты его не выполняют. Тренеру-аналитику нужно видеть такие моменты и пытаться донести эту информацию до главного тренера. Давно задумывался о том, как объяснить футболистам по ходу матча их ошибки, как действовать против домашних заготовок соперника, которые мы не разобрали на тренировках. В этом плане мне очень помог опыт итальянской стажировки, когда я ездил в «Интер». Тогда, в 2006 году, у Роберто Манчини в тренерском штабе было 18 человек, шесть из них отвечали за аналитику. У них было разделение: кто-то смотрел за действиями в обороне, кто-то – за действиями в атаке. В перерыве они спускались с трибуны в раздевалку и делали доклад главному тренеру, объясняли на фишках тогда. Но на фишках невозможно отобразить всю полноту картины. С развитием технологий я увидел другой опыт у того же Манчини, только он уже работал в «Манчестер Сити». Они первыми купили смарт-борд (экран), и уже с помощью видео просматривали те моменты, в которых были допущены ошибки и которые нужно исправить.

– И вы переняли этот опыт для «Урала»?

– Да. Мы пытаемся делать это второй год. Здесь нужно сказать слова благодарности президенту клуба Григорию Иванову, который поддерживает нас, понимает, что по бюджетам нам тягаться с топовыми клубами тяжело, поэтому надо превосходить их в чём-то другом. Кстати, то, что мы делаем уже второй сезон, пытаются делать «Сочи» и «Зенит», были попытки у «Динамо» при Дмитрии Хохлове. Нигде не получается. В «Зените» всё по старинке: тренеру показывают в перерыве видео, и он на фишках пытается донести до футболистов какие-то мысли. Первые 15 минут второго тайма – тот отрезок, когда можно внести корректировки. Дальше уже идёт физиологическое утомление, футболисты начинают действовать сами по себе. Воздействовать на рисунок игры можно в первые 15 минут второго тайма.

– И эти технологии приносят свои плоды?

– Если посмотреть на статистические графики, то становится понятно, что мы доминируем только на отрезке с 45 по 60 минуту. На протяжении осенней части мы забили семь мячей именно в этот временной промежуток, а пропустили всего один. Ни один клуб Премьер-лиги даже близко с нами не располагается по этим показателям. И когда мы забивали в этом отрезке, проиграли всего две игры – «Краснодару» и «Зениту».

– Вы говорили, что предоставляете данные по физической активности футболистов. Главный тренер ориентируется чисто на статистику при выборе замены или же больше на свои ощущения?

– Надо понимать, что одинаковых игр не существует. И тренер в первую очередь ориентируется на свои ощущения. К примеру, в перерыве Дмитрий Владимирович говорит: «У меня есть сомнения по этому игроку, как он по цифрам?». В первую очередь цифры – это двигательная активность и процент выигранных единоборств. Если у тренера есть сомнения, он смотрит статистику, получает информацию и сравнивает её со своими ощущениями. И уже потом делает замену. Нет такого, что я подошёл к тренеру, сказал, что определённый футболист не бежит, его надо менять, и наставник тут же производит замену.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации». 

  • Опубликовано в №230 от 13.12.2019 под заголовком «Сильного соперника нужно перебегать»
Областная газета Свердловской области