К власти в футболе приходит реальный человек, который слов на ветер не бросает

Руководящим органом в российском футболе РФС  стал 8 февраля 1992 года. Фото: Владимир Мартьянов

Руководящим органом в российском футболе РФС стал 8 февраля 1992 года. Фото: Владимир Мартьянов

22 февраля состоятся выборы президента Российского футбольного союза (РФС) и членов исполнительного комитета этой организации. На высший пост претендует единственный кандидат – председатель правления и генеральный директор компании «Газпром нефть», председатель совета директоров ФК «Зенит» Александр Дюков. В состав исполкома в числе прочих выдвинут и президент Союза федераций футбола Урала и Западной Сибири Михаил БОЧКАРЁВ.

О том, в каком направлении должен развиваться наш футбол после домашнего чемпионата мира, с Михаилом Бочкарёвым, который представляет наш регион в исполкоме РФС с 1996 года, побеседовал корреспондент «Областной газеты».

– Михаил Александрович, почти десять лет мы жили в условиях подготовки к чемпионату мира, этим объяснялись как, с одной стороны, перемены, происходившие в нашем футболе, так и, с другой стороны, какие-то вопросы откладывались по той же причине. Турнир провели, с какой идеей двигаться дальше?

– Действительно, когда РФС возглавлял Виталий Леонтьевич Мутко, стояла задача сначала получить в Россию чемпионат мира по футболу, затем подготовиться к нему и провести на достойном уровне. Много было сделано при поддержке Президента России и Правительства РФ. Города, которые принимали матчи чемпионата мира, получили прекрасные стадионы. Причём не только основные, но и запасные. В том же Екатеринбурге кроме главной арены появились четыре современных стадиона, где можно проводить соревнования любого уровня.

Кроме того, много болельщиков приехало в Россию, и все остались в восторге от увиденного – страна по-новому открыла себя миру, люди своими глазами увидели, что зарубежной прессе, мягко говоря, не всегда можно верить. Большой опыт, не говоря уже о прибыли, получили наши гостиницы, транспортные компании.  

Можно сказать, что задачи выполнены, и мы очень благодарны Виталию Леонтьевичу Мутко за то, что он сделал, прежде всего, в развитии материально-технической базы футбола. Появились зимние манежи – на нашей территории в Омске, Екатеринбурге, Перми. В этом году начнётся строительство манежа в Уфе. 

У меня нет сомнений, что 22 февраля участники конференции выберут новым президентом РФС Александра Валерьевича Дюкова, наше межрегиональное объединение было среди тех, кто выдвинул его кандидатуру. Мы его знаем достаточно давно, за ним серьёзная организация, серьёзные финансы, человек знает футбол, работает в исполкоме. С его приходом революций в российском футболе не будет, но многое изменится.

– Где ждать главных перемен?

– Очень надеюсь, что в развитии детско-юношеского футбола. Если мы хотим, чтобы у нас была хорошая, сильная сборная, надо начинать снизу, с детей.

– Помилуйте, Михаил Александрович, сколько себя помню, об этом говорят!

– Действительно, очень давно и много об этом говорят. Сейчас приходит к власти в футболе серьёзный человек, который слов на ветер не бросает. Есть концепция развития футбола до 2030 года, где и про детско-юношеский футбол упомянуто, но это всё общие фразы. Нужна чёткая программа, с понятным финансированием за счёт федерального бюджета, регионального, местного, министерства спорта. 

Надо всё-таки решить, чьи детско-юношеские спортивные школы – сейчас они и под министерством образования, и под министерством спорта. Необходимо определиться со статусом детского тренера, чтобы они имели достойную зарплату и не бегали туда-сюда в поисках подработки. 

– Что ещё?

– Направлений очень много. Под эгидой РФС находится и мини-футбол, в котором наша сборная вторая в мировом рейтинге. К слову, наше межрегиональное объединение – единственное в России, которое так мощно развивает мини-футбол. Высшая лига делится в мини-футболе на Восточную и Западную конференции, Западную проводит Ассоциация мини-футбола России, а Восточную поручено проводить нам. И по развитию мини-футбола в 2018 году Свердловская область была на первом месте – «Синара» играет в Суперлиге, есть команды в Высшей и Первой лиге, есть женские команды.  

Пляжный футбол для Урала и Западной Сибири – пока вид спорта экзотический, но в трёх из девяти субъектов – Пермском крае, Свердловской и Курганской областях – он развивается.

Но главное – это всё-таки большой футбол. Успешное выступление сборной России на чемпионате мира ещё ни о чём не говорит. В перспективе сложнейший отбор на чемпионат Европы. К сожалению, в 2018 году все юношеские сборные России выступили неудачно.

– Вкладывание ресурсов в развитие детского спорта – занятие неблагодарное, отдача будет не раньше, чем через пять-семь лет. 

– Но когда-то же надо начинать. Давайте вспомним, что в начале российского этапа нашей истории «Уралмаш» играл в Высшей лиге, «Уралец» – в Первой лиге, во Второй лиге были представлены Качканар, Каменск-Уральский, Кушва, Верхняя Пышма, ещё три команды – в Третьей лиге. А если есть взрослая команда, то и пацаны больше идут в футбол, им есть куда тянуться. Сейчас ничего этого нет. У любительского футбола тоже свои проблемы, интереса к ним у предприятий нет, и они чаще всего финансируются из местных бюджетов. А это в корне неверно.

Вы ведь помните, как ещё перед предыдущими выборами в РФС нам говорили, что достаточно две профессиональные лиги иметь – Премьер-лигу и ФНЛ, остальные должны быть чисто любительскими или смешанными. В мини-футбольной Высшей лиге так и есть – играют вместе и профессионалы, и любители. Надо обсуждать, насколько это применимо к большому футболу. Задача президента РФС – собрать грамотных людей, привлечь науку и обсудить, как нам серьёзно двинуть футбол.

В Турции одно время резко ограничили зарплаты игроков, был скандал, многие уехали, команды упали в европейском рейтинге, но прошло пять-семь лет, турецкий футбол пережил эту непопулярную меру и сейчас снова на подъёме.

– Предлагаете у нас сделать так же?

– Не обязательно. Просто показываю, что есть много вариантов того, как поднимать футбол. В том числе такой радикальный.

– Стадионы в Екатеринбурге, построенные и реконструированные к чемпионату мира, насколько сейчас задействованы? 

– Решением мэрии и министерства спорта они все закреплены за детскими спортивными школами. «СКБ-банк арена» передана Академии футбола. Кстати, если через пару лет Академия построит общежитие, то будет полный комплекс, можно будет собирать в Екатеринбурге всех лучших ребят Урала и Западной Сибири. Есть очень хорошие ребята в Омске, в Кургане. У нас сборная Урала и Западной Сибири 2001 года рождения стала чемпионом России второй раз подряд, а куда ребятам потом идти? Можно в Москву, но ещё большой вопрос – приживутся они там или нет. 

– Вопрос больной и давний – про зимний манеж, который в Екатеринбурге построили одними из первых. Виталий Мутко был инициатором появления этих манежей при переходе на систему «осень-весна». Но играть там, как оказалось, нельзя.

– Этот вопрос, я так считаю, тоже должен обсуждаться с новым президентом РФС. Недоверие к манежам идёт не от РФС, а от Премьер-лиги, которая пошла по пути наименьшего сопротивления и оставила всё на усмотрение клубов: согласны – играют, не согласны – не играют.  Если меня выберут на новый срок в исполком РФС, буду отстаивать точку зрения, что игры на Урале в холодную погоду должны играться в манеже, десять тысяч на стадион не придут.    

– Обсуждение вопроса о возврате к системе «весна-осень» всё время откладывали до «после чемпионата мира». Стоит сейчас эту тему как минимум обсуждать?

– Надо обсуждать обязательно. Оценивать «за» и «против». У нас профессиональные клубы играют с осени до весны, а любительские по старой схеме – с апреля по октябрь. Бюджеты формируются на календарный год и разрывать очень сложно. А потом команда, получившая право играть во Второй лиге, болтается с октября до июня-июля следующего года.   

А с другой стороны – раз в два года летом финальные турниры чемпионатов мира или Европы, и в любом случае двухмесячный перерыв летом. 

– Михаил Александрович, у вас интересный послужной список – с одной стороны, ответственные руководящие должности, с другой – футбол. Как возникло такое сочетание?

– Сам играл в футбол и мини-футбол, в школе – в хоккей с мячом. Когда была команда СКА по хоккею с мячом, то ни одного матча не пропускал, в любую погоду. Так что когда в 1991 году председатель областного спорткомитета Анатолий Иванович Кузнецов предложил мне возглавить федерацию футбола, я долго думал и в конце концов согласился. Мне было проще работать с главами городов и районов, поскольку со всеми у меня были хорошие контакты.

В 1994 году в РФС решили, что управлять всем из Москвы тяжело, создали межрегиональные объединения, и тогдашний руководитель Вячеслав Иванович Колосков предложил мне возглавить одно из них – по Уралу и Западной Сибири. В неё входят девять регионов – наиболее развитые в стране, «опорный край державы», если считать по ВВП.

– Но в футболе не такой уж и опорный.

– Может, и так, но с другой стороны – екатеринбургский «Урал», «Уфа», а до недавнего времени и пермский «Амкар» – заметные явления в российском футболе. Уральские команды всегда были «крепкими орешками». В московских клубах 80 процентов игроков – это выходцы из регионов. Из сборной Урала и Западной Сибири 2004 года рождения, которая готовилась к первенству России, шесть человек забрал ЦСКА – двое свердловчан, тюменцы, пермяки. И что я сделаю? Вот для этого и надо развивать свою футбольную академию.

– А самые талантливые выпускники этой Академии всё равно окажутся в том же ЦСКА или других столичных клубах.

– В РФС готовятся документы о том, что академии в таких случаях должны получать компенсацию. Она есть и сейчас, но суммы предусмотрены копеечные.

Задумок много интересных по развитию детско-юношеского и массового футбола. Надеемся, новый президент РФС поможет их реализовать

Досье «ОГ»

Михаил Александрович Бочкарёв.

Родился в 1954 году в Камышловском районе Свердловской области.

Занимался футболом, в 1970–1971 годах играл за команду «Труд» (Катайск), во время службы в армии – за сборную Северо-Кавказского военного округа.

1979–1988 – народный судья Октябрьского районного народного суда (Свердловск).

1988–2004 – на руководящих должностях в Свердловском облисполкоме, затем в областном правительстве.

2004–2007 – директор Свердловского миграционного центра

2007–2015 – руководитель аппарата Законодательного собрания Свердловской области

Параллельно в 1991–1994 годах возглавлял Федерацию футбола Свердловской области, с 1994-го – Союз федераций футбола Урала и Западной Сибири.

  • Опубликовано в №10 от 22.01.2019
Областная газета Свердловской области