Жизнь после ЧМ-2018: как используются объекты, которые были построены специально для турнира

Болельщики ЧМ-2018 в Екатеринбурге

Екатеринбург во время чемпионата мира принял сборные и болельщиков восьми стран: Мексики, Египта, Сенегала, Японии, Перу, Франции, Швеции и Уругвая. Фото: Алексей Кунилов

Сегодня прошёл ровно год с момента старта грандиозного спортивного мероприятия, которое проходило в России – чемпионата мира по футболу. 14 июня 2018 года наша национальная команда в матче-открытии турнира разгромила Саудовскую Аравию (5:0) и положила начало настоящему футбольному празднику, который охватил нашу страну на целый месяц. О том, что изменилось в российском футболе за прошедший год и как используются объекты чемпионата мира – в материале «Областной газеты».

Футбол полюбили по-новому

В первую очередь чемпионат мира должен был дать мощный толчок российскому футболу в плане притока болельщиков. Вспомните, какие безумства (в хорошем смысле слова) творились на улицах городов-организаторов, на стадионах. Иностранные фанаты, казалось, научили нас жить футболом, наслаждаться им каждую минуту и делать из матчей праздник. И вопрос был в том, сможем ли мы это перенести в российские реалии.

Если опираться на цифры – смогли. Прошедший сезон Российской премьер-лиги стал самым посещаемым за всю её историю, более 4 миллионов зрителей смотрели с трибун матчи турнира. В среднем каждый матч посещали 16 тысяч человек, что очень даже неплохо. Отдельные клубы также установили свои собственные рекорды посещаемости, в том числе и «Урал». И не сказать, что игры стали интереснее или чемпионат сильнее. Просто на этой футбольной волне, которая накрыла нас прошлым летом, люди шли и на встречи внутреннего чемпионата. И неизвестно, как будут обстоять дела в следующем сезоне, но за нынешний можно гордиться.

То же самое касается матчей сборной. Подводя итоги чемпионата мира, я писал о том, что необходимо любой ценой удержать этот самый настрой. Не болеть от результата, а поддерживать сборную всегда. При любых обстоятельствах. Поражения будут, они есть у всех. Но с массовой поддержкой, я уверен, их будет меньше. И пока что всё идёт хорошо. В Саранске на матче с Сан-Марино собрался полный стадион! И что мы получили в ответ? Самую крупную победу в истории российской сборной. Что и требовалось доказать.

Футбольный клуб «Урал» сезон 2018/2019 в основном провёл на «Екатеринбург Арене» и побил клубный рекорд посещаемости. Фото: Павел Ворожцов

Что с наследием?

Теперь поговорим о более проблемной теме. У каждого крупного спортивного мероприятия есть побочный эффект: объекты, которые были построены к соревнованиям, после их завершения практически не используются. И это касается всех стран, не только нашей. В рамках чемпионата мира в каждом городе-организаторе были построены по четыре тренировочных площадки с натуральным газоном плюс стадион для проведения матчей. И, естественно, возник вопрос: как их задействовать?

Екатеринбургу повезло в том плане, что у нас в городе есть команда уровня Премьер-лиги. «Урал» на свои матчи собирает достаточно большое количество болельщиков, и у стадиона есть хоть какая-то загрузка. Как я уже сказал, екатеринбургская команда поставила рекорд по посещаемости в новейшей истории клуба. Домашние игры команды посетили 238 тысяч человек (средняя посещаемость – 15 886 зрителей), к слову, это больше, чем количество зрителей за предыдущие два сезона! Ну и, конечно, есть куда стремиться. По словам президента «Урала» Григория Иванова, матчи, которые собирают мало зрителей, убыточны для клуба: где-то клуб теряет миллион рублей, где-то полтора.

Повысить посещаемость будет тяжело. Во-первых, нужны результаты от команды, хотя бы выход в еврокубки, что значительно повысит интерес к матчам «Урала». А во-вторых, уже который год подряд РПЛ составляет очень «удобный» и «логичный» календарь, который усугубляет проблему. Уже лет пять «Областная газета» об этом пишет, но ничего не меняется. Матч с «Сочи» в Екатеринбурге в новом сезоне, к примеру, поставили на 8 марта, а ответный – 25 августа в Сочи. Кто пойдёт на стадион 8 марта? На Урале в это время снега по колено, и морозы ощутимые. 24 ноября во время матча со «Спартаком» тоже будет холодно. Как с таким календарём увеличивать посещаемость и говорить о какой-то прибыли?

Основное предназначение стадиона – проведение спортивных мероприятий. Но на них далеко не уедешь. Пока что «Екатеринбург Арена» получает каждый год средства на содержание, и будет их получать до 2023 года. Общая сумма – 1,824 млрд рублей. А вот после 2023 года средства поступать перестанут: по задумке к этому времени все стадионы, построенные к чемпионату мира по футболу, должны стать самоокупаемыми.

Но пока представить, что стадион в Екатеринбурге станет самоокупаемым, довольно сложно. Помимо игр «Урала» арена пока используется не очень активно. Да, в начале июля выступит группировка «Ленинград» – и это, пожалуй, главное (и единственное) неспортивное событие за время с завершения чемпионата мира. Всё остальное – это корпоративы, мероприятия, связанные с предложением руки и сердца (что может быть романтичнее, чем встать на колено с кольцом в центре футбольного поля), банкеты. Но всё это довольно мелко, и чтобы зарабатывать более 300 миллионов рублей в год, а именно столько сейчас выделяется из федерального бюджета «Екатеринбург Арене», необходимы концерты и другие крупные мероприятия.

С тренировочными полями пока дела обстоят плохо. За натуральными площадками нужен постоянный уход, поэтому после чемпионата мира было принято решение о замене покрытия на искусственное на всех тренировочных площадках (кроме «СКБ-Банк Арены), и на это предполагались бюджетные средства в размере 164,4 млн рублей. За этот год ничего не поменяли, и преимущественно площадки, которые должны были перейти к различным детско-юношеским спортивным школам, стоят без дела.

Чемпионат мира, безусловно, придал импульс всему российскому футболу и всему, что с ним связано. Собственно, так было и после Олимпиады: всплеск интереса к зимним видам, стоит только посмотреть сколько детей записалось в спортивные секции. Но и проблемы остались те же, что и после Игр в Сочи. Пока не особо понятно, как за пять лет сделать стадионы в городах – организаторах чемпионата мира самоокупаемыми. И если уж Екатеринбургу будет тяжело в этом плане, то что говорить, например, про Саранск… Так что первую годовщину старта чемпионата мира по футболу мы встречаем с немного противоречивыми чувствами.

Комментарий

О том, чем живёт «Екатеринбург Арена» после чемпионата мира и о её дальнейшей судьбе «Областной газете» рассказала директор стадиона Оксана ТИЩЕНКО.

– После чемпионата мира все стадионы, которые были построены к турниру, должны были перейти в региональную собственность. Прошёл год, «Екатеринбург Арена» только начала эту процедуру, а остальные города-организаторы и вовсе молчат. Почему этот процесс получился таким долгим?

– Быстро это не могло произойти, объект достаточно дорогой. Передать стадион стоимостью 13 миллиардов рублей за пару месяцев из одного бюджета в другой затруднительно. Сейчас оформляются документы, всё идёт по плану. До конца года, я думаю, объект передадут в региональную собственность. 

– Главным действующим героем «Екатеринбург Арены» остаётся футбольный клуб «Урал», который проводит 15 домашних матчей в чемпионате России плюс некоторые игры Кубка России. Помимо футбола, стадион, как это кажется со стороны, живёт довольно скучной жизнью. За исключением концерта группировки «Ленинград» крупных мероприятий не было и пока не афишируется…

– Почему вы решили, что «Екатеринбург Арена» живёт скучной жизнью? Мы в своих социальных сетях постоянно сообщаем о мероприятиях, которые проводим. В среднем в неделю у нас проходит два события. Что касается больших мероприятий, то надо начать с того, что мы не концертная площадка. Ну и проводить концерты на стадионе достаточно проблематично из-за погодных условий и из-за того, что у нас в стране мало артистов и групп, которые смогут собрать стадион и заплатить за нашу площадку. Вот сейчас выступит «Ленинград» – это будет первая проверка арены в таком контексте. Посмотрим, с какими последствиями пройдёт концерт и над чем нам предстоит работать в дальнейшем.

– Сейчас стадион получает большие деньги на содержание из бюджета. И будет получать их до 2023 года: к тому времени стадион должен стать самоокупаемым. Это реальная цель?– Это не иллюзия, объект обязательно должен быть самоокупаемым. Не факт, что это произойдёт через пять-семь лет, но к этому обязательно нужно идти. Постепенно, если мы будем следовать бизнес-плану, разрыв между бюджетным финансированием и собственным заработком будет сокращаться.

  • Опубликовано в №101 от 14.06.2019
Областная газета Свердловской области