Николай Димитров: «Сорок минут смотрел на Роналдиньо. Не двигался и не дышал»

Николай Димитров

Фото: Галина Соловьёва

Полузащитник «Урала» Николай ДИМИТРОВ переехал в Екатеринбург в декабре 2016 года. Тогда его перевёз за собой из болгарской «Славии» Александр Тарханов, разглядев в нём талант. В России о новичке практически ничего не знали, но за три сезона в «Урале» Николай превратился в настоящего лидера команды. Трудно представить правую бровку екатеринбургской команды без фирменных финтов болгарина, его точных голевых передач (их в этом сезоне было уже пять в восьми матчах) и мощных ударов с левой ноги. На прошлой неделе Димитров был в расположении национальной сборной, а после возвращения и блестящего матча против «Спартака» Николай пообщался с «Облгазетой».

«Если уж ехать в сборную – то играть»

– Николай, вы недавно вернулись из расположения сборной Болгарии. Какие впечатления у вас оставили эти два матча?

– Всё здорово. В первый раз мы играли с Англией на «Уэмбли», я хоть и не играл, но у меня был шанс понаблюдать со стороны за игрой сборной Англии, такое случается не каждый день. Вторая встреча была против Ирландии, там я отыграл 60 минут. Мы, к сожалению, проиграли, но это была полезная игра для нас, так как у нас сменился тренер и нам нужно время на адаптацию.

– Как оцените свои действия в матче против Ирландии?

– Я думаю, что можно было сыграть лучше. Но вместе с новым тренером появляются и новые требования, к которым тоже нужно привыкнуть.

– То, что новый тренер вызывает в сборную, хороший знак?

– Честно говоря, не знаю. Я сейчас в таком возрасте, что если уж ехать в сборную, то для того, чтобы играть и помогать команде, а не сидеть на скамейке запасных.

– Насколько тяжело переносить переход от клубного футбола к играм за сборную? Перелёты, адаптация…

– Очень тяжело. Буквально на днях разговаривал со женой, говорил ей, что не могу спокойно засыпать после того, как прилетаю из расположения сборной домой. Мы были в Дублине и в Лондоне, четыре часа разницы с Екатеринбургом. Вернулся за два дня до игры со «Спартаком», и было очень тяжело. До сих пор не могу войти в нормальный режим. Но это футбольная жизнь.

Николай Димитров
Николай Димитров: «В «Урале» сейчас игроки с хорошим уровнем. Всегда знаю, кому можно отдать пас». Фото: Пресс-служба «Урала»

«Думал уйти, но не в Турцию»

– Как вы вообще попали в футбол? Чувствовался подъём интереса к этому виду спорта у вас в стране после того, как в 1994 году сборная Болгарии заняла четвёртое место на чемпионате мира?

– Был очень большой подъём. Правда, затем это всё быстро исчезло. Мы ещё сыграли на чемпионате Европы в 1996 году, а затем больше не попадали на крупные турниры. Я смотрел все игры того памятного чемпионата мира, и это смотивировало меня заняться футболом.

– То есть вы сами захотели играть?

– Да. У меня отец спортивный человек, многими видами занимался, и он меня поддержал. Когда мне было 12 лет, он сказал, что если я хочу достичь чего-то, то мне нужно переезжать в Софию, там настоящий футбол. Я тогда жил в другом городе с родителями, и первый год в «Левски» мне было очень тяжело, я был один.

– Из «Левски» вы перешли в чемпионат Турции, где играли довольно долго. Как вы там оказались?

– Мне было 22 года, и руководство «Левски» хотело меня продать. Особого выбора у меня не было, турки предлагали хорошие деньги.

– То есть сами не хотели ехать в Турцию?

– Точно не хотел. Я думал уйти из «Левски», но не в Турцию точно. Мне было тяжело адаптироваться к новой стране – другая культура, другой менталитет. Мне повезло, что первые три года я жил в прекрасном городе Стамбул. Рядом с Болгарией, можно было чаще ездить домой.

Николай Димитров начал карьеру в Болгарии. С 2010 по 2015 играл в Турции.
Николай Димитров начал карьеру в Болгарии. С 2010 по 2015 играл в Турции. Фото: Галина Соловьёва

– Какая атмосфера на турецких матчах?

– Все знают, что в Турции фантастические болельщики. Я играл в команде, у которой не было слишком много фанатов. Но вот на играх с «Галатасараем» или «Фенербахче» атмосфера была нереальной, ничего не слышно ни на поле, ни за полем.

«Арсенал» следил за мной, но игра не клеилась»

– Ходили слухи, что вы были на просмотре в лондонском «Арсенале».

– Да. У них есть такая практика: они приглашают молодых футболистов на неделю, проводят разные тесты, тренировки. А потом думают, кого оставлять. Я тренировался с первой командой, со всеми звёздами.

– С кем больше всего общались?

– С Коло Туре. Он жил недалеко от моей гостиницы, с ним мы проводили много времени вместе.

– Есть понимание, почему не сложилось с «Арсеналом»?

– У меня есть своя версия, не знаю, насколько она правдивая. Мне сказали, что у меня не было игр за сборную, и я не подходил по лимиту, поэтому предлагали отправить меня в аренду. За мной продолжили следить, они приезжали на игры. Но был такой период, что у меня и у команды не клеилась игра, поэтому, наверное, не сложилось.

– После Турции вы уехали в чемпионат Греции. Как возник этот вариант?

– Я просто хотел уже уехать из Турции, и Греция была первым вариантом, на меня вышли, сказали, что хотят видеть меня в команде. Можно было, конечно, не торопиться, но я не жалею. Греческий чемпионат мне не понравился, там была только одна команда – «Олимпиакос». Все остальные просто под неё подстраивались. Чемпионат без конкуренции не принесёт ничего хорошего футболистам.

– А в чемпионате Болгарии есть конкуренция?

– Сейчас нет. Есть «Лудогорец», а все остальные далеко позади.

– После Греции возник вариант с «Уралом». Долго думали над переездом?

– Я играл в «Славии», где был тренер Александр Тарханов. Он сказал, что хочет забрать меня в «Урал». Российский чемпионат сильный, и я долго не думал. Только очень удивился, когда приехал, а в Екатеринбурге было -38 градусов. Много времени потребовалось на то, чтобы привыкнуть к климату.

Николай Димитров
Николай Димитров: "Я полюбил Екатеринбург". Фото: Галина Соловьёва

– Можно сказать, что сейчас ты полюбил Екатеринбург?

– Однозначно. Мне и моей семье тут очень нравится. Дочка ходит в садик, жена себе нашла занятия.

«Стоичков мотивировал нас перед важной игрой»

– Твой стиль игры. Это высокая скорость, забеги по флангу, финты. Откуда это взялось?

– Мне всегда комфортно играть справа. Когда был молодой, меня ставили в центр, иногда на позицию «восьмёрки». Но однажды в моей карьере был тренер, который сказал – хочешь добавить как игрок, вставай на фланг. За спиной игрока нет, можешь свободно принимать мяч и показать всё, что умеешь. Так меня перевели на фланг. А про финты…Ещё с детства начал этим увлекаться. Мне повезло в какой-то степени: когда я начал развиваться как футболист – играл Роналдиньо. Хочешь не хочешь, а каждую неделю смотрел на его финты. И вот дома и на тренировке пытался делать как он. Со временем начало получаться и во время игры.

– Есть игрок, которому в детстве подражал и что-то взял от него?

– Ну вот Роналдиньо. Не знаю, взял ли я что-то от него, но следил внимательно за ним. Если честно, он только три года себя на высоком уровне проявлял, потом карьера пошла на спад. Жаль. Казалось, что он не хотел себя много напрягать.

– Если бы ты встретился с Роналдиньо, что спросил?

– Как-то с «Левски» мы играли в Лиге чемпионов, я сидел на скамейке запасных, и он разминался рядом со мной. Я сидел, открыв рот, не двигался и не дышал. Даже не заметил, как прошло сорок минут. Если бы задавал вопрос, хотел спросить: в чём твой футбольный секрет? Имею в виду, что он всегда был расслаблен. В самых ответственных матчах, финалах он улыбался, спокойно играл на высочайшем уровне. В футболе всегда есть напряжение, а он как-то справлялся с этим.

– А как же герои болгарского футбола? Ты же видел легенд сборной 1994 года. В том числе главную звезду – Христо Стоичкова.

– Стоичков – реально самый большой герой в болгарском футболе, но мне просто другой стиль ближе. Конечно, никто не отменяет его заслуги и успехи. В Болгарии если Стоичков захочет стать президентом – мы его выберем. Сразу.

– После 1994 года Болгария воспринималась как сборная Бразилии…

– Это правда. Болгария – маленькая страна, не так много известных футболистов и достижений. Четвёртое место на чемпионате мира – национальное достояние. До сих пор по телевидению участники тех матчей рассказывают об этом. Это объединяет всех. Такое, как мне кажется, произошло в России в прошлом году. Не четвёртое место, конечно, но тоже успех.

– Новый тренер сборной – Балаков – участник тех матчей, рассказывал вам что-то?

– Они любят поговорить про себя. Часто говорят: «А вот мы раньше так делали…». Историй мы много выслушали (смеётся). И Стоичков, кстати, тоже рассказывал. Когда я был молодой, играл в сборной до 21 года, тренер позвал Стоичкова смотивировавать нас перед какой-то важной игрой. А он – известный мастер таких речей. Как на поле держался, так и вне него. И вот он неплохо справился с мотивацией молодых парней на матч.

– И что сказал?

– (улыбается)…Не надо такое записывать.

«Лучше, когда люди тебя недооценивают»

– Ты родился в Софии. Но вырос в городе Русе или как называют в Болгарии – Рущук. Знаешь, что оттуда множество известных людей? Военные, музыканты, спортсмены, писатели. Для примера – чемпион мира по шахматам по версии ФИДЕ Веселин Топалов и лауреат Нобелевской премии по литературе Элиас Канетти.

– Про Топалова знаю, про Канетти – нет. Топалов известный человек. Помню, что он выиграл какой-то серьёзный турнир, и его награждали в городе, и я присутствовал на этом мероприятии. Он почётный гражданин города.

– Ты в России быстро адаптировался? Сейчас уверенно говоришь на русском языке, а когда пришёл – давал интервью с переводчиком.

– Быстро довольно. Я когда пришёл – всё понимал, но отвечать не мог. Сложнее мне было в Турции, когда почти 2,5 года ушло на то, чтобы хоть что-то сказать. В России через год я уже свободно общался. Уроки могу давать. Петрусу Бумалю, например (смеётся).

Димитров в "Урале" играет уже четвёртый сезон
Димитров в "Урале" играет уже четвёртый сезон. Фото: Галина Соловьёва

– Тот футбол, в который сейчас играет «Урал», тебе близок?

– Очень. В «Урале» сейчас игроки с хорошим уровнем. Команда неплохо играет. Есть в чём добавить, но в этом и есть интерес. Команда сформирована, мне это нравится. Всегда знаю, кому можно отдать пас.

– Победа над «Спартаком» придала сил?

– Конечно! Никто не ждал от нас такого. Если честно, на поле чувствовалось, что одно очко мы точно заберём. Во втором тайме стало понятно, что мы доберёмся до победы. Я сейчас читаю новости в Интернете и понимаю, что «Урал» недооценивают. Это хороша позиция. Лучше, когда люди тебя недооценивают. Тогда ты можешь сделать сюрприз. А «Спартак» мы уже обыгрываем не в первый раз. Не знаю, почему люди пишут, что это сенсация.

– Это громкий вопрос, но мог бы себе представить, что завершишь карьеру в «Урале»?

– Не громкий вопрос. Я думал об этом и скажу, что вполне представляю себе такой вариант. Но в футболе не надо загадывать. Не всё, к сожалению, зависит только от тебя. Но на такое предложение я бы ответил – да.

БЛИЦ

– Твоё имя нетипично для Болгарии?

– Вполне обычное имя. Много Николаев. Даже есть День Николая – 6 декабря. В этот день нужно обязательно есть рыбу.

– Правда, что ты в детстве хорошо пел?

– Моя мама так говорит, я не помню особо. Мама говорила, что я стану певцом. Слава богу, что не стал (смеётся).

– Если бы не стал футболистом, то стал…?

– Дантистом. Вся семья – дантисты. И они правда думали, что я продолжу это дело. Но папа решил иначе.

– В Болгарии была история, когда футболист клуба «Лудогорец» встал в ворота на серию пенальти и вытащил несколько мячей, принеся победу. Ты бы смог встать в ворота?

– Конечно! Будет очень интересно. Думаю, один пенальти точно отобью. У меня такого опыта не было – я маленького роста. Но если что – я готов.

– Лучшее место, где приходилось побывать.

– Стадион «Камп Ноу» в Барселоне. Чувствуешь там, что это храм футбола. Там все легенды играли, и чувствуешь себя как часть футбольной истории.

– В команде – ты главный шутник?

– Люблю, чтобы было хорошее настроение. Особенно надо подбадривать, когда результатов нет. Надо это делать – через музыку, через шутки.

– Тебя нет в соцсетях. Но на сайте «Урала» ты регулярно снимаешь видео. Станешь блогером?

– Мы с женой как старцы – без всяких соцсетей. Думаю, у меня получилось бы делать блог. Пока времени нет, но надо будет задуматься.

Николай Димитров
Николай Димитров: "Мама говорила, что я хорошо пел". Фото: Галина Соловьёва

– Какое у тебя хобби.

– В последнее время читаю книги. Всё свободное время этому посвящаю. Но я не люблю экшен всякий. Читаю про бизнес, биографии бизнесменов. Из последних запомнившихся – биография Ричарда Брэнсона, основателя корпорации Virgin. Интересная книга, много узнал нового. Мне понравилось, что Брэнсон основал огромный бизнес, но на жизнь смотрел легко. У него получалось не быть серьёзным. Сделал из этого выводы.

– Думал о тренерской карьере?

– Нет. Я уже 20 лет занимаюсь футболом, и у меня другие планы после карьеры.

  • Опубликовано в №172 от 21.09.2019
Областная газета Свердловской области