Темы дня

«Автомобилист»: история переписана. Идём дальше

Кто сыграет с «Автомобилистом» в 1/2 финала Восточной конференции

Кто сыграет с «Автомобилистом» в 1/2 финала Восточной конференции: «Авангард», «Торпедо» или «Салават Юлаев»? Фото: пресс-служба «Автомобилиста» / Геннадий Богатырёв

Хоккейный клуб «Автомобилист» продолжает творить историю. Наша команда в четвёртый раз обыграла челябинский «Трактор» и вышла во второй раунд плей-офф. До этого лучшим достижением «шофёров» в плей-офф были две победы над магнитогорским «Металлургом» в прошлом сезоне, а стадию первого раунда екатеринбуржцы преодолели впервые в своей истории.

Триллер в Челябинске

После тяжёлой победы «Автомобилиста» в третьем матче, которая, в общем-то, и не особо вырисовывалась по ходу матча, было ясно, что четвёртый поединок будет ещё сложнее. «Трактор» повис на волоске от вылета, и отступать уже было совершенно некуда.

Вообще, в Челябинске в этом сезоне интерес к хоккею поутих. Скорее всего, сказываются неутешительные результаты команды: если в прошлом сезоне челябинцы играли в финале Восточной конференции с «Ак Барсом», то в нынешнем сезоне еле попали в плей-офф. За полтора часа до матча в продаже ещё оставалось около 1000 билетов (к слову, в Екатеринбурге они разлетались на глазах), а в кассах практически никого не было, за исключением двух болельщиков в джерси «Автомобилиста».

Кстати, таксист, который вёз меня до арены, охарактеризовал нынешнюю игру «Трактора» одним словом: «Позор». В этом, наверное, заключается одна из главных проблем российского спорта, причём не только хоккея: у нас посещаемость напрямую зависит от результатов. Нет побед – получите пустые трибуны. И никак иначе.

Однако перед началом матча арена была более-менее заполнена. «Автомобилист», кстати, приехали поддержать сотни фанатов из Екатеринбурга. Два сектора челябинской арены были полностью красными, и порой «Берегись автомобиля» звучало так громко, что создавалось ощущение, что игра проходит в Екатеринбурге.

Перед матчем ведущий пытался зарядить болельщиков громкими словами про значимость матча для команды, про то, что это самая важная игра в сезоне. Даже видеоролик сняли для большего эффекта. Но если фанатов и нужно было настроить, раззадорить, то хоккеисты «Трактора» с первых секунд матча дали понять: если они и проиграют, то сделают это достойно.

Уже на второй минуте хозяева вышли вперёд. Антон Глинкин подкараулил отскок от борта после броска партнёра и добил шайбу в сетку ворот, причём здесь помог рикошет от Якуба Коваржа. После этого «Трактор», поймав кураж, буквально не выпускал «Автомобилист» из зоны. Помог и судья: сначала Илья Крикунов, а следом и Анатолий Голышев отправились на скамейку штрафников. Как только «шофёры» выстояли и стали играть в полном составе, «Трактор» забил вторую шайбу. Игорь Исаев щёлкнул от синей линии, а Якуб Коварж то ли не успел среагировать, то ли не увидел момент броска. Так или иначе, счёт стал 0:2. Катастрофичности ситуации добавило удаление Стефана Да Косты, который переборщил с силовым приёмом и попал локтем сопернику в голову, за что был отправлен в раздевалку до конца матча. Плюсом к этому «Автомобилисту» предстояло играть 5 минут в меньшинстве, да ещё и Денис Казионов за неспортивное поведение был удалён на десять минут. В общем, за первый период «Автомобилист» получил штрафа больше, чем за все предыдущие три игры плей-офф.

В перерыве Андрею Мартемьянову предстояло не только перестраивать игру, учитывая потерю Да Косты, но и найти правильные слова, чтобы улучшить психологическое состояние команды. Даже не представляю, что творилось в раздевалке, но на второй период «Автомобилист» вышел более собранным. «Шофёры» не отвечали на провокации игроков «Трактора», не ввязывались в стычки и драки и старались избегать удалений. Челябинцы же, наоборот, продолжали действовать агрессивно, и это сыграло ключевую роль. В одном из эпизодов капитан «Трактора» Алексей Петров грубо встретил проезжающего мимо Найджела Доуса коленом, за что также был наказан большим штрафом (5 минут) и отправился в раздевалку до конца игры. «Автомобилист» тут же этим воспользовался: Илья Крикунов и Вячеслав Литовченко забросили две шайбы в течение 25 секунд, и на табло уже были равные цифры – 2:2.

Во втором перерыве уже тренерский штаб «Трактора» был вынужден успокаивать своих хоккеистов и настраивать их на третий игровой отрезок, который мог для них стать последним в сезоне. И челябинцы действительно бились до самого конца. Александр Шаров вывел хозяев вперёд в начале третьего периода, но, как оказалось, это была последняя шайба «Трактора» в сезоне. Дэн Секстон в скором времени счёт сравнял, а Вячеслав Литовченко, которого Андрей Мартемьянов после матча назвал «палочкой-выручалочкой», принёс «Автомобилисту» победу в матче и в серии.

С кем сыграем в 1/2 финала Конференции

Остаётся самый главный вопрос: с кем «Автомобилист» сыграет в следующей стадии. Тут всё зависит от противостояний в других сериях, в которых, собственно, и определится соперник екатеринбургской команды. Как это работает – давайте разбираться. 

Правила плей-офф регулирует официальный регламент КХЛ. Пары формируются по такому принципу: в каждой конференции наиболее высокий номер «посева» играет с наименьшим номером «посева», второй по счёту – с предпоследним и так далее. То есть первое место на Востоке занял «Автомобилист» и получил в первом раунде в соперники «Трактор», который занял восьмое место. 

В полуфинале конференций принцип тот же самый, только происходит вынужденный «перепосев», поскольку количество клубов сокращается. 

Итак, «Автомобилист» точно не получит в соперники «Барыс» и магнитогорский «Металлург», поскольку в Восточной конференции они заняли второе и третье места соответственно. «Шофёрам», исходя из регламента, достанется клуб с наиболее низким местом по итогам регулярного чемпионата. Это может быть омский «Авангард» (четвёртое место на Востоке), уфимский «Салават Юлаев» (шестое место), нижегородское «Торпедо» (седьмое место). Обладатель Кубка Гагарина прошлого года казанский «Ак Барс» (пятое место) уже вылетел из плей-офф.

«Авангард» обыграл «Ак Барс» в серии 4:0. Два других противостояния – «Барыс» – «Торпедо» и «Металлург» – «Салават Юлаев» – продолжаются. И там, и там счёт в серии пока 2:2. Клубы будут играть 6, 7, 8 и, если будет необходимо, 9 и 10 марта, чтобы выявить сильнейшего. Поэтому раньше этого времени соперника «Автомобилиста» мы не узнаем.

Единое целое

Подводя итоги серии, хочется отметить несколько важных моментов. Во-первых, игра в неравных составах. В этой серии «Автомобилист» был очень хорош в реализации большинства. В трёх матчах из четырёх екатеринбуржцы забивали по две шайбы, имея численное преимущество, и именно эти голы и принесли «Автомобилисту» победу в серии. При этом подопечные Андрея Мартемьянова провели хорошую работу, играя в меньшинстве: всего одна пропущенная шайба в четырёх матчах и великолепный гол Анатолия Голышева.

Статистика

До этого сезона «Автомобилист» играл в плей-офф Кубка Гагарина пять раз. Всегда наша команда останавливалась в первом раунде. Более того, «шофёры» ни разу не выигрывали три матча в серии. А в плей-офф 2014 года «Автомобилист» вообще не смог выиграть ни одного поединка у «Барыса». Выступление «Автомобилиста» в плей-офф Кубка Гагарина. 

СезонСоперникСчёт в серии
2009/2010«Салават Юлаев»1:3
2013/2014«Барыс»0:4
2014/2015«Ак Барс»1:4
2015/2016«Металлург Мг»2:4
2017/2018«Металлург Мг»2:4
2018/2019«Трактор»4:0

Во-вторых, характер. По сути, это первый сезон, когда «Автомобилист» считается одним из фаворитов Восточной конференции. Надо понимать, что у игроков екатеринбургской команды нет опыта побед в матчах на вылет. Нет его, собственно, и у Андрея Мартемьянова. Клуб пишет свою историю у нас на глазах, и один из важных факторов, предопределивших успех «Автомобилиста», – настрой. Тренерский штаб уже по ходу регулярного чемпионата демонстрировал нам то, как команда может быть собрана и мотивирована. Эту же собранность парни проявили и в плей-офф. И если первые две победы можно назвать победами на опыте, то третья и четвёртая – победа на характере. Когда всё складывалось против «Автомобилиста», когда не шла игра у лидеров, решающие шайбы забрасывали Андрей Обидин (который и в заявку-то не всегда попадает) и Вячеслав Литовченко.

В-третьих, Коварж тоже человек. С этой планеты. Так иногда говорят про Лионеля Месси и Криштиану Роналду - лучших футболистов мира – когда у них случаются осечки. Якуб внёс огромный вклад в победу «Автомобилиста» в серии, в первом матче и вовсе сохранив свои ворота на замке. Но и у него иногда случаются ошибки, это показал четвёртый матч. При опять же большом количестве сейвов Коварж пропустил две совсем не обязательные шайбы. Отсутствие адекватной замены Якубу (молодой Леонид Фомин вряд ли подходит на эту роль) – одна из проблем екатеринбуржцев. Да, все мы привыкли видеть чеха в воротах нашей команды, но и ему необходимо отдыхать. Иначе ошибки просто неизбежны. Взять тот же «Трактор» - Александр Судницын и Василий Демченко провели по два матча против «Автомобилиста».

Впереди у «Автомобилиста» неизвестность: так далеко мы ещё не забирались. Но явно никто не собирается останавливаться на достигнутом. Цель одна – борьба за Кубок. И пока что всё идёт по нашему сценарию.

  • Опубликовано в №040 от 06.03.2019 
Областная газета Свердловской области
.