«Москва не сразу строилась»: «Автомобилист» уступил «Салавату Юлаеву» и завершил свой лучший сезон в истории

Пятая игра «Автомобилиста» с «Салаватом Юлаевым»

После пятой игры с «Салаватом Юлаевым», которая оказалась последней, болельщики ещё долго аплодировали команде за проведённый сезон. Фото: Павел Ворожцов

Хоккейный клуб «Автомобилист» завершил свой лучший сезон в истории. «Шофёры» в полуфинале Восточной конференции в пяти матчах уступили уфимскому «Салавату Юлаеву» и выбыли из борьбы за Кубок Гагарина.

Начало новой истории

Оглядываясь назад, в межсезонье, вспоминаю, как всё это начиналось. Серьёзное усиление состава – впервые за долгое время в «Автомобилист» пришли действительно сильные иностранцы. Раньше для команды это была весомая проблема: легионеры, которые пополняли состав команды, не оправдывали надежд, и, соответственно, надолго в Екатеринбурге не задерживались. Дэн Секстон, Стефан Да Коста, Найджел Доус – уже тогда многие эксперты говорили о том, что для «Автомобилиста» начинается новая история, и с такими усилениями команда заставит говорить о себе.

Масла в огонь подлил президент клуба Андрей Козицын, который на пресс-конференции перед стартом сезона поставил перед командой очень высокую задачу.

– Я думаю, что всё у нас есть, чтобы выйти в финал нашей лиги, и там уже побороться дальше, – заявил Козицын. – Команда сильная в этом сезоне, в моём понимании – это уже совсем другой уровень. Новый тренер, новые игроки, все с амбициями.

Управлять звёздными новичками и лепить из них боеспособную команду, которая будет выполнять поставленную задачу, предстояло Андрею Мартемьянову. Человек, который долгое время играл в «Автомобилисте», затем работал ассистентом в клубе, и даже непродолжительный период времени работал исполняющим обязанности главного тренера. И вот – возвращение в родной Екатеринбург, да ещё и в статусе главного тренера – это, конечно, был большой шанс и при этом большая ответственность.

И «Автомобилист» рванул с места в карьер. 18 побед на старте турнира – в тот момент это казалось просто какой-то сказкой. Про команду говорили из каждого угла, никогда подобного внимания не получал клуб из Екатеринбурга. Да, были и спады, и неудачные матчи. Но «Автомобилист» докатил до плей-офф, впервые в своей истории выиграв и дивизион Харламова, и Восточную конференцию.

Одних амбиций мало

Первые проблемы «Автомобилист» испытал ещё с «Трактором», особенно в третьем и в четвёртом матчах серии в Челябинске. На выезде игра у екатеринбуржцев, честно говоря, не клеилась. «Трактор» перекрыл лидеров-иностранцев екатеринбургского клуба. Да Коста и вовсе схлопотал очередное удаление до конца матча и пропустил из-за этого первую игру с «Салаватом», Доус хранил в двух играх голевое молчание. И в этих матчах в Челябинске на первый план вышли совершенно другие люди. Андрей Обидин, который и в заявку-то не всегда попадал, сумел сравнять счёт в тяжелейшей третьей игре серии, а Вячеслав Литовченко, по словам Андрея Мартемьянова, и вовсе стал палочкой-выручалочкой «Автомобилиста»: именно он забросил решающую шайбу в овертайме третьего матча, а в четвёртом оформил дубль. При этом за весь регулярный чемпионат Литовченко забросил всего четыре шайбы в 44 играх, а Обидин – две в 29 встречах.

В полуфинале Восточной конференции «Автомобилисту» вновь достался, на первый взгляд, не самый сложный соперник. Во втором раунде «шофёры» вполне могли встретиться с «Авангардом», который только что отправил в досрочный отпуск действующего чемпиона КХЛ – «Ак Барс». Согласитесь, такой вариант был бы менее приятным. «Салават Юлаев», который в регулярном чемпионате звёзд с неба не хватал, с шестого места вышел на магнитогорский «Металлург» и в шести матчах сумел добыть победу в противостоянии.

И букмекеры, и многие эксперты отдавали предпочтение в серии «Автомобилисту»: уж больно амбициозен был клуб из Екатеринбурга. Правда, как оказалось, одних амбиций мало. «Салават» на протяжении всей серии действовал очень грамотно, собранно и показывал фантастическую реализацию собственных моментов.

С реализацией в серии против «Салавата» у екатеринбуржцев была просто настоящая катастрофа. Шесть шайб в пяти матчах – с такими показателями в финал конференции попасть невозможно. Подводила и реализация большинства. «Автомобилист», который по итогам регулярного чемпионата был одним из лучших по игре в неравных составах, в противостоянии с «Салаватом» за пять игр 19 раз оставался в большинстве, а забил всего лишь однажды.

– Что касается серии в целом, то «Салават» очень собранно сыграл, практически слабых мест не было. Ну, и голкипер сыграл превосходно, на данном этапе он лучший в лиге. У нас где-то подсели лидеры, не давали им пространства, времени для принятия решения, – подвёл итоги серии на послематчевой пресс-конференции Андрей Мартемьянов.

Что дальше?

Безусловно, за нынешний сезон «Автомобилист» сделал огромный скачок. Это касается и игровых моментов, и интереса к хоккею в Екатеринбурге. В этом сезоне действительно можно по пальцам пересчитать матчи, на которых были свободные места.

Дальнейшее будущее команды будет зависеть от решений руководства команды и от того, как оно оценит результаты нынешнего сезона. Если Андрей Мартемьянов и его тренерский штаб останутся работать в Екатеринбурге, то это один вариант. Причём, на мой взгляд, наиболее удачный. Тренерский штаб сумел выстроить боеспособную команду, и в дальнейшем будет работать над ошибками и подводить её к плей-офф в оптимальной форме.

Если же руководство клуба примет решение сменить тренерский штаб, то это уже совсем другой вариант. Значит, межсезонье вновь будет отведено на адаптацию, как и стартовая часть сезона.

Многое будет зависеть и от того, кто из игроков покинет команду. Например, закончился контракт у Якуба Коваржа, и если с чехом не удастся договориться о новом соглашении, это будет одна из главных проблем. Найти адекватную замену Коваржу, который спасает «Автомобилист» в каждом матче, довольно сложно за короткий период времени. Я бы даже сказал, нереально.

Контракты заканчиваются и у трёх других легионеров – у Франсиса Паре, Дэна Секстона и Стефана Да Косты. Да, в плей-офф их игра не на том уровне, который они могут показывать, но вы только вдумайтесь в статистику: эта троица за регулярный сезон набрала 136 очков по системе гол плюс пас. И если представить, что все трое покинут клуб, возникнут серьёзные проблемы, которые нужно будет решать на трансферном рынке. Кстати, и у того же Анатолия Голышева в апреле истекает контракт. Он тоже является одним из ключевых игроков «Автомобилиста», и его потеря несомненно скажется на команде.

Ну, а если же костяк команды удастся сохранить вместе с тренерским штабом, «Автомобилист» несомненно будет прибавлять. В психологии, в сыгранности, в игровых моментах. Вряд ли задача на следующий сезон будет менее амбициозная, чем в этом году, поэтому наблюдать за командой будет ещё интереснее.

КОММЕНТАРИЙ.

На пресс-конференции после пятого матча наставник «Автомобилиста» Андрей Мартемьянов поблагодарил команду и болельщиков за сезон и подвёл некоторые итоги.

– Благодарен ребятам за сезон, я их в раздевалке уже поблагодарил. Много хороших моментов было, и побед трудовых, и достойных матчей. Я думаю, что лучший показатель – это аншлаги практически на всех играх. Люди из других городов приезжают сюда, чтобы посмотреть на нас и поддержать. Значит, чего-то мы достигли. Как мне говорил один из моих наставников: «Нужно понюхать воздух плей-офф». Здесь за каждую ошибку наказывают, ребята, наверное, не до конца понимали это. Мы провели девять игр, для нас это хороший опыт. У нас многие ребята впервые играли в плей-офф.

Я понимаю, что мы заняли первое место на Востоке – и всем уже Кубок грезился. Но давайте опустимся на землю. Москва не сразу строилась. У «Салавата» состав стабильный, есть сыгранность. Мы с моим тренерским штабом пришли сюда и знали одного Литовченко. За один сезон сложно команду сделать, тем более, когда уровень морального напряжения достигает апогея – не все к этому готовы оказались.

Мы узнали поближе тех людей, которые с нами находятся, как они ведут себя в экстремальных условиях. Чемпионат – это одно, плей-офф – совсем другое, нужно над психологией работать. Я считаю, что сезон успешный получился. Конечно, оценку будет давать руководство клуба, с моей точки зрения – хороший сезон. Не успех, но успешный, – сказал Андрей Мартемьянов.

  • Опубликовано в №52 от 26.03.2019 
Областная газета Свердловской области