Хоккеиста из Екатеринбурга снова хотят в «Детройте»

Кирилл Тютяев

В молодёжной команде «Авто» Кирилл Тютяев уже стал одним из лидеров. Фото: Пресс-служба ХК Автомобилист

Драфт НХЛ 2019 года стал рекордным для российских хоккеистов за последние шестнадцать лет. Сразу 28 молодых игроков из России привлекли внимание клубов сильнейшей хоккейной лиги мира.

Среди тех, кто был выбран клубами НХЛ есть и два воспитанника свердловской хоккейной школы – екатеринбуржец Кирилл Тютяев, выбранный «Детройтом» в седьмом раунде по №190, и тагильчанин Семён Чистяков («Нэшвилл Предаторз», четвёртый раунд, №117). Но если Чистяков ещё восемь лет назад уехал из родного города в Челябинск, а с 2017 года играет в системе уфимского «Салавата Юлаева», то Кирилл Тютяев, начинавший постигать азы хоккея в екатеринбургской школе «Юность», по-прежнему играет дома. В прошлом сезоне в его активе 19 заброшенных шайб и 41 результативная передача в составе команды «Авто» в регулярном чемпионате МХЛ и 14 очков (5+9) в плей-офф.

Но тут надо понимать, что выбор на драфте – это только первый, хоть и очень важный шаг на пути попадания в Национальную хоккейную лигу. К примеру, первый советский хоккеист, выбранный на драфте 1975 года – рижский динамовец Виктор Хатулев так до Северной Америки и не добрался, а выбранный в 1978 году Вячеслав Фетисов стал игроком «Нью-Джерси» только через одиннадцать лет. Но тут всё-таки надо делать поправку на то, что одного желания уехать из Советского Союза было мало. Тем более что тот же Фетисов был военнослужащим. И между прочим, выбор на драфте далеко не единственный способ попасть в НХЛ. К примеру, экс-игрок питерского СКА Артемий Панарин подписал контракт с «Чикаго Блэкхокс» на правах свободного агента. Но это всё-таки скорее исключение их правил.

Система драфта – это своего рода элемент «коммунизма» в капиталистической системе профессионального спорта. Право первого выбора получает слабейшая команда предыдущего сезона, и таким образом лига отчасти выравнивает силы участвующих в турнире команд. Но делается, разумеется, это с целью сугубо меркантильной – никому не интересен турнир, в котором один-два клуба заведомо сильнее других и победитель известен едва ли не задолго до старта. При этом клубы-аутсайдеры своё «право первой ночи» могут обменять на нужного им прямо сейчас игрока. В лиге, где игрока нельзя купить, а можно только обменять, это становится тоже своего рода товаром.

Драфты проводятся в НХЛ с 1963 года. Сначала выбирали только канадцев, в 1967 году первым иностранцем, выбранным на драфте НХЛ, стал американец Гарри Вуд, а два года спустя появился первый европеец – финн Томми Салмелайнен. К числу казусов можно отнести историю 1974 года, когда генеральный менеджер «Баффало Сейбрс» Панч Имлэк, заскучавший во время довольно монотонной процедуры, шутки ради назвал имя несуществующего японского хоккеиста Таро Цудзимото из выдуманного им клуба «Токио Катанас». Это сейчас Яндекс или Гугл в пять секунд выдадут самую исчерпывающую информацию если не про всех, то почти про всех, а тогда и НХЛ и пресса «утку» проглотила. И хотя, когда мистификация обнаружилась, НХЛ вычеркнула японца из официального списка драфта-1974, «Баффало Сейбрс» до сих пор включают Таро Цудзимото в свои клубные справочники.

Что касается свердловчан на драфте НХЛ, то первым из наших земляков ровно 30 лет назад клубом «Нью-Йорк Айлендерс» был выбран Владимир Малахов. Надо сказать, что «островитяне» в выборе не ошиблись, и НХЛ получила на следующие четырнадцать лет одного из самых ярких своих игроков. В 1992 году другой свердловчанин – Алексей Яшин – был выбран клубом «Оттава Сенаторз» под общим вторым номером. До тех пор, пока в в 2001 году Илья Ковальчук не получил первый номер, рейтинг Яшина оставался российским рекордом. Кстати, спустя три года россияне сделали «дубль» – Александр Овечкин и Евгений Малкин получили сразу первый и второй номера драфта. Из тех наших земляков, кто прошёл через процедуру драфта, а затем заблистал в НХЛ, можно назвать также Николая Хабибулина, Александра Радулова и, конечно же, Павла Дацюка.

До недавнего времени Свердловская область была представлена в НХЛ двумя тагильчанами – кроме выступающего за «Даллас» Александра Радулова был ещё Никита Сошников. Но его годичный контракт с «Сент-Луис Блюз» истёк и воспитанник «Спутника» возвращается в Россию, где будет играть за «Салават Юлаев». Кирилл Тютяев, по информации «Областной газеты», пока за океан не собирается. Во всяком случае у него ещё на год действующий контракт с «Автомобилистом», и в клубе на него рассчитывают – тем более что по регламенту в заявку на игру надо включать определённое молодых игроков. У Кирилла Тютяева есть хороший шанс не просто попасть в «лимит», но и приносить пользу в игре.

Между тем находятся и те, кто к заокеанским перспективам Тютяева относится скептически, говоря, что при всех несомненных плюсах по своим физическим данным Кирилл не подходит для НХЛ. Кажется, где-то уже слышать в своё время подобное приходилось. Ну конечно, про звёздного новобранца «Автомобилиста» Павла Дацюка, которому игровой интеллект с лихвой компенсировал недостаток физической мощи и позволил много лет блистать в том же «Детройте», что сейчас задрафтовал Тюятева.

Время покажет, как сложится карьера Кирилла Тютяева. Впрочем, даже если он не уедет за океан, в Екатеринбурге сейчас собирается команда, которой по силам решать самые серьёзные задачи. И в этом не только у Кирилла, но и у всех талантливых екатеринбургских хоккеистов есть большое преимущество по сравнению с игроками предыдущих поколений, которые, чтобы добиться больших побед, были вынуждены уезжать из родного города.

  • Опубликовано в №109 от 26.06.2019
Областная газета Свердловской области