Темы дня

«Золотой бедуин», аварии и сломанные руки: история любви Сергея Карякина и «Дакара»

Сергей Карякин с заветным «Золотым бедуином» за победу  на «Дакаре-2017». Фото: предоставлено Сергеем Карякиным

Сергей Карякин с заветным «Золотым бедуином» за победу на «Дакаре-2017». Фото: предоставлено Сергеем Карякиным

«Областная газета» продолжает цикл материалов, посвящённых самой известной ралли-многодневке. Пока спортсмены продолжают маршрут в Саудовской Аравии, мы расскажем о пути Сергея Карякина на «Дакаре» разных лет, ведь для него нынешняя гонка уже седьмая в карьере.

2014 год

Малоизвестный екатеринбуржец Сергей Карякин в 2014 году стартовал на своём первом «Дакаре». Тогда он принимал участие в классе квадроциклов – в самом молодом классе, который был создан лишь в 2009 году. Естественно, что от Карякина никто не ждал победы в дебютном сезоне, для Сергея важно было пройти всю дистанцию и успешно финишировать. С чем он, собственно, и справился, заняв в общем зачёте седьмую строчку. При этом Карякину удалось установить сразу несколько рекордов: первый россиянин в зачёте квадроциклов на «Дакаре», который сумел финишировать и победить на одном из спецучастков.

– Да, седьмой – в абсолюте. Для дебюта, думаю, неплохо. …Но мне никогда не было так тяжело, как здесь… После подиума, финиша и салюта не остался на банкет, а уехал в гостиницу отсыпаться, – отметил Сергей Карякин после финиша.

2015 год

Перед вторым «Дакаром» Сергей провёл плодотворную подготовку, приняв участие в этапе чемпионата мира по ралли-рейдам в Абу-Даби и ещё в нескольких гонках мирового уровня. Правда, как признавался сам гонщик, «Дакар» – нечто особенное, к этому старту нельзя полностью подготовиться заранее.

– «Дакар» показался мне непосильно сложным. Считал, что я достаточно опытный квадроциклист, но, как оказалось, у меня не было именно понимания таких гонок. Такого формата не встретить нигде. Если ты не ездил на «Дакар», то тебе к нему не подготовиться никак. Я понимал, что будет жарко, тяжело, быстро, что 14 дней придётся не спать. Но на деле это всё оказалось абсолютно другим, потому что я провёл 14 дней в таком темпе, что не было минуты даже присесть, – делился впечатлениями Сергей.

В отличие от дебютного «Дакара», в 2015 году Карякин стартовал более уверенно, на стартовых этапах держался в десятке сильнейших, притом отставание было совсем не проблематичным. Но на четвёртом этапе у свердловского гонщика случились технические проблемы, с которыми он пытался справиться до самой ночи. Финишировать Сергею так и не удалось, на четвёртом этапе «Дакар» для него закончился.

2016 год

В 2016 году «Дакар» проходил на территории двух стран: Аргентины и Боливии, Перу и Чили в последний момент отказались участия в организации гонки. «Дакар-2016» выдался для всех участников тяжёлым: несколько этапов были отменены из-за погодных условий и в целом маршрут гонки был крайне сложным. При этом у Сергея Карякина возникли серьёзные разногласия с организаторами, которые то и дело пытались «навесить» свердловчанину лишние штрафные минуты. Карякин же, лидировавший после семи этапов гонки в общем зачёте, боролся до конца, несмотря на абсурдность штрафных минут, и в итоге финишировал с четвёртым результатом. Конечно, он мог рассчитывать и на более высокое место: перед заключительным этапом Карякин шёл на третьей позиции.

– Расстроился очень сильно, четвёртое место – не третье… Как говорится, нет места, обиднее второго и четвертого, но четвёртое всё-таки намного хуже, – сказал Сергей Карякин после финиша.

Но так или иначе «Дакар-2016» показал, что Сергей может на равных бороться с мировыми лидерами в своём классе и что он является одним из претендентов на победу в следующем году.

2017 год

На «Дакар-2017» Сергей Карякин мог и вовсе не попасть: у свердловчанина возникли проблемы с поиском спонсора, но всё же в последний момент вопрос был улажен и гонщик подал заявку на участие. Организаторы «Дакара» представили Сергея в качестве одного из фаворитов в классе квадроциклов, что, конечно, накладывало определённую ответственность. Карякин, следуя своей тактике, не форсировал события, и только к середине гонки выбрался в лидеры общего зачёта. Соперники то и дело допускали ошибки, а Сергей продолжал стабильно двигаться в сторону победы. Свердловчанин выиграл три спецучастка и больше часа «привёз» своему ближайшему преследователю – опытному Игнасио Кассале. Историческая победа не только для свердловского, но и для всего российского спорта: раньше россияне побеждали на «Дакаре» исключительно в классе грузовиков.

– «Дакар» – это очень длинная гонка. Десять тысяч километров по бездорожью… Там может случиться всё что угодно – столько моментов, к которым невозможно подготовиться. Поэтому быть уверенным в победе никогда нельзя. Но важно верить, что ты на это способен. И в этом году это внутреннее чувство веры в себя было особенно сильным. Так что менял прежде всего внутренний настрой – и это не менее важно, чем подготовка техники, – рассказал в интервью «Областной газете» Сергей Карякин после возвращения в Екатеринбург.

2018 год

Спустя год после триумфа на «Дакаре-2017» Сергей отправился в Южную Америку за «золотым дублем». Конечно, после победы к Карякину было обращено особое внимание как со стороны СМИ и любителей автоспорта, так и со стороны соперников. Он приехал на «Дакар-2018» в рамках главного претендента на победу, но, к сожалению, оправдать ожидания не сумел. После четырёх этапов Карякин шёл вторым, но на пятом этапе случилось непредвиденное: свердловский гонщик не заметил песчаную дюну и попал в аварию. При всём желании продолжить гонку сделать этого Сергей не смог – в результате аварии он сломал обе руки.

– Попытался продолжить гонку, но почувствовал сильную боль в руке. Убрал её с руля и понял, что она стала тяжёлой, такого со мной никогда не было. Потом понял, что она гнётся в лучевой кости, значит — перелом. Затем уже выяснилось, что я ещё и вторую руку сломал. Просто на правой у меня был очень сильный перелом, боль была сильнейшая, наверное, поэтому я не сразу заметил, что с левой рукой тоже не всё в порядке. Продолжать гонку шансов не было — я нажал красную кнопку, чтобы меня забрал вертолёт. Полчаса ждал вертолёт, а самой эвакуации — ещё пять часов. Под обезболивающим, конечно, но всё же, – рассказывал в интервью «Областной газете» Сергей Карякин.

2019 год

«Дакар-2019» стал для Сергея первым в новом классе: он вместе со штурманом Антоном Власюком заявился в класс мотовездеходов (багги). Интересно, что во время подготовки Карякин и Власюк чувствовали себя очень комфортно, победив на ралли-многодневке «Шёлковый путь» и на этапе Кубка мира в Марокко. Правда, на самом «Дакаре» свердловский экипаж столкнулся с трудностями. Прежде всего с техническими, которые появились с первого же этапа. Однако это не мешало бороться за первое место вплоть до седьмого этапа, на котором Карякин вновь попал в аварию. Багги Карякина перевернулся, у экипажа ушло три с лишним часа на то, чтобы починить поломки и продолжить гонку. В дальнейшем, конечно, речь шла уже не о борьбе за победу, а о том, чтобы просто-напросто финишировать. Карякин и Власюк пришли к финишу своего первого совместного «Дакара» и уже стали думать о подготовке к следующему году.

Сергей Карякин продолжает вести борьбу за победу в классе багги. На девятом этапе свердловский экипаж здорово смотрелся с самого начала и держался в числе лидеров. После прохождения контрольной точки на 299-м километре спецучастка Карякин и Власюк располагались на третьей позиции, уступая американцам Блэйду Хилдебрану (он участвует вне зачёта) и Кейси Карри. К сожалению, отследить выступление свердловчан до финиша в этом материале не представлялось возможным: на момент, когда номер сдавался в печать, гонщикам ещё предстояло преодолеть порядка 100 километров.

Алексей Шмотьев, который из-за технических проблем провалился на восьмом этапе, продолжил гонку, и девятый этап проводил более успешно: на той же самой отсечке на 244-м километре второй свердловский экипаж отставал от лидера всего на 14 минут. Правда, пока неизвестно, в каком статусе продолжает выступать Алексей: наравне со всеми или вне зачёта за то, что не сумел вовремя пройти контрольные точки на восьмом этапе гонки.

Александр Доросинский, выступающий в классе внедорожников, показал 12-й результат на девятом этапе гонки. Этот результат помог ему переместиться на 15-ю строчку в общем зачёте в своём классе.

  • Опубликовано в №005 от 15.01.2020

Сюжет

Дакар-2020
Свердловские экипажи ведут борьбу за победу на "Дакаре-2020".

Областная газета Свердловской области