Сергей Карякин: «Для меня «Дакар» – это Новый год»

Сергей Карякин с медалью за финиш на «Дакаре»

В редакцию «Областной газеты» Сергей Карякин пришёл с медалью за финиш на «Дакаре», но пообещал ещё хотя бы раз вернуться в Екатеринбург с «Золотым бедуином». Фото: Владимир Мартьянов

Для нашей редакции стало уже доброй традицией: сразу после «Дакара» екатеринбургский гонщик Сергей Карякин приходит к нам в гости. Сергей только в минувшие выходные вернулся из Перу, где принял участие в шестом для себя ралли-рейде. Пересев с победного квадроцикла на багги, Карякин и его штурман Антон Власюк, шли в лидерах, но на седьмом этапе упали с пятиметровой дюны, и о победе, увы, пришлось забыть (итоговое 10-е место). Но кто хоть однажды общался с Сергеем Карякиным, знают, что сдаваться он не привык и уже думает о том, как вернётся на трассу в следующем году. Чтобы порадовать своих болельщиков, а также семью – жену и троих детей…

Мы это к чему про семью? Всё дело в том, что на встречу с нами Сергей пришёл… с дочерью. Малышка Аня родилась в ноябре и пока за спортивными успехами отца особо не следит, но бойко размахивает ручками, пытаясь участвовать в интервью. 

– Стал, выходит, многодетным отцом, – улыбается Сергей, укачивая дочь на руках. – Приходится иногда совмещать задачи отца и рабочие задачи. Мама одна уже не справляется. Но в этом и есть счастье. 

Были уверены, что надо продолжать

– Сергей, первые эмоции уже, наверное, остыли. Какие впечатления оставил «Дакар-2019»?

– Честно могу сказать, думал, что расстроюсь сильнее. Прошлый «Дакар» мне дался психологически очень тяжело, я ходил месяц разбитый, без настроения. Ещё и с двумя сломанными руками вернулся домой… Конечно, когда произошла поломка, то, казалось, земля ушла из-под ног. Мы шли в лидерах, и хотелось финишировать первыми. Я думал, что будет так же тяжело психологически, как в прошлом году. Но то, что произошло на второй неделе уже после переворота, те сложности, сделали этот «Дакар» ещё сложнее, чем самый первый. То, что мы со всем эти справились, даёт некое удовлетворение от выполненной работы. Это была такая жёсткая борьба, наверное, с судьбой. И у меня есть гордость за то, что мы финишировали.

– Постоянные поломки после переворота связаны непосредственно с аварией?

– Я думаю, что да. Наша машина изначально очень надёжная, до этого мы ездили целый сезон, выиграли «Шёлковый путь», этап чемпионата мира, и при этом не было ни одной технической поломки. А на «Дакаре» начались вот такие проблемы, произошло поломок больше, чем за весь год. Удар был очень сильный, скорость – в районе 100 км/ч.

– Сами не пострадали?

– Болит шея, растяжение мышц. Но обошлось без серьёзных травм. У Антона точно такие же симптомы. Мы на следующий день при всём желании еле встали с кровати, сидели на обезболивающих.

– То, что вы продолжили гонку – это всплеск адреналина? Знаете, как шок. Боли не чувствуешь – бежишь вперёд.

– Нет. Понимаете, я чувствую ответственность. За меня действительно переживает очень много людей в Екатеринбурге, в стране. Буквально перед «Дакаром» я ездил в детский дом, рассказывал ребятам, что нужно бороться до конца. Если бы я не продолжил гонку, мои слова были бы враньём. Мне нужно быть честным перед самим собой. Поэтому сход с дистанции даже не обсуждался, мы с Антоном идеально сходимся во мнениях, мы были уверены, что надо продолжать. 

Медаль Сергея Карякина за финиш в «Дакаре». Кстати, она очень тяжёлая. Фото: Фото: Владимир Мартьянов

Невозможно проехать «Дакар» без проблем

– Вы говорили, что с самого начала гонки придерживались тактики, и она работала.

– Да, мы ехали в своём темпе, не рисковали. Мы не пытались выигрывать спецучастки, ехали в тройке, с хорошим запасом. Даже когда перевернулись. Но этот момент невозможно было заметить. К сожалению, коварное место.

– То есть это была случайность, а не попытка отыграть отставание?

– Нечего было отыгрывать. Я понимал, что тот, кто едет первым, столкнулся с проблемами.

– Получается, что технические проблемы есть у всех?

– Конечно, у кого-то больше, у кого-то меньше. Невозможно проехать «Дакар» без проблем, это очень сложная гонка. Конечно, люди едут стабильнее, чем мы, более опытные штурманы. Уровень высокий. В этом классе есть заводская команда, где совсем другой бюджет и другая техника. И я горд, что мы конкурировали на равных с заводской командой.

– Вы в этом году могли тоже попасть в заводскую команду, но по каким-то причинам отобрали других гонщиков. Есть ли шансы в следующем году?

– Я на это не рассчитываю. У меня отличная команда, мы готовим отличную технику. И мы обязательно победим на «Дакаре».

– Что, кстати, сейчас с вашим багги? 

– Из Перу вышел паром, всё это плывёт во Францию, в порт Гавр. В феврале полетим туда и вернёмся на родину своим ходом. 

«Пока не выиграю на багги – никуда не перейду»

– Какая в этом году на «Дакаре» была атмосфера? Вы рассказывали, что на одном из «Дакаров» у вас украли сумку с инструментами. В этом году без инцидентов?

– Здесь обошлось без происшествий. В Перу нужно быть всегда осторожным, не выходить на улицу в бедных районах города, это всё проговаривается с участниками. Даже когда ты разгружаешь технику в порту – все находятся в оцеплении. И выходить за него нельзя.

– Для вас «Дакар», наверное, стал уже каким-то витамином, который один раз вкололи, и появилась зависимость?

– Ну да. Для меня «Дакар» – это Новый год. Да, для кого-то оливье, мандарины, «Ирония судьбы», а для меня – «Дакар».

– У вас уральская команда, но если поступит предложение от заводской – выступите? 

– Смотря какие условия. Заводская команда – не так просто и хорошо, как кажется. Там свои сложности, но если быть в команде – хотелось бы получать какую-нибудь зарплату. Сейчас мне тяжеловато. Есть деньги спонсоров, но когда полное обеспечение – совсем другое дело. 

– Сергей, вы уже несколько раз сказали, что выступите ещё на «Дакаре». Можете приоткрыть завесу тайны: в каком классе? Не секрет, что вы планируете это сделать в трёх категориях.

– Пока не выиграю на багги – никуда не перейду. Тут нет никакого секрета. Я не брошу это на полпути. Если будет моё выступление на следующем «Дакаре», то точно на багги. А дальше – машина. Соберу, как в правах, все категории (смеётся). Меня, кстати, иногда спрашивают: а почему на грузовике не хочешь попробовать? А какой смысл? В России есть сильная команда, и соперничать с ними – крайне странно. Нам важно поднять на подиуме российский флаг в нескольких классах. Конкурировать между собой неправильно. 

«Поддержка – дороже денег и побед»

– Сколько всего людей в вашей команде отправилось в Перу? 

– 12 человек. Это механики, пресс-служба, оператор, фотограф, водители техничек. 11 человек из Екатеринбурга, кроме штурмана Александра Доросинского. Я много раз говорил о том, что хочу развивать спорт в нашей стране и в нашем городе. Поэтому мы не покупаем заграничную технику, хотя она и дешевле. Мы хотим развивать свои навыки автомобилестроения. Не просто тратить деньги, но и получать знания. 

– Вы видите себя как популяризатора технических видов спорта? К примеру, многие узнали о «Дакаре» благодаря вам. 

– Именно поэтому я так часто встречаюсь со школьниками и провожу мастер-классы для детей-сирот. Это всё нацелено на то, чтобы показать детям спорт. У меня у самого трое детей. Я максимально стараюсь привить им культуру спорта. Спорт – одна из основ характера. И без него было бы тяжело. Жизнь каждый день преподносит нам сложности и испытания. 

– Технические виды спорта – это большая опасность. Люди, бывает, сильно травмируются. Если ваши дети решат заняться, например, мотоспортом – вы как на это отреагируете? 

– Это хорошее стремление. Главное, что они не хотят напиться с друзьями в подворотне или баре. Уверен, что спорт займёт правильное место в их жизни. Моя дочь уже выиграла первенство России по гимнастике в Санкт-Петербурге. 

– Если говорить про популяризацию, то раньше «Дакар» ассоциировался только с КАМАЗом, а теперь все знают Сергея Карякина. У вас масса болельщиков, которая ночами болела за вас и писала вам сообщения во всех соцсетях. Насколько для вас важна такая поддержка? 

– Да, мы не заняли первого места, не взяли «Золотого бедуина», но у меня есть вещь гораздо ценнее – поддержка. Даже после нашего переворота нам писали: «Серёга, мы верим в победу». Это так важно! Люди верили во что бы то ни стало. Всё это стоит гораздо дороже денег и побед – понимание, что в тебя верят люди. 

– Была мысль в голове, что если выиграю этот «Дакар», то…

– …гораздо больше будет шансов на осуществление моей мечты – построить детскую мотошколу. 

  • Опубликовано в №11 от 23.01.2019 
Областная газета Свердловской области