Сергей Карякин: «Доказали конкурентоспособность уральцев на международной арене»

шелковый путь

Два свердловских экипажа проявляют командную взаимовыручку: Алексей Шмотьев везёт на тросе Сергея Карякина. Фото: Предоставлено Сергеем Карякиным

В китайском городе Дуньхуан завершился заключительный этап известного ралли-рейда «Шёлковый путь». В классе багги сразу два свердловских экипажа оказались в тройке призёров: Сергей Карякин и Антон Власюк ожидаемо одержали победу, а Алексей Шмотьев и Андрей Рудницкий показали третий результат.

Сложности на трассе

Конечно, на старте гонки перед двумя экипажами стояли разные задачи. Для действующего чемпиона «Шёлкового пути» Сергея Карякина – победа и планомерная подготовка к очередному «Дакару», для дебютанта Алексея Шмотьева – получение опыта. Но по иронии судьбы, для опытного Карякина гонка могла закончиться ещё на первом этапе: технические проблемы, которые возникли у главного свердловского экипажа, не позволили бы добраться Сергею до финиша. На помощь пришёл Алексей: пожертвовав своим гоночным временем, Шмотьев на тросе дотащил более опытного товарища по команде.

Отставания свердловских экипажей после первого этапа оказались небольшими, поэтому вся борьба была впереди. Главной задачей для Карякина и Власюка стало устранение технической неисправности. И это им удалось. Второй этап свердловчане ещё вкатывались в гонку, а вот начиная с третьего, Карякин начал демонстрировать свой высокий класс. Сергею удалось вырваться в лидеры общего зачёта, и до самого конца гонки он уже первую позицию никому не уступал. Напротив, с каждым этапом Карякин наращивал своё преимущество, и во второй половине гонки борьба среди остальных участников шла лишь за второе и третье места.

За тройку призёров старался держаться и Алексей Шмотьев. Он показывал стабильный ход и был всегда рядом с лидерами. Однако технические проблемы застали врасплох и его. Шестой этап стал для второго свердловского экипажа настоящим испытанием. В определённый момент Шмотьев остановился и прекратил движение. Так как трансляции гонки нет, а за спортсменами можно следить лишь по специальной карте на сайте гонки, многие подумали, что Алексей попал в аварию. Но причиной остановки стали проблемы с приводами (точно такие же неисправности были у Сергея Карякина на прошлом «Дакаре»), которые экипаж устранял очень долго. Алексей Шмотьев и Андрей Рудницкий не сдались и всё-таки добрались до финиша, пусть и с четырёхчасовым отставанием от лидера. Соответственно, такой результат отбросил свердловчан со второго на последнее место в общем зачёте.

Но ралли-марафоны тем и хороши, что спортсмены могут отыграть любое отставание, так как от технических проблем и аварий не застрахован никто. Карякин и Шмотьев продолжали гонку, и перед последним этапом картина была следующая: Сергей шёл в лидерах, выигрывая у идущего вторым испанца Хосе Пена Кампо более пяти часов! А Алексей Шмотьев был уже на третьей позиции (да, соперники тоже ошибались), уступая испанцу всего 16 минут.

На заключительный этап Карякин отправился первым, но, видимо, избрав командную тактику, сбросил темп и позволил Алексею Шмотьеву догнать и перегнать себя (на каждый этап спортсмены уходят по очереди с интервалом в несколько минут). Два свердловских экипажа двигались вместе, как бы страхуя друг друга от различных проблем. В итоге Алексей показал лучшее время, а Сергей уступил партнёру по команде три минуты и стал вторым на заключительном этапе.

Всё зависело от испанца и от его финишного времени. Он стартовал позже свердловских экипажей, поэтому Карякин и Шмотьев дожидались его уже на финише. В какой-то момент казалось, что Хосе растеряет своё преимущество, но испанец пришёл к финишу с четвёртым результатом, уступив Шмотьеву 11 минут. И этого хватило ему, чтобы обойти Алексея в общем зачёте, оставив нашего спортсмена на третьей позиции.

Превосходство «КАМАЗ-Мастер» и трагедия Нифонтовой

Сергей Карякин стал не единственным россиянином, победившим на «Шёлковом пути». Естественно, когда речь заходит о ралли-рейдах, будь то «Дакар» или «Шёлковый путь», все в первую очередь обращают внимание и пристально следят за классом грузовиков. Здесь у российской команды «КАМАЗ-Мастер» всегда очень высокие шансы на победу, так как именно наша команда является мировым лидером. На нынешнем «Шёлковом пути» борьбу за победу вели сразу три российских экипажа: Антон Шибалов, Андрей Каргинов и Айрат Мардеев. Так и вышло, что весь пьедестал почёта в классе грузовиков оказался российским, а победителем гонки стал Антон Шибалов.

Если говорить о других классах, то стоит отметить мотоциклистов, где выступала российская гонщица Анастасия Нифонтова, которая прошлой зимой преодолела трассу «Дакара». К сожалению, «Шёлковый путь» не покорился Анастасии, которая выступала в одном классе с мужчинами: она попала в аварию, в результате которой получила перелом ключицы и была вынуждена сойти с дистанции. А победителем в этой дисциплине стал британец Сэм Сандерленд.

Интервью

Сразу после финиша в китайском Дуньхуане Сергей Карякин пообщался с «Областной газетой» и поделился своими впечатлениями и эмоциями после завершения гонки.

– То, что два уральских экипажа заняли призовые места на «Шёлковом пути-2019» – это феноменальный результат. Очень довольны собой. Конечно, обидно, что Алексею не хватило до второго места всего четыре минуты, хотя на трассе мы находились более 30 часов. Но это его четвёртая гонка в жизни, и третье место – превосходный результат. Мы с Антоном тоже рады, что смогли победить спортсменов из США, Франции, Испании, Монголии. Это говорит о том, что на международной арене мы более чем конкурентноспособны.

– На первых этапах у вас были технические проблемы. Что случилось?

– У нас были проблемы с топливной системой на первых двух спецучастках, не могли их решить, так как машина, которую мы построили к гонке, – она абсолютно новая, очень много нововведений. Конечно, какие-то моменты мы отрабатывали, настраивали. Нам потребовалось на это два дня.

– После третьего этапа вы захватили лидерство и наращивали своё преимущество, которое к концу гонки составило более пяти часов. Ожидали, что будет такой большой отрыв? Что можете сказать о конкурентах?

– Да, после того, как мы всё исправили, машина поехала очень быстро. Но нельзя сказать, что только это повлияло на такой большой отрыв. Просто многие соперники ломались, испытывали проблемы, а мы ехали в своём темпе, не теряли много времени на трассе. Поэтому и «привезли» второму месту более пяти часов. Самое главное, что мы показывали лучшую среднюю скорость на каждом спецучастке.

– В этом году «Шёлковый путь» проходил по территории трёх стран: России, Монголии и Китая. Что запомнилось больше всего? Где была самые красивые и живописные участки, а где – самые сложные?

– Красивее всего было в Иркутске, конечно. Безумная красота! А самая сложная трасса была в Китае: дюны, пески, кочки, очень много экипажей там сошли с дистанции. Впечатления замечательные, впервые оказались в Монголии, в Китае. И конечно же, впервые побывали в Иркутске, куда редко приезжают жители центральной части России. Честно могу сказать, что от тех красот, которые мы увидели, у нас захватывало дух. Наша страна огромная, и каждая её часть хороша по-своему. Мы были под большим впечатлением.

– В своём дневнике в социальных сетях вы говорили о том, что китайские гонщики ведут себя не по-спортивному. Что случилось?

– Да, китайцы действительно не пропускали вперёд на спецучастках. Специально выдавливали, заставляли ехать в пыли. А чтобы вы понимали, когда пыль стоит стеной, ты ничего не видишь. Из-за этого происходят аварии, разбиваются люди. Такой опасности подвергают китайские спортсмены своих конкурентов. Если тебя человек догнал, значит, ты едешь медленнее, будь добр уступить дорогу и дать возможность обогнать тебя.

  • Опубликовано в №124 от 17.07.2019 
Областная газета Свердловской области