30 минут о волейбольном папе

Картина "Карполь"

В картине «Карполь» показаны исторические кадры матчей сборной СССР и «Уралочки». Фото: кадр из фильма «Карполь», реж. Кирилл Котельников

В Екатеринбурге прошла премьера фильма Кирилла Котельникова «Карполь». Документальная картина продолжительностью 30 минут была показана в «Доме кино» и в Ельцин Центре, в скором времени создатели фильма планируют выложить его в Интернет. На премьере картины присутствовал сам Николай Васильевич, бывшие и нынешние игроки легендарной «Уралочки».

Перед командой создателей картины стояла довольно непростая задача: в небольшом хронометраже донести до зрителя, в чём секрет великих достижений Карполя. Николай Васильевич у руля «Уралочки» уже полвека, много лет он работал со сборными СССР и России. Трофеев и медалей, которые были завоёваны при Карполе, было огромное количество. Он вырастил не одно поколение талантливых волейболисток. И вряд ли секрет его успеха кроется в чём-то одном.

Режиссёр Кирилл Котельников попытался показать великого тренера в повседневной жизни, поговорить с ним о личном. Карполь нечасто рассказывает о семье да и вообще откровенничает с кем-либо, но создателям картины удалось вывести Николая Васильевича на открытый разговор. Через его личные рассказы зритель понимает, что вся та экспрессия, которая свойственна Карполю во время матчей, остаётся только на площадке. Сам Николай Васильевич говорит о том, что победы для него не главное, а самое важное, чтобы все его подопечные стали матерями, а его воспитанницы и спустя многие годы называют наставника «папой».

Вторая сюжетная линия – создание скульптурной группы, посвящённой команде «Уралочка» и её многолетнему тренеру. В фильме есть уникальные кадры, запечатлевшие весь творческий процесс от замысла скульптора Алексея Чебаненко до конечного результата.

После премьерного показа многие из тех, кто посмотрел картину, выразили мнение, что у фильма обязательно должно быть продолжение. За 30 минут удалось показать лишь малую часть, одну из сторон многогранной личности великого тренера. Да и сами создатели картины говорят, что у них осталось ещё много отснятого, но не использованного материала. И это, пожалуй, не менее ценно, чем уже готовый фильм. Потому что среди множества людей, непременно желающих высказаться по любому вопросу, есть единицы таких мудрейших наших современников, как Карполь, которые как раз избегают публичных высказываний.

Вот и на премьере в Ельцин Центре Николай Васильевич больше говорил не о себе, а о своей команде, о том, что в первую очередь считает себя педагогом, а уж потом тренером. Так и есть – Карполь учил несколько поколений своих подопечных побеждать не только на площадке, но и в жизни.

– Мы предложим фильм «Карполь» нашим телевизионным каналам, – рассказал корреспонденту «Областной газеты» продюсер картины Евгений Горенбург. – Сначала его должны посмотреть наши земляки. А потом, я думаю, разместим в Интернете, где его сможет посмотреть любой желающий.

КСТАТИ

На недавней традиционной предсезонной встрече «Уралочки» с коллективом НТМК у Николая Васильевича Карполя спросили – как он относится к тому, чтобы о волейболе сняли такой же фильм, как нашумевшие в последние годы «Легенда №17» и «Движение вверх».

На что Карполь ответил, что вообще-то фильм о волейболе был снят задолго до появления упомянутых картин. В 1980 году накануне московской Олимпиады на экраны вышла двухсерийная советско-японская лента «Путь к медалям» (режиссёры – Дзюнья Сато и Никита Орлов). В фильме снимались Валерий Рыжаков, Анатолий Ромашин, Татьяна Ташкова, Михаил Боярский, звучит музыка Алексея Рыбникова (в том числе фрагменты записанной в том же году рок-оперы «Юнона и Авось»).

Одной из тем «Пути к медалям» стало противостояние волейболисток СССР и Японии, которые неизменно встречались во всех олимпийских финалах с 1964 года, когда волейбол дебютировал в программе летних Игр. Продолжение этого противостояния ожидалось и в Москве, но в декабре 1979 года, когда фильм был уже готов, советские войска вошли в Афганистан, из-за чего многие страны, в том числе и Япония, бойкотировали летнюю Олимпиаду 1980 года.

Среди главных действующих лиц этого фильма игроки команды «Сибирячка» из Сибирска и её тренер Михаил Васильевич Каменецкий, но для зрителей не было большого секрета, что это свердловская «Уралочка» и Николай Карполь. Сравнивать художественный фильм 1980 года с документальной работой продюсерского центра «Лад» по большому счёту не имеет смысла. Но есть в фильме фраза, которая роднит героев этих двух картин. «Каждую игру надо проводить так, будто она последняя в твоей жизни», – говорит тренер «Сибирячки» Михаил Каменецкий.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №211 от 16.11.2019
Областная газета Свердловской области