Валидольный триллер в Сеуле: как СССР забрал золото инков

Ирина Пархомчук (на снимке – слева): «После матча я рыдала в объятиях Валентины Огиенко. Чтобы я заплакала, меня нужно пытать смертными муками, да и то я их выдержу. Фото: ТАСС (ВАЛЕРИЙ ЗУФАРОВ И ИГОРЬ УТКИН

Ирина Пархомчук (на снимке – слева): «После матча я рыдала в объятиях Валентины Огиенко. Чтобы я заплакала, меня нужно пытать смертными муками, да и то я их выдержу. Фото: ТАСС (ВАЛЕРИЙ ЗУФАРОВ И ИГОРЬ УТКИН

30 лет назад – 29 сентября 1988 года – в финале сеульской Олимпиады женская сборная СССР по волейболу, наполовину состоящая из игроков свердловской «Уралочки», провела самый великий матч в своей истории

Такие матчи даже смотреть страшно... А уж играть (и выигрывать!) их – это настоящий подвиг. «Уралочки» совершили его 30 лет назад.

Вместо предисловия

Сейчас в это сложно поверить, но в Сеул сборная СССР попала в последний момент, упустив до этого два шанса отобраться на Игры: сначала она стала только шестой на чемпионате мира-1986, а потом – проиграла финал чемпионата Европы-1987 волейболисткам ГДР.

– После этого в нашей сборной началась серьёзная перестройка, – рассказала «ОГ» один из лидеров той команды Валентина Огиенко

В 1987 году у нас произошла смена тренера: вместо Владимира Паткина, который возглавил Федерацию волейбола, главным вновь стал Николай Карполь. В сборную пришли совсем молодые игроки, а стартовая шестёрка изменилась ровно наполовину.

Единственным шансом команды Карполя пробиться в Сеул был квалификационный турнир, который прошёл в мае 1988 года в Италии.

На две путёвки претендовали три сборных: СССР, Италия и Бразилия (которой мы с треском проиграли на ЧМ-86). Но на сей раз всё сложилось успешно: советская команда заняла первое место.

Олимпийские игры 1988 года

Безусловный фаворит – Китай, победитель Олимпиады-1984,

Кубка мира-1985 и двух последних чемпионатов мира (1982 и 1986).

Задача сборной СССР – «попасть в медали».

Групповой этап

Регламент. 8 сборных, участвовавших в Играх, были разбиты на два квартета, внутри которых играли друг с другом в один круг. В плей-офф выходили по два победителя.

Группа А. Сборная СССР начала за упокой: уступила в пяти сетах команде Японии (первая партия была проиграна аж 2:15!). Но затем наши волейболистки одержали две сухие победы (над Южной Кореей и ГДР) и в итоге набрали 5 очков. Столько же было у японок, но разница сетов у них оказалась хуже, и первое место досталось сборной СССР.

Группа В. Здесь случилась сенсация: Китай ухитрился проиграть перуанкам (2:3) и занял лишь второе место. Это означало, что в полуфинале сборной СССР придётся встретиться именно с ним.

Полуфиналы

СССР – Китай – 3:0 (15:0, 15:9, 15:2)

Сборная Советского Союза провела идеальный матч. Счёт первой и третьей партий просто завораживает: одна из них выиграна всухую, а в другой сопернику дали набрать всего два очка! Таких кошмаров в истории китайского женского волейбола больше никогда не было – ни до, ни после.

Это был лучший матч в моей жизни, – до сих пор убеждён Николай Карполь.

Сборная СССР провела эту встречу одной шестёркой, что очень измотало волейболисток.

Перу – Япония - 3:2 (15:9, 15:6, 6:15, 10:15, 15:13)

Перуанки выиграли четвёртый матч подряд. Но три из них – «на тоненького», в пяти партиях.

Фото: Официальный отчёт МОК

– Сборная СССР строилась вокруг «Уралочки». В Сеуле свердловчанок было 6 человек – ровно полкоманды. А что такое «Уралочка»? Это заводская команда. Когда мы уезжали на Олимпиаду, нас провожали всем заводом – с жёнами, с детьми, дедушками, бабушками. Мы знали в лицо этих людей, за которых мы играем, которые будут искренне расстроены и раздавлены, если мы проиграем. В один из последних дней перед отъездом мы заходили в один из цехов – там такая жара, такая температура от мартеновских печей! И вот рабочие, проводящие в этом цехе дни и ночи, отдавали часть заработанных ими денег на команду… А разве нет? Команду ведь содержал завод! Тогда, в СССР, девочки прекрасно понимали это.

Кроме того, мы ездили по городам-героям: Волгоград, Севастополь... Незадолго до Олимпиады побывали на подлодках и боевых кораблях, только что вернувшихся из похода. Ребята-моряки рассказывали о боевом дежурстве, как они отстояли несколько месяцев в Персидском заливе на жаре 45–50 градусов, показывали свои каюты, и девочки впитывали в себя этот дух. Дух смелых, ничего не боящихся людей. Дух жизни, которой живёт корабль в военном походе.

Николай КАРПОЛЬ (интервью газете «Советский спорт», 2013)

За день до финала наши спортсменки столкнулись в олимпийской деревне с будущими соперницами.

– Вы уж нас завтра так не возите, как китаянок вчера, – попросили перуанки.

Конечно, это была шутка. Сборная Перу нашу команду не боялась. И фаворитом финала была, скорее, она, чем СССР.

Во-первых, Перу по пути к решающему матчу не проиграла ни одной встречи. Во-вторых, она тоже победила Китай (хоть и натужно – 3:2). И в-третьих, её результаты в середине 80-х годов были много лучше, чем наши.

«Совьет? Ньет!»

А ещё – за перуанок были трибуны, 6,5 тысячи зрителей. И болели они просто отчаянно.

– В зале стоял даже не шум, а рёв, – вспоминает Карполь. – Я таких необузданных фанатов до тех пор видел только в Южной Америке и в Турции.

Причин, по которым корейцы так рьяно болели за Перу, было несколько. Главная из них – политическая: ещё свеж был в памяти инцидент 1983 года, когда Советский Союз сбил корейский «Боинг», который залетел на территорию СССР и вёл себя так, как будто выполнял шпионское задание.

Вторая причина – спортивная. Болельщики всегда выступают против обидчиков своих команд, а в Сеуле именно СССР не пустил хозяек в плей-офф... Ну и последнее: перуанок тренировал кореец – Ман Бок Пак.

Даже мат не помогал

Финал для команды СССР начался – хуже не придумаешь.

Перуанский журналист Марио Фернандес так писал об этом в газете «Эль комерсио»: «Первый сет был выигран с лёгкостью – 15:10 за 21 минуту. Во втором мы победили 15:12 за 28 минут. Было 2-0, и сидевший передо мной аргентинский корреспондент повернулся и сказал: «Я никогда не был на волейбольном финале с таким разрывом в уровне соперников. Это не финал»...

Карполь брал тайм-ауты, кричал, менял состав (в финале на площадку выходили 11 спортсменок, в то время как обычно играли 6-7). Один раз, увидев грубейший ляп, даже матюгнулся... Но ничего не помогало.

Призрак Хоттабыча

В третьем сете поймавшие кураж «дочери солнца» (прозвище перуанок) уже просто рвали на куски советскую команду. Через тринадцать минут после начала партии счёт был 12:6 в их пользу. То есть им оставалось набрать всего 3 очка, чтобы завоевать олимпийское золото.

В этот момент Николай Карполь взял свой последний 30-секундный перерыв в третьей партии. «Да, думаю, что и в матче», – сказал советским телезрителям комментатор.

Ман Бок Пак уже чуствовал себя чемпионом: он сидел абсолютно расслабленным – раскинув руки, положив нога на ногу...

Организаторы в исходе матча тоже не сомневались и стали готовиться к церемонии награждения. В игровой зал внесли подносы с золотыми медалями и пронесли их мимо скамейки сборной СССР.

– Это было ужасно, – вспоминает Валентина Огиенко. – Медали от нас уходили в буквальном смысле слова. Меня как током шибануло.

Карполь тем временем прокричал свой ныне знаменитый монолог о том, что «Глаза должны гореть!», и волейболистки вернулись на площадку.

Что случилось дальше – никто не может объяснить до сих пор. Игроки наконец-то услышали тренера? Или, поняв, что терять уже нечего, перестали нервничать и заиграли, как могут? А, может, нам хоть чуть-чуть стало везти?

Наверное, сработало всё понемногу. «Карпольки» подняли два немыслимых мяча в защите, забили раз, другой и – «воскресли». Через три минуты счёт сравнялся – 12:12...

Страна сидела перед телевизорами и не верила глазам. Многие вспоминали книгу про Хоттабыча, где он, заглянув на стадион, наколдовал победу понравившейся команде....

Ман Бок Пак, поняв, что у него «крадут» золото, взял тайм-аут, и перуанки ещё раз смогли выйти вперёд – 13:12. Но на большее их не хватило. Ирина Смирнова, трижды завершив комбинации подруг, добила соперниц – 15:13.

БЛОКбастер: Ирина Кириллова (№ 7), Валентина Огиенко (№ 1) и Татьяна Сидоренко (№ 6) блокируют атаку Сенайды Урибе (впоследствии – депутата перуанского парламента). Фото: Архив ВК «Уралочка»

Плач победителей

Неожиданный нокдаун, полученный в третьей партии, так деморализовал перуанок, что четвёртый сет они отдали без боя – 7:15. А решающую партию наши начали просто божественно – 6:0!

И тут Хоттабыч, видимо, ушёл из зала... Перуанки, у которых ничего не получалось две партии, вдруг заиграли, как в начале матча. К середине сета они догнали соперниц – 7:7! А дальше пошли жесточайшие «качели»: сначала три очка подряд взяли «карпольки» (10:7), потом – пять подряд перуанки (10:12), потом опять наши и опять три (13:12)...

При счёте 14:14 команды «зависли». 15-е очко никто не мог набрать почти три минуты. На исходе третьей на подачу вышла Роса Гарсия и ударила, как показалась, слишком сильно. Татьяна Сидоренко, стоявшая на приёме, решила, что будет аут, и сделала шаг в сторону... А судья вдруг показал, что мяч попал в площадку!

Перу оказалась в одном очке от победы. И судьба дала им три шанса выиграть это очко. Но им этого не позволили. И после третьей упущенной попытки перуанки дрогнули. 3 очка, нужные для победы, мы набрали в одной расстановке. При этом все три атаки завершила та самая Сидоренко. Последнее – победное – очко она выиграла одиночным блоком!

Когда мяч рухнул на площадку перуанок, наши вскинули руки, бросились друг к другу и... разревелись. В голос.

Помощник Карполя Михаил Омельченко минут пять не мог успокоить рыдающую у него на плече Ирину Пархомчук, которой – как связующей – по ходу матча досталось от тренера больше всех.

– Если честно, – говорит Пархомчук сегодня. – я ничего толком о той игре не помню.

Зато весь мир – не забудет.

Наблюдая за тем, что происходило с нашей сборной после Игр-1988, невольно начинаешь думать, что той невероятной победой мы исчерпали лимит олимпийской удачи на долгие годы вперёд... За прошедшие с той поры семь Олимпиад наши волейболистки не победили ни на одной! (И это при том, что из семи первых олимпийских попыток золотыми оказались четыре!)

После 1988 года наша команда трижды добиралась до финала Игр, но все три раза решающие матчи проиграла: дважды Кубе (в 1992 и 2000) и один раз Китаю (в 2004). В двух последних случаях спортивные боги, словно насмехаясь, посылали нам «обратку» сеульского финала: мы вели 2:0, но в итоге уступали 2:3...

Где они теперь?

5 человек – почти половина олимпийской сборной СССР образца 1988 года – обосновались за границей.

Ирина Пархомчук (Кириллова) давно живёт в Италии. Вышла замуж за тренера Джованни Капрара, вместе с которым привела сборную России к золотым медалям чемпионата мира 2006 года.

Светлана Корытова тоже «итальянка», тренер клуба II дивизиона.

Елена Овчинникова (Чебукина) живёт в Дубровнике (Хорватия), работает гидом.

Ольга Шкурнова (Позднякова) тренирует в Швейцарии. .

Ольга Кривошеева – детский тренер в Германии

Остальные триумфаторы Сеула остались на родине.

Татьяна Сидоренко работает учителем физвоспитания в Университетской гимназии при МГУ им. М.В.Ломоносова.

Марина Кумыш – тренер в Москве.

Татьяна Крайнова (Ромашкан) – тренер по волейболу в Пансионе воспитанниц Министерства обороны России.

Валентина Огиенко живёт в Екатеринбурге, работает директором ВК «Уралочка».

Ирина Смирнова тоже живёт в Екатеринбурге. Её дочь – Ксения Парубец – играет за «Уралочку» и сборную России.

Елена Волкова недавно перебралась с Урала в Калининград.

Марина Никулина (Панкова) скончалась в 2015 году (52 года)

Николай Карполь по-прежнему тренирует «Уралочку».

Опубликовано в №178 от 29.09.2018 под заголовком «Легенда 88»

Областная газета Свердловской области