Там, где похоронен снег

Фото: Станислав Савин.

Фото: Станислав Савин.

С прошлого четверга в Екатеринбурге идут снегопады. За этот период с улиц города было вывезено более 20 тысяч тонн снега. Вся эта масса теперь находится на специальных полигонах и ежечасно пополняется.

Как взвешивают снег?

Всего в Екатеринбурге есть восемь полигонов для вывоза снега, расположенных на окраинах города. Например, снег, собранный в Октябрьском районе, находит свой последний приют в тупике за кладбищем и крематорием на Сибирском тракте. Мрачным это местечко не назовёшь: вокруг белым-бело, летают снежинки, а навстречу выбегает весёлый добродушный пёс с купированными ушками. Он тут снег охраняет .

Основную массу снега на полигон привозят ночью, но во время обильных осадков гружёные самосвалы идут друг за другом и днём. Фото: Станислав Савин.

— Давай туда, в конец езжай, — кричит и машет рукой мужик в ватнике. Это смотритель полигона. Его задача — распределять снег по территории, направлять самосвалы и вообще следить за порядком. Представиться нам он побоялся: небось, начальство не одобрит.

— Мы второй день работаем, только вчера на наш полигон машины начали отправлять. Так рано давненько сезон не открывали. А вообще-то сюда снег возят всю зиму. Сваливают его, потом грейдер прессует, утрамбовывает, укладывает, чтоб всё вместилось. К марту тут обычно гора выше вон того дерева! — рассказывает мужчина и указывает в сторону берёзы на другом конце полигона. Метров десять в высоту, а то и больше.

Между тем

В 2011 году администрация Екатеринбурга объявила, что уже следующей зимой в городе, возможно, появится снегоплавильный пункт. Такие установки хорошо зарекомендовали себя в Уфе, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Москве. Суть заключается в растапливании снега и сливе жидкости в городскую канализацию (ливневая канализация не подходит — зимой она замерзает). Но увы! Для этого необходима развитая канализационная сеть, способная принять за короткий срок очень большое количество воды. В Екатеринбурге, как известно, с этим проблемы. Сперва необходимо провести глобальную реконструкцию городских трубопроводов, что требует крупных финансовых вложений. Так что твёрдые осадки продолжают вывозить на полигоны, вместимость которых ограничена примерно одним миллионом тонн снега.

Сколько тонн снега оказывается на одном таком полигоне за сезон, подсчитать почти невозможно, даже зная вместимость каждого самосвала. На вес снега влияют его влажность, плотность и наличие примесей (например, смесей, которыми посыпают улицы в гололёд). Грузовик мокрого снега окажется значительно тяжелее, чем тот же грузовик, но с сухим снегом. Так что в своих сообщениях: «В ночь с 21 на 22 октября 2014 года вывезено 5548 тонн снега» администрация Екатеринбурга немного лукавит. Это очень и очень примерная цифра, потому что содержимое грузовиков не взвешивают, а ориентируются на их объём.

Что скрывают сугробы

Весной вся эта снежная масса тает прямо на полигоне. Вода уходит в землю. Как объяснил смотритель, лет шестьдесят назад на этом месте была обычная городская свалка, за полвека слои мусора сгнили и влага в них отлично впитывается. Хотя вряд ли это хорошо влияет на экологию прилегающей территории, особенно водоёмов. Но непохоже, чтобы этим кто-то был озабочен. В областном центре экологического мониторинга и контроля сказали, что проверки проводятся только при наличии жалоб. А жалоб пока не было. На кафедре радиохимии и прикладной экологии в Уральском федеральном университете подтвердили: снег с городских улиц может оказать негативное влияние на экологию соседствующих с полигоном природных объектов, но это зависит от множества факторов и без анализов ничего точно утверждать нельзя.

— По весне, конечно, что тут только не всплывает! Снег-то с города везут. Особенно часто телефоны находим, — смеётся мужчина-смотритель.

Обычный мусор сюда свозить запрещено. На полигоне ведут учёт каждой машины, чтобы не пропустить чужих. Что за чужие? Оказалось, недобросовестные компании идут на такую хитрость: нагрузив свои машины мусором и отходами, они сверху присыпают их снегом и везут на снежные полигоны. За «снег» денег не берут, а за использование специализированной городской свалки приходится платить.

Водители снегоуборочной техники отмечают, что больше всего трудностей при чистке улиц создают припаркованные по обочинам автомобили. Фото: Анна Осипова.

Сейчас улицы областного центра более-менее очистили от снега, но осадки не прекращаются, а на обочинах дорог ещё не убраны снежные завалы. Пока мы разговаривали со смотрителем полигона, прошло минут десять, не больше, а мимо проехало пять доверху гружёных снегом самосвалов. Сегодня на улицы Екатеринбурга вновь выйдут более трёхсот единиц уборочной техники и несколько сотен рабочих.

Из первых уст

Дима, молодой водитель самосвала, рассказал, что перед ними ставили задачу очистить город к среде, но вот уже середина недели, а снега ещё полно. Сам он — круглое лицо, тёмные волосы, бородка, очки в тонкой оправе — совсем не похож на человека, который управляет большой тяжёлой машиной. Такого ожидаешь увидеть в офисе, но никак не в кабине самосвала.

— Вообще-то я менеджером был, торговал. Но здесь свободный график и деньги совсем другие. Второй год тут работаю на своей машине, я её взял в лизинг, сейчас уже всё выплатил. А раз самосвал свой, то и заработок неплохой — когда с городом сотрудничаю через подрядные организации, когда с частниками. Конечно, обычно по ночам приходится снег возить, но семья с пониманием относится: дочке Анюте два с половиной года, её же чем-то надо кормить-поить, одевать. Да мне надо и ипотеку выплачивать, — рассказал Дима.

Областная газета Свердловской области