Газовый мираж

Фото: РИА Новости

Фото: РИА Новости

Во время «Прямой линии» губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева в редакции «ОГ» вскрылся абсурдный факт: формально газ в тех или иных населённых пунктах есть, но фактически в дома он не подведён. Слишком дорого. Эта проблема так или иначе встаёт везде, куда дотягивается жёлтая змея газопровода.

Дрова дешевле

— Мы долго ждали газ, наконец-то его провели. Но вышло постановление, что мы теперь должны за подключение платить по 50 тысяч рублей. А до того платили 8 200 рублей. У нас труба у большинства прямо под окнами проходит, самое большее там 80 метров… И мы сидим без газа, — рассказала жительница села Лёвихи Тамара Петровна Проказова во время «Прямой линии». Евгений Куйвашев обещал разобраться, но согласно закону, никаких нарушений тут нет.

Постановление региональной энергетической комиссии (РЭК) Свердловской области, вступившее в силу с этого года, фактически уравняло всех желающих подключиться к газу. Плата за технологическое присоединение оборудования к газораспределительным сетям составляет 50 тысяч рублей при расстоянии до газопровода не более 200 метров. То есть теперь не важно, в двух метрах от вашего дома проходит труба с газом или в двухстах — платите вы всё равно 50 тысяч рублей. До выхода этого постановления люди платили по факту — в среднем по 1 200–1 500 рублей за погонный метр.

Узнав, что затраты на проведение газа в дом увеличились до 50 тысяч рублей, многие стали отказываться от этой идеи. Новые тарифы на подключение стали последней каплей. Но проблема существовала и без них.

— Я провела газовую трубу в дом, установила котёл и всё оборудование — это 70 тысяч рублей. Такую же сумму я потратила на установку батарей для газового отопления. Вместе уже 140 тысяч рублей, и это без подключения. Я всё делала в кредит и сейчас выплачиваю, но если мне, работающей, это тяжело, то что про пенсионеров говорить? Очень многие у нас газ вообще не проводят — дорого, — рассказала «ОГ» Надежда Кузеванова из села Байкалово, куда осенью прошлого года пришёл газ.

Средней свердловской семье, проживающей в сельской местности, не по карману сама по себе покупка газопользующего оборудования. 200 тысяч рублей (в среднем такая сумма уходит на полное подключение к газу со всем оборудованием) хватит на 15–20 зимовок на обычных дровах и без всяких кредитов. А в некоторых муниципалитетах (например, в Сосьве) на эти деньги можно запастись дровами и вовсе лет на 40 вперёд. Люди преклонного возраста (большая часть сельских жителей) говорят честно: за оставшуюся жизнь подключение к газу просто не окупится.

Вот и получается, что голубое топливо есть, труба прямо под окнами, а люди всё равно сидят на дровах. Вывод напрашивается очень простой: газопровод, построенный на деньги областного бюджета, используется нерационально? И не в какой-то отдельно взятой деревне, а в регионе в целом?..

Газ для избранных

По данным министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области, стоимость строительства одного километра распределительного газопровода внутри населённого пункта обходится бюджету в среднем в 3 миллиона рублей, стоимость межпоселкового газопровода высокого давления — около 4–5 миллионов рублей за один километр. Возьмём два села. К одному газ уже провели, ветку ко второму только строят. Расстояние между ними — 20 километров. Получается, что на межпоселковый газопровод уйдёт примерно 80–100 миллионов рублей. Газификация одной улицы длиной в семь километров обойдётся в 21 миллион рублей. При этом газом будут пользоваться только 20 домов из ста. Рационально?

Но в министерстве энергетики и ЖКХ думают иначе. На наш официальный запрос там ответили, что даже если сейчас у человека нет финансовой возможности подключиться к газу, при наличии газопровода он сможет сделать это в любой момент, как только появятся деньги — что уже плюс. Кроме того, часто уличный газопровод не является тупиковым и создает техническую возможность для дальнейшей газификации населённого пункта, а значит, по мнению министерства, его уже нельзя признать нерациональным.

Ситуация изменилась бы в корне, если бы подключение к газу вместе с покупкой всего оборудования обходилось населению хотя бы в два раза дешевле. Например, если за счёт бюджета компенсировать часть стоимости оборудования, помочь приобрести его в аренду или в рассрочку без процентов. Да, это сказалось бы на скорости газификации региона в целом. Зато газ был бы в каждом доме реально.

— Люди высчитывают, сколько они на эти деньги могут купить дров и газовых баллонов. И многим получается выгоднее не подключаться к газу. Мало у кого есть такая сумма на покупку оборудования и подключение, вот давали бы рассрочку на два-три года, все бы стали подключаться, — считает Тамара Проказова из Лёвихи.

Сейчас небольшая финансовая поддержка предусмотрена только малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. Как рассказали «ОГ» в министерстве энергетики и ЖКХ, это компенсация «90 процентов затрат на подключение к газовым сетям и 90 процентов затрат на приобретение предусмотренного в перечне, утверждённом правительством Свердловской области, бытового газового оборудования, но не более 35 тысяч рублей». Вот только на фоне 200 тысяч рублей за всё про всё это — капля в море. Впрочем, в ведомстве отметили, что «в настоящих условиях реально проработать вопрос о возможности рассрочки платежей ГРО за технологическое присоединение оборудования».

Мнение

Отдельную роль во всей этой истории играют газораспределительные организации. Казалось бы, при таком количестве потребителей они должны терпеть ущерб?

Сотрудник одной из таких ГРО, попросивший не называть его имя в газете, рассказал, что частные домохозяйства для газовиков не играют почти никакой роли. ГРО в основном выживают за счёт промышленных предприятий (потребители с объёмами свыше 100 миллионов кубометров газа в год), тогда они могут позволить себе содержать газопровод и обслуживать население. А доходная часть от простых домохозяйств не может обеспечить существование организации независимо от того, один человек на этом газопроводе или десять. Как отметил наш собеседник, «одна тепловая электростанция, работающая на газу, — это гораздо выгоднее, чем десять деревень».

Впрочем, с этим мнением некоторые не согласны. Например, главный инженер ЗАО «Регионгаз-инвест» Антон Боликов уверен, что если к газопроводу подключатся все имеющие к нему доступ домохозяйства, их компания только выиграет.

— В какую сумму обходится содержание газопровода?

— На обслуживание одного километра газопровода уходит примерно 57 тысяч в год. Окупить эту сумму только за счёт частных потребителей, обычных домохозяйств невозможно, это несопоставимые суммы.

— Бывало, что из-за дороговизны из 100 домов на вашем газопроводе подключены всего 20–25?

— Да, и очень часто. Конечно, это влияет на финансовую успешность компании — было бы лучше, если бы подключились все. Газопровод при строительстве рассчитан на определённый объём газа, затраты по нему приходится нести полные, а деньги собираются лишь частично. Думаю, что причина не только в высокой стоимости подключения и оборудования. Существует ряд потребителей (как правило, далеко не самые бедные граждане), которые принципиально при наличии газопровода не хотят платить за переход на газ, они ждут, что государство либо ГРО их подключат бесплатно. Чаще всего это происходит там, где в зоне малоэтажной застройки есть центральное отопление. Поскольку пользоваться центральным отоплением в любом объёме можно практически безнаказанно, этим людям просто невыгодно переходить на газ.

— Можно ли предоставлять оборудование и подключать потребителей в рассрочку?

— Мы этот вопрос сейчас обдумываем. Особенно для тех районов, где сети теплоснабжения, к которым подключены частные жилые дома, находятся в нашей собственности (мы ещё и теплогенерирующая компания). Мы прорабатываем схему, по которой будет возможно предоставлять потребителю что-то вроде энергосервисного контракта. Он в итоге подразумевает как раз рассрочку. Идея такая: мы выделяем свою сумму денег, включая плату за присоединение к ГРО (если это не наш газопровод), заключаем договор с жителем на выполнение работ и аренду оборудования под какую-то маленькую ставку. После отключения центрального отопления мы продолжаем проводить начисление, как будто бы потребитель всё ещё подключён к центральному отоплению. По итогам месяца определяется, по показаниям узла учёта, сколько потрачено газа — эта часть уходит за газ, а остальное возвращается нам в погашение этой рассрочки. Это гораздо выгоднее: перевести людей с центрального отопления на газ, используя свои средства, чем просто продолжать дарить им тепло.

Областная газета Свердловской области