Бизнес пошёл в гору

Эльдар (слева) и Сергей говорят, что их сноуборды выходят на 20-30 процентов дешевле западных. Цены на детские «доски» у них начинаются от четырёх тысяч рублей. Точно такая же импортная будет стоить около семи тысяч рублей. Фото: Алексей Колчин

Эльдар (слева) и Сергей говорят, что их сноуборды выходят на 20-30 процентов дешевле западных. Цены на детские «доски» у них начинаются от четырёх тысяч рублей. Точно такая же импортная будет стоить около семи тысяч рублей. Фото: Алексей Колчин

Два екатеринбуржца Эльдар Галимов и Сергей Кольчугин организовали серийное производство отечественных сноубордов. В небольшом промышленном ангаре под Берёзовским, имея под рукой лишь фрезерный станок с ЧПУ, пресс-форму и необходимое сырьё, они за 20 минут могут изготовить одну «доску» для катания. Сейчас мастера расширяют штат, после чего собираются выпускать по 20 сноубордов за одну рабочую смену.

— В России есть компании, которые изготавливают сноуборды, но они занимаются кастомным производством — под заказ, — объясняет Сергей Кольчугин. — Если вам нужна «доска», то вы приходите к ним и чётко задаёте её параметры: размер, предполагаемую жёсткость, рисунок и так далее. Один такой кастомный сноуборд может изготавливаться несколько недель. Стоить он будет, как и любая эксклюзивная вещь, — немалых денег. Мы же налаживаем серийное производство для массового покупателя.

Чуть больше двух лет назад Эльдар и Сергей даже не были знакомы. Первый занимался производством электрооборудования, второй был директором по маркетингу в одной из екатеринбургских компаний. Общими были только интересы.

— У меня на тот момент было хобби — я вручную пытался делать лонгборды (разновидность скейтборда. — Прим. авт.), а Эльдар экспериментировал со сноубордами, — вспоминает Сергей. — Общие друзья знали о наших схожих увлечениях и познакомили нас. Знакомство переросло в сотрудничество.

Технологию создания «досок» для катания Сергей и Эльдар первое время осваивали в обычном арендованном гараже. Столярному и плотничному делу никто из них никогда не обучался, поэтому, как говорят мастера, пришлось начинать фактически с нуля. Поначалу они просматривали видеоролики по изготовлению сноубордов, разбирали уже готовые «доски», чтобы изучить их строение. Позже Сергей и Эльдар перебрались в помещение попросторнее, вручную собрали пресс-форму, купили фрезер и стали искать необходимое сырьё для производства, но достать его в России оказалось проблематично.

— У нас в стране можно купить пластик толщиной в два, три и больше сантиметров, а вот тоньше, какой нужен нам для скользяка (поверхность сноуборда, которая скользит по снегу. — Прим. авт.), — нет, — говорит Кольчугин. — Необходимые металлические детали для креплений (закладные) тоже ни на одном заводе не вытачивают, потому что нет спроса. Та же история со стальным кантом, который опоясывает «доску» для укрепления, хотя, казалось бы, что может быть проще плоской проволоки. Эти комплектующие сейчас приходится заказывать за границей. Однако мы пытаемся найти отечественных поставщиков: сейчас ведём переговоры с одной московской компанией, которая готова выпускать для нас пластик необходимой толщины.

Непросто оказалось и подобрать дерево. Классический вариант для сноубордов — тополь. Нужная его разновидность растёт только на юге России, что мастеров не устраивало: трудно и затратно доставлять. Решили использовать ближайший аналог — липу.

— Волокна древесины, из которой делаются сердечники для сноубордов, — это своеобразная арматура: на них приходится всё напряжение во время катания. Поэтому они не должны идти криво, иначе «доску» в буквальном смысле скрутит после нескольких прокатов. Липа в этом смысле подходит, — объясняет Сергей. — Ещё нам советовали использовать сосну. У неё действительно идеально прямые волокна, однако в ней много смолы. Если сноуборд пригреется на солнце, то смола начнёт разбухать и… покупай новую «доску».

— Если производство сноубордов у нас в стране — это настолько хлопотное занятие, нужно ли его было затевать? Ведь на нашем рынке хватает импортных «досок».

— Зарубежные компании делают сноуборды преимущественно для европейских склонов, — объясняет Сергей. — Поэтому на наших Белой, Волчихе или Уктусе эти «доски» ведут себя не так, как заявлено в их описании. Всё из-за того, что у нас другой снег, другие характеристики склонов. Мы делаем сноуборды с учётом российских природных и ландшафтных особенностей. Например, у нас все склоны преимущественно — короткие. Поэтому с доской спортсмену приходится таскаться чаще (кое-где у нас даже нет подъёмников в гору) соответственно, она должна быть легче. Как это сделать? Например, можно убрать стальной кант, но тогда нужно использовать более мощную смолу для склейки, чтобы сноуборд не расклеился при столкновении с препятствием. Такая смола у нас есть: мы синтезировали её сами. Кроме того, в России жёсткий снег, поэтому «доска» должна быть прочнее. Ещё момент: любой покупатель голосует рублём, а наши сноуборды будут дешевле зарубежных на 20–30 процентов. В основном за счёт местного производства.

— В магазинах есть и китайские сноуборды, которые существенно дешевле западных…

— К таким я и на пушечный выстрел не подойду. Они и одного сезона не выдерживают. Сделаны некачественно. Если попытаться их разобрать, то внутри можно обнаружить плесень.

— Есть ли спрос на ваши сноуборды?

— Пока на конвейер поставили детскую «доску» 80-й ростовки. Она получилась лёгкой и компактной. Заказов от родителей много. Дети довольны. Например, пятилетняя дочь Эльдара на импортной доске каталась мало — она была тяжёлой и ей не хотелось с ней таскаться, а с этой её с горы не увести. Сейчас мы тестируем сноуборд 120-й ростовки и выше. В этом году вряд ли начнём их серийное производство, поскольку сезон уже заканчивается.

— Чем будете заниматься до следующего зимнего сезона?

— Переключимся на производство вейкбордов (доска для катания по воде. — Прим. ред.) и лонгбордов. Всё необходимое оборудование у нас есть. К тому же недавно мы приняли участие во Всероссийском конкурсе стартапов, организованном фондом «Сколково», и выиграли там грант в один миллион рублей, который потратим на покупку нового оборудования и расширение штата.

Как делают сноуборды?

Фото: Алексей Колчин

— Для начала необходимо подготовить сердечник, — объясняет Сергей Кольчугин. — Берётся доска и распиливается вдоль на несколько частей, после чего вновь склеивается между собой. Это необходимо, чтобы нарушить целостность волокон, которые идут криво внутри дерева. Следующий шаг — регулировка доски по жёсткости. Например, липа по своей структуре — мягкое дерево. Поэтому, если мы хотим сделать сноуборд жёстче, то должны добавить слой из соответствующего дерева, например, бука. Потом все части накладываются друг на друга, обмазываются смолой и пускаются под пресс. Дальше необходимо придать доске форму сноуборда, выточить места под крепления. После этого подготавливается стеклоткань, скользяк и верхняя пластиковая крышка. Дальше все детали вновь необходимо объединить и пустить под горячий пресс. Последний штрих — обработка, шлифовка и — можно на гору.

Сюжет

«Дело за малым»
Рассказываем о людях из небольших населённых пунктов, которые ведут свой маленький бизнес и стали незаменимыми для земляков.

Областная газета Свердловской области