Темы дня

Пароход «Тагилъ» вновь на плаву

«Тагилъ» использовали для проводки барж с металлом, а затем — для купеческих прогулок. С 1919 года он начал перевозить пассажиров и стал главной достопримечательностью на городском пруду. Неизвестный фотограф

«Тагилъ» использовали для проводки барж с металлом, а затем — для купеческих прогулок. С 1919 года он начал перевозить пассажиров и стал главной достопримечательностью на городском пруду. Неизвестный фотограф

На днях в Нижнем Тагиле прошёл конкурс технического творчества имени Аммоса Черепанова. Победителем признан семиклассник Вячеслав Лютый, сделавший макет парохода «Тагилъ», бороздившего гладь местного пруда почти 80 лет.

Сегодня по Тагильскому пруду курсируют яхты да моторные лодки, катающие туристов. А век назад его воды бороздили трудяги-пароходики. Они таскали грузовые баржи и перевозили пассажиров. Постепенно железные и автомобильные дороги вытеснили водный транспорт, последний здешний пароход «Тагилъ» затонул в 1937 году.

Макет парохода «Тагилъ» — в 60 раз меньше затонувшего оригинала. Неизвестный фотограф

Его макет решил создать лицеист Вячеслав Лютый — один из самых опытных воспитанников кружка судомоделирования станции юных техников Дзержинского района. Но прежде чем взять в руки инструменты, Вячеслав и его наставник Алексей Паньшин изучили историю пароходства в Нижнем Тагиле. В частности, узнали из публикации «Из истории судоходства по реке Чусовой в XIX веке» известного уральского исследователя Бориса Сутырина, что в 1858 году было проведено первое опытное плавание парохода «Тагил», построенного на Нижнетагильском заводе. На 30-метровом судне была установлена паровая машина мощностью 15 лошадиных сил. Пароход с баржей курсировал до Черноисточинска по рекам Тагил и Чёрная. С пуском Висимо-Уткинской узкоколейной железной дороги водный путь между демидовскими заводами становится нерентабельным. «Тагилъ» переоборудуют в прогулочный и передают в аренду купеческому клубу.

В 1919 году после основательного ремонта судно направляют на пассажирские перевозки. В начале 30-х пароходу вновь понадобился ремонт паровой машины и гребного устройства, но, заглянув в смету, депутаты Городского совета ужаснулись суммой и предложили оставить ветерана местного флота в качестве музейного экспоната. Пароход долго ожидал решения своей участи, качаясь на волнах на пристани возле парка, но в 1937 году потоками вешних вод он был сорван со стоянки и затонул в пруду.

О пароходе осталась добрая память, а вот чертежей не сохранилось.

— Чертежей именно этого судна не было, поэтому я изучил строение пароходов той поры и старинные фотографии, где запечатлён «Тагилъ», — рассказывает Вячеслав Лютый.

Модель, сделанная из дерева и пластика, получилась небольшой — всего полметра в длину, зато она в точности повторяет конструктивные особенности оригинала и плавает ничуть не хуже.

Вместе с десятью другими претендентами Вячеслав принял участие в городском конкурсе имени Аммоса Черепанова. Жюри учитывало не только представленные проекты, но и достижения ребят в последние годы. Воспитанник Алексея Паньшина уже отличился на нескольких федеральных и международных конкурсах по судомоделированию, поэтому набрал наибольшее число баллов и стал победителем. Вячеслав Лютый получил премию в размере двадцати пяти тысяч рублей, а его пароход стал экспонатом дома-музея Черепановых.

Областная газета Свердловской области