Самый западный населённый пункт области чувствует себя «крайним»

Фото: Дмитрий Сивков

Фото: Дмитрий Сивков

  • Опубликовано в №030 от 19.02.2016

Самый западный населённый пункт Свердловской области словно прячется от глаз: открывается взгляду, только когда минуешь дорожный указатель «Красносоколье» — тут дорога уходит круто вниз в долину реки Иргины, где видны заснеженные крыши изб.

В последнее время в этом отдалённом селе вновь закипела жизнь — несмотря на отсутствие всякой инфраструктуры, сюда стали переезжать новые люди.

Село основано в 1649 году и считается старейшим из русских поселений в Красноуфимском районе. После возведения храма в честь Преображения Господня получило название Преображенское. В 1924 году было переименовано в духе времени в Красносоколье.

Красносоколье входит в состав муниципального образования Красноуфимский округ. Жилых домов в селе более сорока, почти столько же составляет и «нежилой» фонд. Здесь прописано 125 человек, постоянно проживает лишь 75, это в основном пенсионеры. Причина такого расклада очевидна — отсутствие работы. Дожили до того, что и детей в селе почти не стало. Всё идёт к тому, что понятие «край» здесь может иметь не только географическое значение.

В Красносоколье нет регулярного транспортного сообщения с селом Нижнеиргинское — административным центром сельской администрации. Школьников (их трое) ещё автобус забирает, а вот единственную дошкольницу Аню мама вынуждена возить в детский садик на своей машине. Та же история и с посещением общеврачебной практики. С закрытием ФАП в селе не стало медика. Теперь за медицинской помощью люди ездят в Нижнеиргинское. Автобус ходит три раза в неделю, а ведь расстояние всего-то шесть километров.

— Хоть бы выезжал к нам фельдшер пару раз в неделю, здание ФАПа же есть, — высказывает общее мнение 79-летний Валентин Чистяков, — глядишь, мы и на скорую реже бы обращались. А то приедут, да ещё и ругают, мол, не можем себе сами давление померить да таблетку съесть. Так таблеток-то ещё купить надо где-то. Нет бензина, так мы бы на это дело сбросились бы.

Единственная надежда населённого пункта — свежая кровь. Несмотря на отдалённость Красносоколья, новые люди здесь всё равно появляются. Так, заведующая сельским клубом и библиотекой Елена Воронина с детьми переехала сюда четыре года назад из Асбеста.

— Само место здесь просто создано для жизни, — говорит культработник. — Чистая вода, воздух, своё молоко… Вот где детей растить надо. А люди какие? Здесь же всем миром и в горе и в радости. Вон Новый год не по домам, а в клубе все вместе встречаем. Старший сын это тоже понял, собирается дом здесь строить. Жаль, что создаётся такое впечатление, что на нас не обращают внимания — живут там себе как-то, и ладно.

Сергей Лезин приехал в Красносоколье из Тюменской области. Берёт на откорм свиней и птицу — гусей, уток, индюшек — и сподвиг на это других земляков. Горожане не только молодняк дают, но и с кормами помогают, потом выкупают мясо. Получается дороже, чем в магазине — до 450 рублей за килограмм — но люди готовы платить за экологически чистые продукты. Весной будет предлагать селянам бесплатно семена овощей — свёклы, моркови; осенью готов помочь с их реализацией. Даже на золу из печек, оказалось, есть спрос. Городские коммерсанты готовы брать её, чтобы потом перепродавать дачникам на удобрения. Так что, если не лениться, даже на краю области можно найти, чем себя занять.

Областная газета Свердловской области