Жители Вогулки завели свою валюту

Шалинский посёлок Вогулка — самый населённый среди всех тёзок, здесь проживают 1 400 человек. Неизвестный фотограф

Шалинский посёлок Вогулка — самый населённый среди всех тёзок, здесь проживают 1 400 человек. Неизвестный фотограф

  • Опубликовано в №039 от 05.03.2016

В Свердловской области пять Вогулок: две реки (притоки Сылвы и Тагила), две деревни и посёлок. Название пошло от коренного населения — вогулов (теперь их называют манси). Две Вогулки находятся в одном муниципалитете — Шалинском ГО, третья — в Алапаевском МО.

РасположениеОснованоНаселениеРасстояние до ЕкатеринбургаИнфраструктураГаз
Шалинский ГОНачало 1900-х1400190ФАП, библиотека, клуб, школа, детский сад, магазины, пилорамы
Шалинский ГО163515+дачники200-
Алапаевское МО1624209149ФАП, клуб, два магазина, сельхозпредприятие, пилорамы.

Курс «вогулки»

Посёлок Вогулка самый крупный среди своих тёзок и самый молодой. Он ровесник железной дороги Пермь — Кунгур — Екатеринбург, чьё строительство пришлось на начало ХХ века. В 1929 году сюда перевели Ертарский леспромхоз из Тюменской области. С леспромхозовским прошлым здесь связывают всё самое лучшее: была работа, хорошие зарплаты, уверенность в завтрашнем дне. Даже когда в 90-х годах повсюду начались задержки зарплаты, здесь нашли выход из положения. В 1994 году в Вогульском леспромхозе ввели в обращение свою валюту, прозванную в народе «вогулки». Технология её выпуска была предельно проста: на чёрно-белом ксероксе делались копии аверса билетов Банка России образца 1993 года, нумеровались и заверялись печатью предприятия и подписями директора и главбуха. Эти купюры принимали в леспромхозовских магазинах, где торговали бартерным товаром, и столовой. Не обошлось и без своего «чёрного валютного рынка», где шёл обмен на настоящие рубли, курс «вогулки» был довольно высок — 99 процентов от номинала. А вот случаев подделок, несмотря на отсутствие защиты на «банкнотах», не было зафиксировано.

Сегодня на некогда успешном предприятии трудится полтора десятка вогульчан. Остальные ищут счастья на стороне: кто в райцентре, кто в Екатеринбурге, благо железная дорога под боком. До последнего времени на весь посёлок было только одно каменное здание — двухэтажная средняя школа. И вот теперь рядом возвели ещё одну двухэтажку — детский сад на шестьдесят мест.

«Кремлёвские медведи»

Между шалинскими Вогулками сорок километров, а во времени их разделяет не один век — летом прошлого года деревня, относящаяся к Шамарской поселковой администрации, праздновала свое 380-летие. Дату основания высчитал по архивным документам житель Шали Сергей Попов. Он здесь почти свой, купил участок, построил дом на берегу реки Вогулки (о том, как наладил производство черенков, «ОГ» писала 27.03.2015 ). Неподалёку ещё две новостройки.

А могло выйти так, что от неё осталось бы одно название на картах. В конце 90-х встал вопрос о реконструкции линии электропередачи. И если бы не вмешательство людей, обустраивающих в деревне охотхозяйство, так бы новая ЛЭП и не появилась. Охотхозяйство называется «Кремлёвские медведи», но никакого отношения ни к партии власти, ни к столице не имеет. Название пошло от деревни Кремлёво неподалёку. «Ранчо» охотугодья даёт работу нескольким жителям. Жаль вот только подъёмник на Волчью гору, что нависла над деревней, охотники так и не соорудили. А так, глядишь, кто-то бы и заглянул покататься на лыжах, да и деревенским сподручней было бы взбираться в гору — делать это приходится частенько, сотовая-то связь только на Волчьей и берёт.

Не забыли здесь и такое понятие, как «всем миром». Четыре года назад жители вместе гасили огонь на подступах к деревне, прошлым летом сами поправили мост через реку, а недавно дорогу к деревне чистили. Но не от снега, а от веток. Ивняк и осина здесь близко подходят к дороге, а под тяжестью снега ветви провисли и стали бить по кабинам снегоочистительных машин. Дорожники перестали ездить. Собрались мужики кто с топором, кто с пилой и «причесали» лес.

«Майская», но не мается

Алапаевская Вогулка по величине нечто среднее между двумя шалинскими. Проживает здесь 209 человек, из них 13 школьников (в школу в Ялунинское за 5 километров возит автобус) и 18 детей дошкольного возраста. Гордится деревня двумя приёмными семьями Калининых и Кробкиных, где воспитываются, соотвественно, пять и семь детей. В деревне есть две пилорамы, но главное — небольшое сельхозпредприятие «Майское», где трудятся 16 человек. Как говорит глава, только благодаря этому предприятию и его руководителю Владимиру Верёвкину, деревня ещё жива. Кстати, стоят её улицы на левом берегу реки Реж аж с 1624 года.

Сюжет

Сёла-тёзки
Даже при беглом взгляде на карту Свердловской области можно найти пару-тройку сёл и деревень с абсолютно одинаковыми названиями. Как живут сёла-тёзки, что у них общего, а в чем — различия?

Областная газета Свердловской области