Капитан ближнего плавания

39-летний Михаил Бороздин — самый молодой житель деревни Яр Байкаловского района, где живёт всего 21 человек. Фото: Павел Ворожцов

39-летний Михаил Бороздин — самый молодой житель деревни Яр Байкаловского района, где живёт всего 21 человек. Фото: Павел Ворожцов

Деревня Яр — одна из самых крошечных в Байкаловском районе: в ней живёт всего 21 человек. В половодье мост через реку Ницу затапливает, и добраться до деревни можно только на лодке — в этом году из-за дождей паводок затянулся на всё лето. Главным помощником сельчан на это время становится судоводитель Михаил Бороздин: восьмой год он доставляет земляков на другую сторону реки и привозит в Яр продавца, медика и почтальона.

Самая нужная вещь

Лодочный причал в селе Елань, откуда можно доплыть до Яра, сразу найти непросто. Весь причал — деревянный мостик, скамейка и железная будка с расписанием движения. Лодка курсирует от Яра до Елани ежедневно, в восемь утра, в два часа дня и в пять вечера, а через полчаса возвращается обратно. Одновременно можно перевезти только трёх пассажиров, поэтому если желающих переправиться много, число рейсов увеличивают. Сегодня — это уже пятый.

Лодочная пристань в селе Елань

Лодочная пристань в селе Елань: от дождя можно укрыться в железной будочке, на которой размещено расписание рейсов и контакты руководства Краснополянского сельского поселения.  Фото: Павел Ворожцов

Перед посадкой Михаил проводит инструктаж:

— Спасательные жилеты — застегнуть, при движении — не вставать: это не прогулочная яхта.

39-летний Михаил — самый молодой среди жителей Яра: средний возраст его земляков — 70 лет, самым старшим — за девяносто. На вопрос, не думал ли он переехать, отвечает, что он здесь родился и вырос и чувствует, что нужен людям. Сельчане и написали в «ОГ» с просьбой рассказать о своём главном помощнике.

Деревня Яр Байкаловского района

На встречу с журналистом «ОГ» собралась почти вся деревня: жители не ожидали, что письмо в редакцию получит обратную связь так быстро. Фото: Павел Ворожцов

Восемь лет назад Михаил получил водительские права на управление моторной лодкой и сменил на этом посту 79-летнего Геннадия Бороздина, который возил яровчан через Ницу около 15 лет. В «наследство» от Геннадия Александровича Михаил получил моторную лодку семидесятых годов выпуска — самую нужную вещь для деревни.

Лодка в деревне Яр

 Старая лодка тоже на ходу. но с семидесятых годов она, естественно, устарела. Фото: Павел Ворожцов

К мосту в Елань из Яра ведёт грунтовая дорога, но в половодье её заливает вместе с мостом. Эти десять километров и приходится преодолевать на лодке.

По понедельникам столы возле причала на два часа превращаются в прилавок: продавец Еланского потребительского общества привозит в Яр продукты. Сельчане просили организовать торговлю хотя бы два раза в неделю — хлеб и «молочка» быстро портятся — но возить еду на лодке не очень удобно. Поэтому продукты либо замораживают, либо заказывают соседям, которые едут в село. Таким же образом заказывают лекарства в аптеке. По пятницам лодка заменяет почтовую машину: яровская почтальонка Валентина Блиновапривозит сельчанам пачку писем и газет за неделю. Оказалось, что «ОГ» жители деревни выписывают почти полным составом.

Почта в деревне Яр

Валентина Михайловна выписывает «ОГ» несколько лет. Она и написала в редакцию письмо с рассказом о деревне Яр. Фото: Павел Ворожцов

— У нас установлен стационарный телефон, но мы им не пользуемся: соседу стало плохо — за скорой отправили Михаила, — рассказывает жительница Яра Галина Медведева. — Когда в деревне случился пожар, Михаил съездил туда-обратно 12 раз, чтобы привезти и увезти пожарных. Дети и внуки тоже приезжают в гости по воде.

Уравновесил цементом

Зарплату и деньги на бензин Михаил получает из местного бюджета: пассажирам такие поездки обходятся бесплатно. В прошлом году администрация Краснополянского сельского поселения, куда относится деревня Яр, по просьбе Михаила купила новую лодку и мотор. Но жителям покупка не очень понравилась. Лодку, которую часто используют в качестве разъездной представители инспекций, сельчане посчитали слишком «несерьёзной» для постоянных поездок по реке с непростым характером.

Не успел Михаил привезти в Яр одних пассажиров, как пора отправляться в обратный рейс. Фото: Павел Ворожцов

— Весной, когда сильные дожди и ветра, лодку сильно болтает на волнах, и пожилые люди боятся в неё садиться. Я один раз сам пережидал внезапную непогоду возле берега, — говорит Михаил. — Чтобы лодку не швыряло по течению, уравновесил её мешком цемента. Кроме того, лодка маловата. Мест для пассажиров всего два, третьему приходится сидеть на бачке. Продукты не всегда можно привезти за раз.

Но самой серьёзной проблемой стала поломка сразу двух моторов — старого и нового. На время двигатель попросили в колхозе неподалёку. В день визита корреспондента «ОГ» глава поселения Людмила Федотова как раз уезжала в Екатеринбург за новым японским мотором. Лодку пообещали заменить, но раньше следующего года это сделать не получится: купленную технику быстро не продашь, а лишних денег на третью лодку в администрации попросту нет.

Главная улица деревни Яр - Береговая

Главная улица деревни Яр - Береговая. Кроме неё, в деревне есть ещё одна улица - Восточная. Фото: Павел Ворожцов

— На каждый период (месяц перевозок) уходит больше 80 тысяч: это оплата топлива и работы лодочника. Обычно переправа нужна полтора-два месяца, но в этом году паводок затянулся до августа. Вместе с техникой сумма составила почти полмиллиона рублей. Для дотационной территории это достаточно большая сумма, — объясняет замглавы администрации поселения Алексей Снигирев. — Вопрос по снабжению продуктами два раза в неделю поднимают несколько лет, но мы не можем заставить предпринимателей возить товар в деревню, если это невыгодно для них.

Экскурсия по Яру

Экскурсия по деревне Яр; заброшенное здание ФАПа

Геннадий Александрович Бороздин, который около 15 лет возил земляков на лодке, провёл для нас экскурсию по Яру. Прямо по курсу - заброшенное здание ФАПа. Фото: Павел Ворожцов

— При советской власти в Яр завезли щебень и песок, чтобы отсыпать дорогу до моста. Оканавили, да так и бросили, теперь песчаная гора заросла соснами, — Геннадий Бороздин проводит экскурсию по деревне. — Было колхозное стадо 700 голов, 500 гектаров пашни, сенокос — теперь в деревне две коровы и телёнок. Это бывшее здание клуба (сейчас его облюбовали птицы, свившие там несколько десятков гнёзд. — Прим. ред.), вот это — заброшенное здание ФАПа. От зданий детсадов остались только остовы. Не стало ни начальной школы, ни магазинов, зато полно брошеных домов.

Заброшенное здание клуба в деревне Яр

Бывшее здание клуба облюбовали птицы. Фото: Павел Ворожцов

Главная достопримечательность Яра — комплект пожарной техники. Поскольку во время паводка проехать в Яр спасатели не могут, в деревне поставили две пожарных машины и тушащий комплекс «Спас». Следит за ним пока Геннадий Бороздин: Михаил в случае ЧС садится в лодку и едет за пожарными. В этом году на единственном перекрёстке (улиц всего две — Береговая и Восточная) решили обустроить пожарный водоём, но пока мост затоплен, сделать этого нельзя. Обкосить траву — тоже.

За пожарный модуль "Спас" в деревне Яр отвечает 79-летний Геннадий Бороздин

За пожарный модуль «Спас» отвечает 79-летний Геннадий Бороздин. Фото: Павел Ворожцов

— Хоть нас и 20 человек, но мы хотим, чтобы в нашей деревне тоже было хорошо, — говорит Галина Медведева.

На вопрос, почему не переедут туда, где более комфортные условия, Геннадий Бороздин удивляется:

— Как уедешь? Это наша родина. Если будете писать статью, напишите, пожалуйста: «Пусть не забывают, что есть на свете такая деревня Яр».

  • Опубликовано в №132 от 22.07.2017 
Областная газета Свердловской области