За пять лет до 400-летия

От Екатеринбурга до Гаринского городского округа, где живут всего около четырёх тысяч человек, больше 500 километров. Фото: Владимир Мартьянов

От Екатеринбурга до Гаринского городского округа, где живут всего около четырёх тысяч человек, больше 500 километров. Фото: Владимир Мартьянов

Гаринский городской округ – один из самых отдалённых в области муниципалитетов: от Екатеринбурга до него – больше 500 километров. При этом на его территории, одной из самых больших в регионе, живёт всего около четырёх тысяч человек. «Мы маленькие, и мы – далеко, но в этом и есть наша фишка», – говорит глава муниципалитета Сергей Величко. Через пять лет посёлок отмечает круглую дату – 400 лет с момента основания. Журналисты «Облгазеты» вместе с жителями отметили 395-й день рождения посёлка и выяснили, каким они хотят его увидеть через пять лет.

Главная мечта

Считается, что из отдалённых населённых пунктов люди теперь уезжают. Первое, на что обращаешь внимание в Гарях - в посёлке много детей и подростков. Интернет в посёлке есть не везде, но скучать ребятам здесь не позволяют, предлагая самые разные формы досуга - от танцевальных и спортивных секций до кружков по моделированию из спичек, по робототехнике и археологии - в окрестностях посёлка. Молодёжь тоже старается найти здесь себя: совсем недавно в гаринскую больницу вернулся работать молодой специалист скорой Ефрем Семёнов.

Дом детского творчества растит юные таланты. Фото: Владимир Мартьянов

Второе, что замечаешь - большое количество предпринимателей: киосков с копчёной рыбой, выпечкой и сувенирами ручной работы на выставке-ярмарке в день посёлка столько, что разбегаются глаза. Градообразующих предприятий в Гарях нет, но малый бизнес развивается стремительно.

деревянный тротуар. Гари

Фишка посёлка – деревянные тротуары. Фото: Владимир Мартьянов

Жизнь в Гарях течёт гораздо размереннее, чем в городах,- объясняют старожилы. Например, это один из немногих населённых пунктов в области, который до сих пор украшают деревянные тротуары. В день рождения посёлка гаринцы вспоминают, как он изменился с момента последнего юбилея: за пять лет открылись краеведческий музей и многофункциональный центр, отремонтированы парк Победы и стадион.

Экспонаты для Гаринского краеведческого музея помогали собирать местные жители. Фото: Владимир Мартьянов

В руках у специалиста по учёту музейных предметов Нины Сорокиной – увесистый зуб мамонта. Подобные находки на территории района – не редкость. Фото: Владимир Мартьянов

Пожеланий на ближайшую пятилетку втрое больше – это и новые магазины, и гостиница с кафе, а самая большая мечта всех жителей городского округа - это хорошие дороги. Прежде всего - дорога от Серова до Гарей, которая пока для неискушённых автомобилистов превращается в полосу испытаний. В засушливое время грунтовка пылит, а после дождя – «плывёт». А кроме того, то и дело приходится объезжать пучины, возникающие из-за движения грунтов. Как пояснили в областном Минтрансе, в этом году самые проблемные участки дороги уже начали приводить порядок - поэтапные капитальные ремонты распланированы на ближайшие три года.

Жители села Андрюшино – второго по величине населённого пункта в районе тоже мечтают о дороге, но уже от села до райцентра.

- 26 километров этой дороги отремонтировали, остались ещё 22,- говорит глава городского округа Сергей Величко. Сейчас дорогу оканавливают, выкорчёвывают пни, но чтобы она не повторила судьбу старой дороги на Серебрянку, её надо будет укреплять щебнем. А параллельно в мэрии думают, как провести в село интернет. Для андрюшинцев это такая же жизненная необходимость, как дорога, - без него не организовать ни ЕГЭ в школе, ни медицинскую телеконсультацию.

Предприниматели помогли организовать в День посёлка лотерею: в числе призов – копчёный лещ и машина дров. Фото: Владимир Мартьянов

Речная электричка

В Гаринском городском округе есть и такие селения, до которых дороги в тёплое время года нет вообще. В советское время до них летали на «кукурузниках». Сейчас единственный транспорт, который туда ходит – это социальный катер. В день посёлка с пристани отправляется очередной рейс.

Раньше в Гаринском городском округе было гораздо больше населённых пунктов с пристанями. Сейчас часть селений упразднена. Фото: Владимир Мартьянов

С самого утра на пристани почти так же оживлённо, как на стадионе, где уже начинается праздник. Первые пассажиры подтягиваются к реке за час до отправления. С огромными сумками и пакетами люди напоминают отпускников, которые едут на юг. На самом деле – домой, с провизией и товарами первой необходимости: следующего катера в село Пуксинка ждать ещё неделю.

На пристани то и дело раздаются возгласы:

– Батюшки, лимонад забыла! Я до магазина – мигом!

– А дрожжи, дрожжи купили? Из чего хлеб-то печь?

У тех, кто не может ехать сам или поручить покупки родственникам, заказы принимают сами работники пристани: капитан судна «Пелым-2» Олег Сумин сам помогает грузить на катер мешки с комбикормом, коробки с хлебом, крупами и колбасой, саженцы и автономные электрогенераторы. Пассажиры шутят: «С такими запасами можно месяц не выходить на сушу!» На этом же катере, к слову, отправляют почту, пенсию и медикаменты.

Изнутри судно напоминает вагон пригородной электрички: в нём 17 сидений, полки для багажа и откидной столик, на катере есть свой туалет. Люди устраиваются поудобнее: путь до посёлка Пуксинка в 120 километров занимает на катере примерно шесть часов. Почти такое же время требуется, чтобы доехать от Екатеринбурга до Гарей.

Первые пассажиры занимают места: через 20 минут социальный катер отправится с гаринской пристани в Пуксинку. Фото: Владимир Мартьянов

В Пуксинке катер останавливается на ночь, затем возвращается обратно. Так же, раз в неделю, катер курсирует в другой населённый пункт – Шабурово. А раз в месяц – отправляется до самой отдалённой деревни – Шантальской – с населением в 12 человек. До неё примерно 10 часов ходу по реке, поэтому катер и ходит туда так редко: основные запасы провианта жители стараются делать, пока открыт зимник.

Поездки на катере – дорогое удовольствие. Например, себестоимость одного рейса в Пуксинку составляет около 130 тысяч. Если разделить эту цифру на количество пассажиров, билеты могли бы стать для них золотыми. Однако большую часть затрат компенсирует муниципалитет. Ежегодно он даёт муниципальному предприятию дотацию в размере четырёх миллионов рублей за навигацию. В итоге билет в одну сторону обходится пассажиру в 446 рублей.

Для экстренных случаев на пристани стоит быстроходное судно на воздушной подушке. За три года лодка понадобилась два раза. Последний раз – когда в Ерёмино почтальону повредило руку упавшее зеркало. Пострадавшую довезли на лодке до посёлка Линты, там её уже встретила скорая помощь и отвезла в больницу Серова.

– В этом году дума выделила 600 тысяч рублей, чтобы поставить лодку в Пуксинке, – рассказывает Сергей Величко.- Сейчас, пока от пристани судно доберётся до населённого пункта, время может быть упущено.

Проржавевшая советская карта на здании пристани ещё сохранила населённые пункты, на которых были такие же пристани. В действительности точек на этой карте в два раза меньше: с советского времени несколько десятков населённых пунктов были упразднены.

– За май из Пуксинки вывезли пять семей – люди дождались сертификатов на квартиры, – говорит Олег Сумин. И на расспросы: «Как же они на этот катер – со всем скарбом, мебелью?» отвечает.- А они с собой мебель и не берут – только самое ценное.

Между тем в тех населённых пунктах, что поближе, надеются, что однажды к ним можно будет в любое время приехать не на катере и на тракторе, а на обычном автомобиле.

– Моя остановка – деревня Зыкова, в 25 километрах от райцентра. Нас в деревне живёт человек сто. О чём мечтаем? Конечно, о дороге! - говорит пассажирка катера Галина Леонидовна.

«Нам ЕЩЁ 395 лет»

Сейчас мэрия старается нащупать новые точки роста дотационной территории.

– В середине сентября поедем защищать стратегию развития городского округа, но до сих пор ищем магистральное направление, которое могло бы, как в прежние времена, тянуть весь район, – говорит Сергей Величко. Сложно оценить, что это будет за направление – сельское хозяйство, лесопереработка или, может быть, добыча нефти: в район сейчас заходит тюменская компания, осенью начнётся разведочное бурение. Пока стараемся ухватиться за всё.

Гаринский городской округ – один из самых живописных в области. Фото: Владимир Мартьянов

На три дня глава городского округа отправился на ИННОПРОМ – за новыми идеями.

– В области очень мало муниципалитетов, чьим опытом мы можем воспользоваться, но познакомиться с новыми технологиями и поставить какие-то из них на службу нашему городскому округу мы сможем. Говорят, нам УЖЕ 395 лет. На самом деле – ЕЩЁ 395. Будем искать свою дорогу, – резюмирует он.

  • Опубликовано в №119 от 10.07.2018

Областная газета Свердловской области