Чем обернётся запрет на создание МУПов в ЖКХ?

Фото: Галина Соколова

Фото: Галина Соколова

Федеральный кабмин рассматривает законопроект, который введёт запрет на созданиемуниципальных унитарных предприятий (МУП) в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Ожидается, что это позволит остановить рост задолженности коммунальщиков перед поставщиками ресурсов и пресечь списание долгов постоянно банкротящихся МУПов. В муниципалитетах опасаются, что такая мера может привести к крупным бюджетным потерям и оставить малые населённые пункты вовсе без коммунальных услуг.

На МУПах в глубинке держится практически вся система ЖКХ: водоснабжение, отопление, благоустройство. В муниципальных управляющих компаниях сосредоточен жилищный неликвид: общежития и старые двухэтажки. Например, под началом нижнетагильской «Городской управляющей компании» находятся 9 домов, которым по 60–70 лет. А «Пригородная управляющая компания» курирует 70 сельских домов, в которых от 8 до 30 квартир.

Претензий к качеству работы коммунальщиков предостаточно: часто они копят убытки, пренебрегают Трудовым и Налоговым кодексами. Нередки там и коррупционные скандалы. В нашем регионе в течение года под суд пошли руководители МУПов «Водоканал-Камышлов», «Тепловые сети Верхние Серги», «Горкомхоз» в Красноуфимске. Именно по этим причинам правительство вынашивает планы по ликвидации МУПов.

Если не МУП, то кто будет рулить местным ЖКХ? Предполагается, что часть предприятий уйдёт в частные руки, остальные трансформируются в казённые предприятия, и ответственность за их финансовые обязательства будут нести владельцы, то есть органы местного самоуправления.

Практика показывает, что концессионерам интересны крупные активы. Например, нижнетагильская мэрия получила предложения по нескольким направлениям. Инвесторы берутся здесь за водоподготовку, освещение улиц, переработку мусора, теплоснабжение. Четыре года назад в Нижнем Тагиле было 17 МУПов, сейчас их 11. При этом 2017 год лишь два отработали без убытков.

– Все городские МУПы должны показывать прибыль либо сворачивать деятельность. Исключением может быть «Тагильский трамвай», являющийся социальным видом транспорта. – считает заместитель главы города по экономике Евгения Черемных.

Труднее найти замену МУПам в малых городах.

– Те, кто прорабатывает законы, не знает нашей специфики. Какой инвестор возьмёт изношенные сети и убыточную котельную, какая коммерческая «управляшка» позарится на бывшее общежитие? Если все наши предприятия станут казёнными, появляется субсидиарная ответственность. Бюджет должен будет возмещать убытки. Вместо МУПов-банкротов появятся города-банкроты, – делает вывод глава Нижней Салды Елена Матвеева.

Ещё хуже перспективы села. Так, каждый из МУПов Горноуральского ГО банкротился уже не по разу. Жителей благоустроенных квартир там немного, реальная стоимость услуг куда выше, чем тарифы. Сети тоже в плачевном состоянии. Частнику этот коммунальный заповедник ни к чему.

Готовясь к реформе, хоронящей бедные МУПы, градоначальники должны как следует разобраться: может, эти МУПы не такие и бедные?

– В ноябре 2017 года, когда я только заступил на должность главы, МУП «Новые технологии» должен был всем – энергетикам, налоговой инспекции, собственным сотрудникам. Дело шло к банкротству, – рассказал глава Белоярского ГО Андрей Горбов. – Было выявлено 40 человек, которые получали зарплату непонятно за что. Сейчас все ненужные сокращены. Штат на тот момент был 230 человек, на сегодняшний день –167. Экономия по месяцу около миллиона рублей. Долгов по зарплате нет.

  • Опубликовано в №122 от 13.07.2018
Областная газета Свердловской области