Лучшие книги Урала на этой странице. Не все, потому что рассказ о всех 28 победителях конкурса неизбежно обернулся бы скороговоркой. Сознательно опускаю представление Латинско-русского словаря («Лучший учебник») или библиографического указателя по Бажову («Лучший справочник»), рассчитанных на специальную аудиторию. Из числа победителей выбрала те, что для широкого круга читателей, и задала почти провокационный вопрос председателю жюри: а что бы из этих книг он сам хотел иметь в домашней библиотеке?
Однозначно книгу Олега Нуждина «Битва под Уманью: трагедия
За рамками этой полосы остались и две фундаментальные книги из мира литературы и искусства энциклопедия «400 лет оперы» Михаила Мугинштейна и «История литературы Урала». Жюри заметило и отметило их достоинства, но, по общему согласию, решило дождаться окончания выхода в свет этих многотомных изданий. Свои награды они ещё явно получат. И не только на уральском издательском конкурсе.
На стендах с уральскими книгами (увы, они неприметны в книжных магазинах) хорошо, если читатели обратят внимание на том избранных трудов историка и археографа Анатолия Шашкова. «Известного историка» написано в аннотации, но многие ли из земляков его знают?
А в сборнике его труды по истории и культуре старообрядчества, об освоении Урала и Сибири, народной религиозности, продолжает Е. Зашихин. Собранные вместе, они свидетельствуют: это был отличный, авторитетный историк. К счастью, иногда удаётся издавать и таких авторов, а не только тех, кому «перепадают деньги»...
Наконец, собственно о «скобках», элементарных знаках препинания, пренебрежение к которым и на этом конкурсе свидетельствовало о недостаточной книгоиздательской культуре. И ряд хороших по содержанию книг оставило просто «за скобками» конкурса.
Лучшая художественная книга
Светлана ВАРАКСИНА, директор издательства «Автограф»:
Надеемся, «Библиотека имени меня» Романа Тягунова достойная память хорошему уральскому поэту. Книга наиболее полное собрание его стихов. В основе машинописные и рукописные сборники, а также подборки стихов, составленные самим поэтом. Но принесли их в издательство, уже после гибели поэта, его коллеги писатели и поэты. Пока издательство работало над сборником, к рукописи доносили, дополняя её, новые стихи и материалы.
Признаюсь: сама я до этой книги не была знакома ни с Романом, ни с его творчеством. Неисправимо, но жалею. Чтобы понять стихи Романа Тягунова, хорошо было бы знать его лично. Судя по его стихам, он хотел высказать главное для его поколения:
Это было одновременно радостное и тягостное впечатление для того поколения. Может, потому Роман Тягунов и ушёл так рано из жизни...
Лучшее краеведческое издание
Андрей МОРОЗ, директор издательства «Сократ»:
Книга «Род Демидовых» вышла в серии «У истоков уральского предпринимательства», которую «Сократ» издаёт с 2007 года. Казалось бы, с Демидовых серию надо было начать, но, честно признаюсь, многие авторы отказывались слишком велика ответственность и масштаб материала. Поэтому в свет вышли сначала исследования по роду Строгановых, роду Турчаниновых, и вот доктор исторических наук Алексей Мосин взялся за Демидовых, а это несколько поколений богатейших горнозаводчиков, щедрых меценатов, возведённых за свои заслуги перед государством в дворянское звание.
530 страниц. Очень насыщенных. Может быть, я дилетант в историографии, но для меня некоторые факты демидовской летописи открылись впервые. И что немаловажно: это интересно читать. Не только познавательно любопытно. вслед за автором ты движешься в глубь веков, от поколения к поколению. Мы ведь знаем в основном начальную и среднюю ветви Демидовых. О последних из рода знаем разве что кутилы были, денежные воротилы. А они ещё и меценаты. Италию боготворили и многое сделали для неё (к сожалению, не для России). Много путешествовали и издавали «Журнал путешествий...», собирали коллекции культурных ценностей.
Я прочёл «Род Демидовых» не только как издатель, но и как читатель. Главное впечатление есть чем гордиться и к чему стремиться. И, видимо, мнение это не только моё с каким тщанием и любовью разные ведомства (музеи, архивы) и разные люди (включая использование личных архивов) помогали иллюстрированию книги!
Впереди в серии книги о родах Яковлевых и Шуваловых. И если учесть, что на форзацах генеалогические таблицы каждого рода, то любая из книг ценный исторический источник.
Лучшее издание для детей и юношества
Эта книга за полгода с момента издания почти разошлась среди читателей. Зато благодаря федеральной программе «Культура России» тираж будет допечатан: на книгу, каждая статья в которой отдельное приключение, обратили внимание и в Москве, на нынешней Всероссийской книжной ярмарке.
Идея родилась совместно с Содружеством детских писателей, рассказал «ОГ» директор издательства «Генри Пушель» Александр Колпаков. Сегодня нашим детям проще съездить в Египет, чем в Аркаим. О Пизанской башне или Эйфелевой они знают больше, чем о Невьянской. Ну несправедливо же! А поскольку любовь к родному краю начинается с удивления, интереса, загадки, мы решили создать не путеводитель как таковой, а некое авторское исследование. Точнее исследования, ведь авторы 19 известных детских писателей. Каждый по-своему, они рассказывают о 28 местах Урала. Причём только о том, где были сами, о тех местах, которые любят.
Значит, география их авторский выбор?
Да! Тамара Михеева, родившаяся в Усть-Катаве Челябинской области, рассказывает о городе детства, «трамвайной столице». Михаил Семёнов, участник экспедиций в Арктику, на Северный полюс, экспедиции «Сотый меридиан» (от экватора до Северного Ледовитого океана), уводит читателей туда, где редко кто из них сможет побывать реально. А Елена Габова, лауреат Государственной премии Республики Коми, приоткрывает тайны горы Тольпос-Из, что на языке коми означает «Гнездо ветров», а у манси «Баба-идол».
Состоявшихся авторов трудно «причесать под одну гребёнку» в общем проекте...
А и не надо было. Каждый выступил в близком ему жанре: мини-очерк, эссе, рассказ. У Дмитрия Сиротина, дипломанта конкурса «Золотое перо Руси», его рассказ о Воркуте, зоне вечной мерзлоты это вообще «разговор деда с внуком». Мы бы и стихи напечатали! Но все авторы выступили в прозе, хотя она очень лирична.
Одно из достоинств книги её можно разглядывать и разглядывать...
О, это отдельная история. У авторов, конечно, были фотографии, но любительские. Хотелось, чтобы места-избранники предстали во всей красе. И тогда мы бросили клич по социальным сетям, форумам, блогам. Если б вы знали, сколько людей откликнулось на проект! Просто из интереса, не требуя гонорара. Но мы всех их назвали в книге.
Будет ли продолжение? Каменный Пояс России много больше, чем 28 заповедных мест...
Продолжение будет скорее виртуальное. Готовится электронная версия книги.
Лучшая просветительская серия
Серию представляет Юрий ЯЦЕНКО, директор издательства «Банк культурной информации»:
Начав лет пять назад серию «Национальное достояние России», мы хотели показать: Россия страна с великой культурой, и в ней есть суверенные зоны, которые должно охранять и сохранять. Вышедшие уже восемь книг посвящены заповедным местам и объектам Урала («Усадьба Железнова», «Легенды и были Невьянской башни», «Кирпичное чудо Ирбита», «Дом доктора Сяно», «Здесь Европа встречается с Азией», «Золотые россыпи Берёзовского» и т.д.), но это и достояние нашего Отечества. Неслучайно серия выходит под патронатом ЮНЕСКО, а выпуск отдельных книг поддержало Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.
В каждом случае стараемся представить «героя» книги и с исторической точки зрения, и в его современном значении. А это (особенно что касается исторического экскурса) огромный масштаб информации, которую надо изучить и отобрать. При этом не пропустить самого любопытного, но и написать об этом интересно. Чтобы, простите за игру слов, книгу можно было читать, а не только использовать её в качестве справочного источника. И, кажется, это удаётся. При том, что иные из книг «соборные вещи», плод коллективного труда, такие авторы, как Татьяна Ушакова из Архитектурной академии или директор Ирбитской художественной школы Владимир Аникин с их оригинальным взглядом просто находка и для издательства, и для читателей.
Вокруг серии удалось объединить и Институт истории и археологии РАН, и Международный комитет по сохранению индустриального наследия. Их участие, их консультации некий «знак качества» для серии, которая, кстати, рассчитана и на зарубежного читателя: тексты во всех книгах на русском и английском языках.
Географически после Урала серия «пойдёт» к объектам юга России и Дальнего Востока. Надеюсь, читатели, которые уже увлечены «Национальным достоянием России» (а таких немало) и стараются приобрести в домашние библиотеки все выпуски серии, не пропустят и продолжения. Тем более, что у серии появилась своего рода подсерия «Личность. Национальное достояние России». Это повествования уже о сокровенных людях Отечества, которые, образно говоря, тоже охранная зона нашей национальной культуры. В подсерии вышла, например, книга об основоположнике земской медицины на Урале Матвее Мизерове, на очереди книга о Никифоре Клеопине, сподвижнике де Геннина. По меньшей мере стоит знать об этих людях.
Лучшая книга о Екатеринбурге
В этой номинации жюри выбирало победителя особенно пристрастно, ведь нынешний издательский конкурс был посвящён
Не скрою, раньше на ночь, для отдохновения от суеты дня, я разглядывал альбом Воловича «Старый Екатеринбург», признался «ОГ» издатель Александр Елизаров. Сейчас у меня в фаворитах ещё и этот альбом Алексея Ефремова. Живопись и графика. Старые улочки, одинокие аллеи в парках, старинные особнячки. Иные в запустении. Иных уж нет...
Дом Панфилова на улице Розы Люксембург. Дом Корепина... Их изображения сегодня уже исторический документ. Вдвойне ценно, когда он создан таким мастером, как Алексей Ефремов. Кажется, этот художник единственный, кто пишет Екатеринбург каждый день. Многие годы. Горожане, то и дело видя его у мольберта, но не зная, как звать-величать, называют Ефремова просто «дядька с бородой» и приглашают в дом чайку попить...
А «дядька с бородой», пройдя в разные годы, по сути, гостевым маршрутом Екатеринбурга, создал портрет старого города, его души.
«Старый Екатеринбург... Порой кажется, что он навсегда ушёл, задавленный высотками, закатанный в асфальт, загороженный рекламными щитами, написал в предисловии к альбому сам А.Ефремов. Но он существует в душе и памяти подобно плюшевому мишке из детства. Для меня старый город особая, камерная и органичная среда. В этом городе есть прохожие и жители, малыши и старожилы, есть история и мифология. В нём уместны дороги и тропочки, сирени и лопухи, нестриженые, выше крыши, тополя и уютные дворики. Здесь навсегда поселились детство и юность...».
Альбом года
Мудрец-философ Виталий Волович, непревзойдённый иллюстратор шедевров литературной классики, слабо ассоциируется с миром цирка. А портрет (с клоунским носом! см.
Знаете, у Оскара Уайльда, смеётся Виталий Михайлович по телефону, есть фраза «Простые зрелища последнее прибежище сложных натур». Видимо, это и про меня. Нет, цирк абсолютно мой мир! Ещё с детства...
Я много рисовал в цирке с натуры. Ещё в старом деревянном здании. Во время репетиций. Зажатый между медведем, которому расчёсывают шерсть, крупами лошадей с наездницами на спине, и клоунами, рассказывающими анекдоты. Это был какой-то параллельный мир! Особенно после войны. Голод. Ватники. На репетиции актриса ещё в папильотках. А после она же в белом трико или блестящем камзоле. Фанфары! Свет! Чудеса! Это поражало воображение. К сожалению, сегодня цирк выродился в эстрадное зрелище. Но для меня он был и остаётся миром волшебства, метафор.
В альбом вошли разные сюжеты «Осёл жонглирует львами» и «Ослы-честолюбцы», «Клоун, несущий свой крест», «Встреча клоуна и льва в раздевалке»... Цирк полон вторых-третьих-четвёртых планов. А звери для меня, вообще, имеют басенный характер.
Альбом без малого в 350 страниц. За сколько лет созданы эти сюжеты?
Лет за
Изобразительному ряду в альбоме предпослано афористичное и мудрое эссе «Цирк как метафора». Подпись Виталий Волович...
Пишу сам. Всегда. Но понимаю, откуда вопрос. Классический иллюстратор книг всегда вторичен по отношению к автору книги, тексту. Когда я иллюстрировал Шекспира или Гёте это было даже необидно (смеётся). Но сейчас предпочитают издавать классику без иллюстраций. И вот, движимый мечтой о книге, я изменил, хотя бы в собственном творчестве, отношение между автором и иллюстратором. То и другое в моём случае в одном лице. Но главное: «картинки» уже не иллюстрации. Они, вступая иногда даже в противоречие с текстом, создают некую интеллектуальную атмосферу, важную для прочтения. Иная драматургия текста и рисунка и возникает более объёмная картина мира...
Лучшая серия
На первый взгляд, серия «Archive» издательства «Татлин» рассчитана на профессиональную аудиторию: строгие обложки, чёрно-белые фото в сопровождении чертежей и планов, аскетичный, информационно насыщенный текст. Но именно последнее и может стать привлекательным для широкого круга читателей, ведь серия задумана как объёмный рассказ об отечественных памятниках конструктивизма.
В конкурсе «Книга года-2013» участвовали и отмечены книги о Жилом комплексе НКВД (известен под названием Городок чекистов), Доме промышленности и торговли («Пентагон»), Водонапорной башне УЗМТ (Белая башня), представил «ОГ» свою серию директор издательства «Татлин» Эдуард Кубенский. Всё это знаковые для уральцев места. Вокруг них немало легенд. Книги исключительно документальное повествование. Они рассказывают об истории той же Белой башни или «Пентагона», их конструктивном решении и градостроительной значимости, строительстве и жизни до сегодняшнего дня. Серия призвана актуализировать значимость культурных объектов и найти возможные пути их сохранения. В каждой книге есть цветная вкладка, представляющая нынешнее состояние памятника. Так мы пытаемся привлечь внимание горожан и к будущей его судьбе...
У издательства большие планы на эту серию. В неё уже вошли объекты Самары, хочет подключиться к серии Москва со своими памятниками конструктивизма. А сколько таковых в Санкт-Петербурге! При относительно небольшом объёме каждого выпуска (в среднем около 40 страниц) свод существующих российских памятников конструктивизма, с детальным и познавательным описанием, по прогнозам издательства, может составить труд в 800 страниц.
Выбор «ОГ»
Этот фолиант в 300 с лишним страниц не вошёл в число победителей. Но задав вопрос о личных предпочтениях председателя жюри конкурса «Книга года», нельзя было не спросить о том же и себя. Выбор пал на «Урал: маршруты культуры».
Книга, создание и издание которой было инициировано министерством культуры Свердловской области, впервые обобщенно представляет «культурный ландшафт» Урала, определяемый незаурядными в своей художественной ценности явлениями и процессами. Именно они позволяют наиболее полно понять вектор движения культуры, её существование в пространстве и времени всё то, что в книге обобщено ёмкой метафорой «маршруты культуры».
Литература. Театр. Музыкальное творчество. Изобразительное искусство. Музеи. Кинематография. Архитектура. Ювелирное и камнерезное искусство. Прикладное творчество. Современное искусство. Народное творчество. Цирк... Примечательно: как заметили сами издатели, самый употребляемый здесь знак препинания многоточие. Потому что даже в такой книге рассказано не обо всех, даже лучших представителях уральского искусства и культуры. Книга " Урал: маршруты культуры" скорее только один из шагов к самоидентификации. Сколько ещё предстоит сделать на этом пути. И всё же!
Впервые в истории Свердловской области представлены в роскошном дизайне! учреждения культуры, а также фестивали, конкурсы и прочие яркие культурные события. Кому как, но для работающих в культуре и с культурой, для неравнодушных к ней это подлинная энциклопедия и путеводитель.