Урал: книга года-2013

Неожиданный снимок известного российского художника и графика Виталия Воловича – из его альбома «Парад-алле», который на нынешнем издательском конкурсе Урала отмечен в номинации «Альбом года». Фото из альбома.

Неожиданный снимок известного российского художника и графика Виталия Воловича – из его альбома «Парад-алле», который на нынешнем издательском конкурсе Урала отмечен в номинации «Альбом года». Фото из альбома.

Лучшие книги Урала — на этой странице. Не все, потому что рассказ о всех 28 победителях конкурса неизбежно обернулся бы скороговоркой. Сознательно опускаю представление Латинско-русского словаря («Лучший учебник») или библиографического указателя по Бажову («Лучший справочник»), рассчитанных на специальную аудиторию. Из числа победителей выбрала те, что для широкого круга читателей, и задала почти провокационный вопрос председателю жюри: а что бы из этих книг он сам хотел иметь в домашней библиотеке?

—Однозначно — книгу Олега Нуждина «Битва под Уманью: трагедия 6-й и 12-й армий», — говорит Евгений Зашихин. — Оборонительная операция Южного фронта Красной Армии в августе 1941 года по-прежнему принадлежит к числу малоизученных. Но уралец Олег Нуждин, кандидат исторических наук, взялся за документальное исследование тех роковых обстоятельств. Читать об Уманской катастрофе трудно, но надо: это не отрицание заслуг нашей Победы. Это то, что прежде нам не давали знать: на войне порой технику берегли больше, чем людей...

За рамками этой полосы остались и две фундаментальные книги из мира литературы и искусства — энциклопедия «400 лет оперы» Михаила Мугинштейна и «История литературы Урала». Жюри заметило и отметило их достоинства, но, по общему согласию, решило дождаться окончания выхода в свет этих многотомных изданий. Свои награды они ещё явно получат. И не только на уральском издательском конкурсе.

На стендах с уральскими книгами (увы, они неприметны в книжных магазинах) хорошо, если читатели обратят внимание на том избранных трудов историка и археографа Анатолия Шашкова. «Известного историка» — написано в аннотации, но многие ли из земляков его знают?

—А в сборнике — его труды по истории и культуре старообрядчества, об освоении Урала и Сибири, народной религиозности, — продолжает Е. Зашихин. — Собранные вместе, они свидетельствуют: это был отличный, авторитетный историк. К счастью, иногда удаётся издавать и таких авторов, а не только тех, кому «перепадают деньги»...

Наконец, собственно — о «скобках», элементарных знаках препинания, пренебрежение к которым и на этом конкурсе свидетельствовало о недостаточной книгоиздательской культуре. И ряд хороших по содержанию книг оставило просто «за скобками» конкурса.

Лучшая художественная книга

Светлана ВАРАКСИНА, директор издательства «Автограф»:

— Надеемся, «Библиотека имени меня» Романа Тягунова — достойная память хорошему уральскому поэту. Книга — наиболее полное собрание его стихов. В основе — машинописные и рукописные сборники, а также подборки стихов, составленные самим поэтом. Но принесли их в издательство, уже после гибели поэта, его коллеги — писатели и поэты. Пока издательство работало над сборником, к рукописи доносили, дополняя её, новые стихи и материалы.

Признаюсь: сама я до этой книги не была знакома ни с Романом, ни с его творчеством. Неисправимо, но — жалею. Чтобы понять стихи Романа Тягунова, хорошо было бы знать его лично. Судя по его стихам, он хотел высказать главное для его поколения: 1980-е — годы новой свободы. Или — иллюзии свободы?

Это было одновременно радостное и тягостное впечатление для того поколения. Может, потому Роман Тягунов и ушёл так рано из жизни...

Лучшее краеведческое издание

Андрей МОРОЗ, директор издательства «Сократ»:

— Книга «Род Демидовых» вышла в серии «У истоков уральского предпринимательства», которую «Сократ» издаёт с 2007 года. Казалось бы, с Демидовых серию надо было начать, но, честно признаюсь, многие авторы отказывались — слишком велика ответственность и масштаб материала. Поэтому в свет вышли сначала исследования по роду Строгановых, роду Турчаниновых, и вот доктор исторических наук Алексей Мосин взялся за Демидовых, а это несколько поколений богатейших горнозаводчиков, щедрых меценатов, возведённых за свои заслуги перед государством в дворянское звание.

530 страниц. Очень насыщенных. Может быть, я дилетант в историографии, но для меня некоторые факты демидовской летописи открылись впервые. И что немаловажно: это интересно читать. Не только познавательно — любопытно. вслед за автором ты движешься в глубь веков, от поколения к поколению. Мы ведь знаем в основном начальную и среднюю ветви Демидовых. О последних из рода знаем разве что — кутилы были, денежные воротилы. А они ещё и меценаты. Италию боготворили и многое сделали для неё (к сожалению, не для России). Много путешествовали и издавали «Журнал путешествий...», собирали коллекции культурных ценностей.

Я прочёл «Род Демидовых» не только как издатель, но и как читатель. Главное впечатление — есть чем гордиться и к чему стремиться. И, видимо, мнение это не только моё — с каким тщанием и любовью разные ведомства (музеи, архивы) и разные люди (включая использование личных архивов) помогали иллюстрированию книги!

Впереди в серии — книги о родах Яковлевых и Шуваловых. И если учесть, что на форзацах — генеалогические таблицы каждого рода, то любая из книг — ценный исторический источник.

Лучшее издание для детей и юношества

Эта книга за полгода с момента издания почти разошлась среди читателей. Зато благодаря федеральной программе «Культура России» тираж будет допечатан: на книгу, каждая статья в которой — отдельное приключение, обратили внимание и в Москве, на нынешней Всероссийской книжной ярмарке.

—Идея родилась совместно с Содружеством детских писателей, — рассказал «ОГ» директор издательства «Генри Пушель» Александр Колпаков. — Сегодня нашим детям проще съездить в Египет, чем в Аркаим. О Пизанской башне или Эйфелевой они знают больше, чем о Невьянской. Ну несправедливо же! А поскольку любовь к родному краю начинается с удивления, интереса, загадки, мы решили создать не путеводитель как таковой, а некое авторское исследование. Точнее — исследования, ведь авторы — 19 известных детских писателей. Каждый по-своему, они рассказывают о 28 местах Урала. Причём только о том, где были сами, о тех местах, которые любят.

— Значит, география — их авторский выбор?

— Да! Тамара Михеева, родившаяся в Усть-Катаве Челябинской области, рассказывает о городе детства, «трамвайной столице». Михаил Семёнов, участник экспедиций в Арктику, на Северный полюс, экспедиции «Сотый меридиан» (от экватора до Северного Ледовитого океана), уводит читателей туда, где редко кто из них сможет побывать реально. А Елена Габова, лауреат Государственной премии Республики Коми, приоткрывает тайны горы Тольпос-Из, что на языке коми означает «Гнездо ветров», а у манси — «Баба-идол».

— Состоявшихся авторов трудно «причесать под одну гребёнку» в общем проекте...

— А и не надо было. Каждый выступил в близком ему жанре: мини-очерк, эссе, рассказ. У Дмитрия Сиротина, дипломанта конкурса «Золотое перо Руси», его рассказ о Воркуте, зоне вечной мерзлоты — это вообще «разговор деда с внуком». Мы бы и стихи напечатали! Но все авторы выступили в прозе, хотя она очень лирична.

— Одно из достоинств книги — её можно разглядывать и разглядывать...

—О, это отдельная история. У авторов, конечно, были фотографии, но — любительские. Хотелось, чтобы места-избранники предстали во всей красе. И тогда мы бросили клич по социальным сетям, форумам, блогам. Если б вы знали, сколько людей откликнулось на проект! Просто из интереса, не требуя гонорара. Но мы всех их назвали в книге.

—Будет ли продолжение? Каменный Пояс России — много больше, чем 28 заповедных мест...

—Продолжение будет скорее виртуальное. Готовится электронная версия книги.

Лучшая просветительская серия

Серию представляет Юрий ЯЦЕНКО, директор издательства «Банк культурной информации»:

—Начав лет пять назад серию «Национальное достояние России», мы хотели показать: Россия — страна с великой культурой, и в ней есть суверенные зоны, которые должно охранять и сохранять. Вышедшие уже восемь книг посвящены заповедным местам и объектам Урала («Усадьба Железнова», «Легенды и были Невьянской башни», «Кирпичное чудо Ирбита», «Дом доктора Сяно», «Здесь Европа встречается с Азией», «Золотые россыпи Берёзовского» и т.д.), но это и достояние нашего Отечества. Неслучайно серия выходит под патронатом ЮНЕСКО, а выпуск отдельных книг поддержало Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

В каждом случае стараемся представить «героя» книги и с исторической точки зрения, и в его современном значении. А это (особенно что касается исторического экскурса) — огромный масштаб информации, которую надо изучить и отобрать. При этом не пропустить самого любопытного, но и написать об этом интересно. Чтобы, простите за игру слов, книгу можно было читать, а не только использовать её в качестве справочного источника. И, кажется, это удаётся. При том, что иные из книг — «соборные вещи», плод коллективного труда, такие авторы, как Татьяна Ушакова из Архитектурной академии или директор Ирбитской художественной школы Владимир Аникин с их оригинальным взглядом — просто находка и для издательства, и для читателей.

Вокруг серии удалось объединить и Институт истории и археологии РАН, и Международный комитет по сохранению индустриального наследия. Их участие, их консультации — некий «знак качества» для серии, которая, кстати, рассчитана и на зарубежного читателя: тексты во всех книгах — на русском и английском языках.

Географически после Урала серия «пойдёт» к объектам юга России и Дальнего Востока. Надеюсь, читатели, которые уже увлечены «Национальным достоянием России» (а таких немало) и стараются приобрести в домашние библиотеки все выпуски серии, не пропустят и продолжения. Тем более, что у серии появилась своего рода подсерия — «Личность. Национальное достояние России». Это повествования уже о сокровенных людях Отечества, которые, образно говоря, — тоже охранная зона нашей национальной культуры. В подсерии вышла, например, книга об основоположнике земской медицины на Урале Матвее Мизерове, на очереди — книга о Никифоре Клеопине, сподвижнике де Геннина. По меньшей мере стоит знать об этих людях.

Лучшая книга о Екатеринбурге

В этой номинации жюри выбирало победителя особенно пристрастно, ведь нынешний издательский конкурс был посвящён 290-летию Екатеринбурга. Девиз конкурса — «Открой город с книгой!» С какой же?

—Не скрою, раньше на ночь, для отдохновения от суеты дня, я разглядывал альбом Воловича «Старый Екатеринбург», — признался «ОГ» издатель Александр Елизаров. — Сейчас у меня в фаворитах ещё и этот альбом Алексея Ефремова. Живопись и графика. Старые улочки, одинокие аллеи в парках, старинные особнячки. Иные в запустении. Иных уж нет...

Дом Панфилова на улице Розы Люксембург. Дом Корепина... Их изображения — сегодня уже исторический документ. Вдвойне ценно, когда он создан таким мастером, как Алексей Ефремов. Кажется, этот художник — единственный, кто пишет Екатеринбург каждый день. Многие годы. Горожане, то и дело видя его у мольберта, но не зная, как звать-величать, называют Ефремова просто «дядька с бородой» и приглашают в дом чайку попить...

А «дядька с бородой», пройдя в разные годы, по сути, гостевым маршрутом Екатеринбурга, создал портрет старого города, его души.

«Старый Екатеринбург... Порой кажется, что он навсегда ушёл, задавленный высотками, закатанный в асфальт, загороженный рекламными щитами, — написал в предисловии к альбому сам А.Ефремов. — Но он существует в душе и памяти подобно плюшевому мишке из детства. Для меня старый город — особая, камерная и органичная среда. В этом городе есть прохожие и жители, малыши и старожилы, есть история и мифология. В нём уместны дороги и тропочки, сирени и лопухи, нестриженые, выше крыши, тополя и уютные дворики. Здесь навсегда поселились детство и юность...».

Альбом года

Мудрец-философ Виталий Волович, непревзойдённый иллюстратор шедевров литературной классики, слабо ассоциируется с миром цирка. А портрет (с клоунским носом! — см. 1-ю стр.) на форзаце, вообще, показался образом не в ментальности Воловича.

—Знаете, у Оскара Уайльда, — смеётся Виталий Михайлович по телефону, — есть фраза «Простые зрелища — последнее прибежище сложных натур». Видимо, это и про меня. Нет, цирк — абсолютно мой мир! Ещё с детства...

Я много рисовал в цирке с натуры. Ещё в старом деревянном здании. Во время репетиций. Зажатый между медведем, которому расчёсывают шерсть, крупами лошадей с наездницами на спине, и клоунами, рассказывающими анекдоты. Это был какой-то параллельный мир! Особенно — после войны. Голод. Ватники. На репетиции актриса — ещё в папильотках. А после она же — в белом трико или блестящем камзоле. Фанфары! Свет! Чудеса! Это поражало воображение. К сожалению, сегодня цирк выродился в эстрадное зрелище. Но для меня он был и остаётся миром волшебства, метафор.

В альбом вошли разные сюжеты — «Осёл жонглирует львами» и «Ослы-честолюбцы», «Клоун, несущий свой крест», «Встреча клоуна и льва в раздевалке»... Цирк полон вторых-третьих-четвёртых планов. А звери для меня, вообще, имеют басенный характер.

—Альбом без малого в 350 страниц. За сколько лет созданы эти сюжеты?

—Лет за 30-40. Нет, это не означает, что 30-40 лет своей жизни я только и рисовал цирк. Иногда я даже уставал от этой темы, переключался на другую — например, «Женщины и монстры» (эта книга скоро выйдет). А потом накапливалось желание вернуться к цирку — я возвращался к нему.

—Изобразительному ряду в альбоме предпослано афористичное и мудрое эссе «Цирк как метафора». Подпись — Виталий Волович...

—Пишу сам. Всегда. Но понимаю, откуда вопрос. Классический иллюстратор книг всегда вторичен по отношению к автору книги, тексту. Когда я иллюстрировал Шекспира или Гёте — это было даже необидно (смеётся). Но сейчас предпочитают издавать классику без иллюстраций. И вот, движимый мечтой о книге, я изменил, хотя бы в собственном творчестве, отношение между автором и иллюстратором. То и другое в моём случае — в одном лице. Но главное: «картинки» — уже не иллюстрации. Они, вступая иногда даже в противоречие с текстом, создают некую интеллектуальную атмосферу, важную для прочтения. Иная драматургия текста и рисунка — и возникает более объёмная картина мира...

Лучшая серия

На первый взгляд, серия «Archive» издательства «Татлин» рассчитана на профессиональную аудиторию: строгие обложки, чёрно-белые фото в сопровождении чертежей и планов, аскетичный, информационно насыщенный текст. Но именно последнее и может стать привлекательным для широкого круга читателей, ведь серия задумана как объёмный рассказ об отечественных памятниках конструктивизма.

—В конкурсе «Книга года-2013» участвовали и отмечены книги о Жилом комплексе НКВД (известен под названием Городок чекистов), Доме промышленности и торговли («Пентагон»), Водонапорной башне УЗМТ (Белая башня), — представил «ОГ» свою серию директор издательства «Татлин» Эдуард Кубенский. — Всё это знаковые для уральцев места. Вокруг них — немало легенд. Книги — исключительно документальное повествование. Они рассказывают об истории той же Белой башни или «Пентагона», их конструктивном решении и градостроительной значимости, строительстве и жизни до сегодняшнего дня. Серия призвана актуализировать значимость культурных объектов и найти возможные пути их сохранения. В каждой книге есть цветная вкладка, представляющая нынешнее состояние памятника. Так мы пытаемся привлечь внимание горожан и к будущей его судьбе...

У издательства — большие планы на эту серию. В неё уже вошли объекты Самары, хочет подключиться к серии Москва со своими памятниками конструктивизма. А сколько таковых в Санкт-Петербурге! При относительно небольшом объёме каждого выпуска (в среднем — около 40 страниц) свод существующих российских памятников конструктивизма, с детальным и познавательным описанием, по прогнозам издательства, может составить труд в 800 страниц.

Выбор «ОГ»

Этот фолиант в 300 с лишним страниц не вошёл в число победителей. Но задав вопрос о личных предпочтениях председателя жюри конкурса «Книга года», нельзя было не спросить о том же и себя. Выбор пал на «Урал: маршруты культуры».

Книга, создание и издание которой было инициировано министерством культуры Свердловской области, впервые обобщенно представляет «культурный ландшафт» Урала, определяемый незаурядными в своей художественной ценности явлениями и процессами. Именно они позволяют наиболее полно понять вектор движения культуры, её существование в пространстве и времени — всё то, что в книге обобщено ёмкой метафорой «маршруты культуры».

Литература. Театр. Музыкальное творчество. Изобразительное искусство. Музеи. Кинематография. Архитектура. Ювелирное и камнерезное искусство. Прикладное творчество. Современное искусство. Народное творчество. Цирк... Примечательно: как заметили сами издатели, самый употребляемый здесь знак препинания — многоточие. Потому что даже в такой книге рассказано не обо всех, даже лучших представителях уральского искусства и культуры. Книга " Урал: маршруты культуры" — скорее только один из шагов к самоидентификации. Сколько ещё предстоит сделать на этом пути. И всё же!

Впервые в истории Свердловской области представлены — в роскошном дизайне! — учреждения культуры, а также фестивали, конкурсы и прочие яркие культурные события. Кому как, но для работающих в культуре и с культурой, для неравнодушных к ней это — подлинная энциклопедия и путеводитель.

Областная газета Свердловской области