Свердловскую киностудию разрывают противоречия

«Золото» – один из двух фильмов, снятых на киностудии за последние 5 лет (второй – «Адмиралъ», совместно с «Первым каналом»). В титрах «Дома солнца» указана другая киностудия – Свердловская подключилась в конце и помогала завершить проект. Кадр из фильма.

«Золото» – один из двух фильмов, снятых на киностудии за последние 5 лет (второй – «Адмиралъ», совместно с «Первым каналом»). В титрах «Дома солнца» указана другая киностудия – Свердловская подключилась в конце и помогала завершить проект. Кадр из фильма.

В последнее время с критическими замечаниями в адрес Свердловской киностудии всё чаще выступают деятели искусства. В том числе и на страницах «ОГ». Мы решили переадресовать все острые вопросы лично генеральному директору киностудии Михаилу Чурбанову.

— Что сегодня на Свердловской киностудии происходит? Какие фильмы снимаете?

— Мы завершили «Золото» по мотивам произведения Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Получился очень добротный проект. Мы его «дотачивали», как ювелирное украшение.

— «Золото» было снято в 2008 году. Почему он так долго не выходит в прокат?

— Не было средств, чтобы доработать картину. А делать, чтобы сделать, мы не хотели. В итоге, привлекли Фонд кино и в 2011-2012 году закончили фильм. Но теперь не можем убедить прокатчиков! Если его просто показать по телевизору, то телеканалы хоть завтра готовы ставить в эфир! А социологические опросы показывают, что «Золото» способно собрать неплохие кассовые сборы.

— Что же мешает?

— Мешают выпады творческих людей в области. Я скажу вам как человек с высшим психологическим образованием — люди, которые часто выступают с высказываниями «я знаю, как», чаще всего как раз-таки и не знают. При этом меня поддерживает, например, Никита Михалков, с которым мы хорошо общаемся. И мне его мнение важнее — он руководитель всего союза кинематографистов, а не просто Уральского отделения.

— Что, кроме «Золота», в последнее время снималось?

— Мы помогали завершать «Дом солнца» (снят в 2009 году Гариком Сукачёвым, — прим. авт.). Ещё, об этом мало кто знает, продюсировали фильм «Адмиралъ» (снят в 2008 году режиссёром Андреем Кравчуком, — прим. авт.). Мы его разработали и привлекли первые полтора миллиона долларов на его производство. Но это очень большой проект, и его снимали в Москве на базе «Первого канала». Поэтому в чём-то нас не слушали особо. Например, мы предлагали другой финал, дающий людям надежду. Да, в реальности всё это в те годы закончилось семидесятилетним тоталитарным режимом. Но зачем такая историческая правда в кино? Финал в итоге оставили прежним.

— Всем этим картинам уже несколько лет. А сегодня что снимает киностудия?

— Летом сняли фильм «Мессия» — это молодёжный дебют. Психологическое, современное кино. Понятно, что небольшой бюджет, начинающий режиссёр... но получилось неплохо. Сейчас идёт монтаж.

— Если в цифрах: сколько фильмов Свердловская киностудия производит в год?

— Мы живём в рамках государственной компании, поэтому не можем пока привлекать частные инвестиции — это проблема для кино. Поэтому, в основном, оказываем различные киноуслуги. Но таким образом зарабатываем деньги на наши проекты. В прошлом году мы сняли серию короткометражных фильмов. Например, «Один день» — эта история рассказывает о том, чем живут те, кто работают на заводах. Можно сказать — это политика, но мы используем любой повод для того, чтобы снять хорошую историю.

— Так сколько же фильмов снимает Свердловская киностудия?

— Не очень много. Но они — очень необычные.

— Чисто зрительский вопрос: я хочу посмотреть эти короткометражки. Как?

— Мы же не случайно обращаемся к технологиям онлайн-трансляций (на днях прошла интернет-премьера фильма «Золото»). Это — прямой контакт со зрителем. До последнего надеялись, что нам удастся убедить телеканалы показать эти фильмы...

— Вы же говорили, что телеканалы готовы хоть завтра?

— Местные. Часть наших коротких проектов мы показывали по местным каналам. Хотели убедить и федеральные. Например, «Первый».

— У которого в прайм-тайм — сериалы...

— Поэтому мы сейчас реально понимаем, что наше будущее — это дистрибьюция через Интернет. Но пока мы не понимаем, как будем через него зарабатывать.

— Как с документальным кино?

— По сути дела все короткометражки у нас — неигровые.

— Давайте в цифрах. Цифры — вещь упрямая.

— Если брать за последний год, то на студии сняли 11 таких коротких фильмов. Сегодня стало ясно, что рассчитывать на Москву мы больше точно не можем (с 2000-х федеральные киностудии не финансируются государством — прим. авт.). Без поддержки студию надо закрывать, потому что иначе она не выживет.

— Поддержка должна быть и от кинотеатров, власти, общества..?

— От всех сразу. От кинотеатров, конечно, поддержки не будет — с ними нам просто надо начать по-новому работать. Нам всё время чуть-чуть не хватает ресурсов, но мы при их отсутствии делаем всё и даже чуть больше, чем всё, что можем.

— Кинотеатры, кстати, часто берут в прокат участников различных кинофестивалей. Как Свердловская область в них участвует?

— Никак.

— То же «Золото», о котором мы так много говорили, почему бы его не выдвинуть?

— Объясню. Оно — не фестивальное.

— То есть «Небесные жёны...» — фестивальное, «Географ глобус пропил» — фестивальное, а «Золото» — нет?

— Именно так.

— Почему?

— Потому что на фестивалях оценивает кто? Коллеги по цеху... А у нас принято критиковать друг друга. Серёжа Безруков, когда посмотрел «Золото», прислал сообщение с восторгами! Потом он с кем-то там поговорил, кого-то где-то услышал... И спустя некоторое время говорит: «Ой, фильм вообще-то не очень, не прокатный»... Не хочу обидеть вашу братию, но журналисты, чтобы заработать, садятся и начинают всё направо-налево критиковать: «Это отстой, настоящее искусство совсем другое». И люди ему как журналисту верят.

— То есть вы боитесь, что кинофестиваль даст обратный эффект? Боитесь критики?

— Конечно. Критика погубит кино, не даст зрителю сформировать СВОЁ мнение. Более того, я вижу, какие фильмы побеждают сегодня...

— Вернёмся к вопросу об анимации, который мы на страницах «ОГ» поднимали. Есть ли сейчас какие-то идеи, проекты?

— Мы с Валентиной Хижняковой сейчас обсуждали полнометражный проект в 3D. Например, есть один — «Принцесса». Он фантастический, но все объекты — на основе реальных образцов российского вооружения. Мы уже два года этой историей занимаемся.

— То есть анимация будет?

— Фестивальную анимацию мы делать не будем, потому что понимаем — этим есть кому и без нас заниматься. А полнометражная анимация — да, было бы хорошо.

Сегодня кино — это такая вещь, которую нужно заново открывать. Во всех жанрах. Потому что нет рецептов ни в Голливуде, ни в России. Не надо сегодня мир спасать, хватит уже. Надо спасать себя. Душу человеческую.

Областная газета Свердловской области