После «Ночи музеев» название фестиваля «Ночь в театре» уже не удивляет. В музее ночевали так чего бы в театре не заночевать? Но фестиваль альтернативных театров в Челябинской области (на базе Озерского театра драмы и комедии «Наш дом») это совсем другая история. Попав в его атмосферу, действительно сожалеешь, что такой проект пока проходит только в одном театре.
На эту ночь для зрителей открыты все двери от мастерских до помещений под сценой, служебных лестниц и цехов. Альтернативность фестиваля проявляется вовсе не в самих постановках (произведение может быть любым, в том числе и вполне классическим), а в месте спектакли не играются на сцене, а словно живут в разных закутках театра. Кроме того, альтернативность часто ассоциируется с молодёжными коллективами, работающими на уровне самодеятельности. Но это не так фестиваль изначально привлекал к участию только профессиональные крупные театры с качественными постановками. Особой атмосферности ещё добавляет ночь время само по себе волшебное.
Современный зритель всё время спешит, поясняет завлит театра «Наш дом» Юлия Клепикова. А ночью, да ещё и в выходные, спешить некуда. Человек расслабляется и просто получает удовольствие. И эту идею зрители восприняли с благодарностью. С 2010 года, когда прошёл первый фестиваль, количество зрителей только растёт. Каждый год придумываем новые площадки: в этом году, например, гардероб, рассказывает Юлия.
Параллельно в разных местах театра идёт десяток постановок. После антракта зрители переходят на другую площадку. Покупая билет, они заранее выбирают, какие две постановки хотят постетить.
Объять необъятное невозможно. И я поделюсь впечатлениями от двух постановок театров Свердловской области. Из увиденного мною самых ярких.
«Лампочка» новой труппы Свердловской музкомедии «Славтеатр» история о людях, которые находятся в поиске своей цели. Каждый ищет что-то своё. Техника, в которой работают ребята нечто среднее между танцем и драмой. Коллектив сложился недавно 15 студентов ЕГТИ (курс пластической драмы Вячеслава Белоусова) были приняты в театр как самостоятельная труппа. Про них многие писали, но «ОГ» заняла выжидательную позицию о чём говорить, пока они ничего не сделали? И вот первый продукт.
Это вообще и не танец, и не драма, рассказывает исполнитель одной из ролей Денис Хайретдинов, Это пластика. С помощью этого языка можно выразить многое. Спектакль сложился из коротких этюдов, которые мы придумываем сами и показываем Вячеславу Бело-усову. Над какими-то этюдами долго все вместе думали. А один мне вообще приснился.
И «Славтеатровцы», и Белоусов сейчас находятся в стадии активной работы создают свои проекты, подключаются к существующим в Музкомедии спектаклям. Но меня заверили повод подробнее написать в «ОГ» про их труппу у нас ещё будет. Быть может, и «Лампочка» скоро выйдет на большую сцену. Она этого вполне достойна.
Спектакль «Замёрзли» Серовского драмтеатра интригует полным отсутсвием декораций только поставленные прямо в фойе, перед гардеробом, кресла. Действующие лица театральные уборщицы. Молоденькая, мечтающая «заработать на сапоги и свалить отсюда» Надя и пожилая, почти глухая Лейла. Они моют фойе и выливают воду на крыльцо. И говорят. И в их простом, нескладном диалоге проступает история одиночества.
В основе сюжета легенда о театре Таирова в Москве, которую автору пьесы Нине Садур поведали уборщицы, работавшие там, рассказывает главный режиссёр Серовского театра Юлия Батурина. Этот театр предали многие актёры. И Таиров этого не пережил. В театре работала известная актриса Алиса Коонен. И она, говорят, прокляла всех... Теперь на этом месте Театр имени Пушкина. И есть легенда, что скандалы и неурядицы, которые там происходят, это всё следствие того проклятия.
Эта история цепляет. И долго не отпускает зрителя. Кстати, в Озёрске спектакль был показан впервые. Уже скоро он будет идти на сцене в Серове и там тоже будет выстроен обычный гардероб в качестве декорации.
После такого погружения в закулисье зрители уходят из театра как из дома. С ощущением, что прикоснулись к волшебству, где театр не ограничивается сценой, он везде.