Когда пару лет назад, на своём юбилейном вечере,
Справедливости ради замечу, народный артист России Николай Голышев, похоже, последним узнал когда-то об идее книги. Издание инициировал и способствовал его выходу руководитель «Банка 24.ру» Сергей Лапшин поклонник вокала, меценат. Но, понятно же, без участия самого Николая Николаевича книга вряд ли бы вышла. Дело было не столько в возрасте героя, сколько в его и сегодняшней патологической занятости...
Голышев то в Уральской консерватории, то в Москве, в Центре оперного пения Галины Вишневской, где тоже преподаёт, то в родном Оперном театре, где готовит к выходу на сцену своих учеников. Уральские журналисты Наталья Паэгле и Екатерина Фоминых, взявшиеся за составление книги, порой с трудом «отлавливали» героя в суете буден, чтобы тот наконец сел и продолжил надиктовывать воспоминания...
На обложке книги не случайно фото Н.Голышева в образе Евгения Онегина. В истории оперного искусства России Голышев из плеяды лучших исполнителей этой партии. В его же собственной вокальной карьере Онегин роль номер один. При том, что спето, сыграно немало (около 3500 спектаклей, 500 арий, романсов, авторских и народных песен, более 2000 концертов).
Обо всём этом в четырёх, очень разных, но по-своему привлекательных частях книги. Первая и главная монолог, во имя которого составители не только записывали Николая Николаевича дома, но и ходили с ним на его уроки, на прослушивания в Оперном... Понимая, однако, что интеллигентный человек сам о себе, своём мастерстве и профессионализме многого не скажет, составители обратились к ученикам выдающегося певца и педагога, его коллегам. Ради этого выезжали в питерские и московские музыкальные театры, в Центр Галины Вишневской, а с учениками Голышева, работающими в Австрии и Франции, вели продолжительные диалоги по скайпу...
Личные воспоминания. Семейный архив певца. Музейный фонд Екатеринбургского оперного театра... За полтора года всё уложилось в стройное повествование, главы «От первого лица», «В свете театральной рампы», «Звёздный класс», «Необыкновенный человек».
Бесценное достоинство книги мощный (и по количеству, и по сюжетам) фоторяд, который порой красноречивее всяких слов. И, что не менее ценно, он представляет не только героя книги, но косвенно палитру нескольких десятилетий вокально-оперной жизни Урала.
И уж совсем на коду, от чего в немом восхищении разведёт руками любой читатель-меломан, СD-диск, сопровождающий книгу. На нём ещё около 200 фотографий выдающегося певца, но самое «вкусное» его записи. Они, благо, сохранились в фондах Уральской консерватории, её же сотрудниками отреставрированы к выпуску диска. И пожалуйста можно ставить и слушать сочный, солнечный баритон Николая Голышева. Арии из «Евгения Онегина», «Севильского цирюльника», военные песни...
1000 экземпляров тираж по нынешним временам достойный. Но, возможно, даже его не хватит для всех поклонников творчества Николая Голышева. Да, он выдающийся «уральский Онегин». То есть родом отсюда. Но в вокальном искусстве Отечества он величина большая. Российского масштаба. Книга с очевидностью подтверждает это.