Книгу о выдающемся вокалисте Николае Голышеве можно прочитать, но интересней - слушать

Когда пару лет назад, на своём юбилейном вечере, 80-летний Николай Голышев спел в «Пиковой даме» с учениками, приехавшими по этому случаю даже из-за границы, в публике пронеслось: «Профессор взял высоту, которой и не ждали». Высота оказалась не последней. В екатеринбургском издательстве «Гощицкий» только что вышла книга-монолог Николая Голышева, способная заново удивить поклонников певца.

Справедливости ради замечу, народный артист России Николай Голышев, похоже, последним узнал когда-то об идее книги. Издание инициировал и способствовал его выходу руководитель «Банка 24.ру» Сергей Лапшин — поклонник вокала, меценат. Но, понятно же, без участия самого Николая Николаевича книга вряд ли бы вышла. Дело было не столько в возрасте героя, сколько в его и сегодняшней патологической занятости...

Голышев то в Уральской консерватории, то в Москве, в Центре оперного пения Галины Вишневской, где тоже преподаёт, то в родном Оперном театре, где готовит к выходу на сцену своих учеников. Уральские журналисты Наталья Паэгле и Екатерина Фоминых, взявшиеся за составление книги, порой с трудом «отлавливали» героя в суете буден, чтобы тот наконец сел и продолжил надиктовывать воспоминания...

На обложке книги — не случайно фото Н.Голышева в образе Евгения Онегина. В истории оперного искусства России Голышев — из плеяды лучших исполнителей этой партии. В его же собственной вокальной карьере Онегин — роль номер один. При том, что спето, сыграно немало (около 3500 спектаклей, 500 арий, романсов, авторских и народных песен, более 2000 концертов).

Обо всём этом — в четырёх, очень разных, но по-своему привлекательных частях книги. Первая и главная — монолог, во имя которого составители не только записывали Николая Николаевича дома, но и ходили с ним на его уроки, на прослушивания в Оперном... Понимая, однако, что интеллигентный человек сам о себе, своём мастерстве и профессионализме многого не скажет, составители обратились к ученикам выдающегося певца и педагога, его коллегам. Ради этого выезжали в питерские и московские музыкальные театры, в Центр Галины Вишневской, а с учениками Голышева, работающими в Австрии и Франции, вели продолжительные диалоги по скайпу...

Личные воспоминания. Семейный архив певца. Музейный фонд Екатеринбургского оперного театра... За полтора года всё уложилось в стройное повествование, главы «От первого лица», «В свете театральной рампы», «Звёздный класс», «Необыкновенный человек».

Бесценное достоинство книги — мощный (и по количеству, и по сюжетам) фоторяд, который порой красноречивее всяких слов. И, что не менее ценно, он представляет не только героя книги, но косвенно — палитру нескольких десятилетий вокально-оперной жизни Урала.

И уж совсем на коду, от чего в немом восхищении разведёт руками любой читатель-меломан, — СD-диск, сопровождающий книгу. На нём ещё около 200 фотографий выдающегося певца, но самое «вкусное» — его записи. Они, благо, сохранились в фондах Уральской консерватории, её же сотрудниками отреставрированы к выпуску диска. И пожалуйста — можно ставить и слушать сочный, солнечный баритон Николая Голышева. Арии из «Евгения Онегина», «Севильского цирюльника», военные песни...

1000 экземпляров — тираж по нынешним временам достойный. Но, возможно, даже его не хватит для всех поклонников творчества Николая Голышева. Да, он выдающийся «уральский Онегин». То есть родом отсюда. Но в вокальном искусстве Отечества он — величина большая. Российского масштаба. Книга с очевидностью подтверждает это.

Областная газета Свердловской области