Любезный читатель, ведомо ли тебе, сколько сегодня в России толстых литературных журналов? Знаешь ли ты, что не все они издаются в столицах, иные – и в провинции. Тогда – где, каким тиражом и про что пишут? Наконец, когда в последний раз ты открывал хоть что-то из литературно-художественной периодики? Приезд из Новосибирска на Урал редактора «Сибирских огней» Виталия Сероклинова, рассказы которого опубликовал наш «Урал» (№ 3, 2014 г.), подтолкнул к разговору о судьбе региональных «толстяков».
По просьбе «ОГ» начав сравнивать свои тиражи (какие были, какие стали), «Урал» и «Сибирские огни» увлеклись и сравнили возраст, штат и редакционную жилплощадь. Оказалось: ветераны российской литературной периодики («Сибирские огни» – 92 года, «Урал» – 56 лет) во многом похожи. Даже по количеству поступающих рукописей – «от 100 до 300 в год. Весной и осенью больше». Намёк на сезонное обострение графомании был тоже понятен всем.
–Но «Урал» выглядит лучше, – признал Виталий Сероклинов. – Критика лучше. Со многими оценками я готов спорить, но очевидно же – критика жёсткая, взыскательная. Лучше даже, чем в столичном «Новом мире». У нас же актуальной критики нет. Есть специалист по литературе 1920-30-х, но кому это надо?..
Качество издания – вопрос прежде всего качества авторов. Первое, с чем столкнулся возглавивший недавно «Сибирские огни» В.Сероклинов, – «пишут одни и те же. Средний возраст – 74 года». Может, потому четыре-пять романов, поступающих в редакцию за год, эксплуатируют, по его словам, один и тот же сюжет об адюльтере «аксакала» с одалиской не старше 16-ти.
–Я понимаю: автор в советское время не мог себе этого позволить, – не скупится на сарказм В.Сероклинов. – Теперь на «нефритовые стержни» и «раковины любви» запретов нет. Но сколько же можно читать про то, как «Он спрашивает: «Зачем я тебе, такой старый?». Она: «Ты лучший!..». При этом автор позволяет себе фразы типа «Позёмка летела над верхушками сосен» или «Смотрел умными зрачками».
С отчаяния, смеётся В.Сероклинов, можно было запить. Но он... отправился в Екатеринбург, в редакцию «Урала», о котором был наслышан: испытывая примерно те же, общие для российского издательского дела, финансовые трудности, «Урал» всё активнее привлекает авторов и читателей в стан своих единомышленников хотя бы тем, что взял и «отправился в народ».
–Я читал и о подписке на «Урал» на городском трамвайном маршруте, и об экскурсии по местам, связанным с жизнью поэта Бориса Рыжего, и о традиции публичной презентации каждого номера, – признаётся редактор «Сибирских огней». – У нас презентаций не делалось уж и не помню сколько лет. Хочу, очень хочу этой весной представить журнал в разных районах области. А ещё – собрать авторов, живущих в Новосибирске. Переругаются! Но пусть хоть услышат друг друга...
Он публиковался в «Новом мире», издавал сборники рассказов в Нью-Йорке. Редакторский пост – опыт пока с малой дистанцией во времени. Но В.Сероклинов, кажется, делает верные шаги. Устав от «почвеннических и язвеннических» текстов, осознав тщетность взывания к здравому смыслу «мэтров-классиков», Виталий сам обратился к победителям российской литературной премии «Дебют»: присылайте рукописи.
–Надеюсь на их свежие идеи и силы, – говорит он. – «Классики» озадачивают. Когда я поинтересовался, кто в нашем отделении Союза писателей в последние годы публиковался в толстом литературном журнале, выяснилось – приблизительно... никто.
Конечно, судьба литературных изданий в регионах во многом зависит от отношения власти к этим изданиям. «Уралу» в этом смысле повезло. С момента резолюции губернатора Э.Росселя «Урал» сохранить!» журнал поддерживает региональный минкульт. «Сибирским огням» не подфартило. Как-то на статусном совещании в Новосибирске чиновников спросили: кто читает родные «Сибирские огни»? Из 32 власть предержащих руку поднял только один.
...По дороге на Урал словоохотливый попутчик посочувствовал редактору «Сибирских огней»: что, мол, так мучиться региональным изданиям? Взять да объединить всех литературных «толстяков» и издавать, скажем, два альманаха в год страниц по 700.
–Но тогда, – возражает Виталий Сероклинов, – не семь редакторов, а один будет решать, что читать россиянам из современных авторов. Дело ли? Нет уж, хоть и с проблемами, но пусть читатели видят и знают весь спектр того, что пишут сегодня российские авторы. И сами выбирают...
Кстати
В 2008 году «Сибирские огни» провели литературный вечер в Пушкинском доме в Лондоне. Представив произведения и авторов, надеялись, что вечер откроет ежегодный фестиваль русских литературных журналов. Пока не получилось. Но мысль – хорошая...