Редактор литературного журнала «Сибирские огни» приехал в "Урал" перенимать опыт

Тираж «Урала» упал со 100 тысяч (в 1980-х) до нынешних двух тысяч, «Сибирских огней»  со 150 тысяч до полутора тысяч, но они хоть живут, выходят. Иных их собратьев уже просто нет... Фото Алексея Кунилова.

Тираж «Урала» упал со 100 тысяч (в 1980-х) до нынешних двух тысяч, «Сибирских огней» со 150 тысяч до полутора тысяч, но они хоть живут, выходят. Иных их собратьев уже просто нет... Фото Алексея Кунилова.

Любезный читатель, ведомо ли тебе, сколько сегодня в России толстых литературных журналов? Знаешь ли ты, что не все они издаются в столицах, иные – и в провинции. Тогда – где, каким тиражом и про что пишут? Наконец, когда в последний раз ты открывал хоть что-то из литературно-художественной периодики? Приезд из Новосибирска на Урал редактора «Сибирских огней» Виталия Сероклинова, рассказы которого опубликовал наш «Урал» (№ 3, 2014 г.), подтолкнул к разговору о судьбе региональных «толстяков».

По просьбе «ОГ» начав сравнивать свои тиражи (какие были, какие стали), «Урал» и «Сибирские огни» увлеклись и сравнили возраст, штат и редакционную жилплощадь. Оказалось: ветераны российской литературной периодики («Сибирские огни» – 92 года, «Урал» – 56 лет) во многом похожи. Даже по количеству поступающих рукописей – «от 100 до 300 в год. Весной и осенью больше». Намёк на сезонное обострение графомании был тоже понятен всем.

–Но «Урал» выглядит лучше, – признал Виталий Сероклинов. – Критика лучше. Со многими оценками я готов спорить, но очевидно же – критика жёсткая, взыскательная. Лучше даже, чем в столичном «Новом мире». У нас же актуальной критики нет. Есть специалист по литературе 1920-30-х, но кому это надо?..

Качество издания – вопрос прежде всего качества авторов. Первое, с чем столкнулся возглавивший недавно «Сибирские огни» В.Сероклинов, – «пишут одни и те же. Средний возраст – 74 года». Может, потому четыре-пять романов, поступающих в редакцию за год, эксплуатируют, по его словам, один и тот же сюжет об адюльтере «аксакала» с одалиской не старше 16-ти.

–Я понимаю: автор в советское время не мог себе этого позволить, – не скупится на сарказм В.Сероклинов. – Теперь на «нефритовые стержни» и «раковины любви» запретов нет. Но сколько же можно читать про то, как «Он спрашивает: «Зачем я тебе, такой старый?». Она: «Ты лучший!..». При этом автор позволяет себе фразы типа «Позёмка летела над верхушками сосен» или «Смотрел умными зрачками».

С отчаяния, смеётся В.Сероклинов, можно было запить. Но он... отправился в Екатеринбург, в редакцию «Урала», о котором был наслышан: испытывая примерно те же, общие для российского издательского дела, финансовые трудности, «Урал» всё активнее привлекает авторов и читателей в стан своих единомышленников хотя бы тем, что взял и «отправился в народ».

–Я читал и о подписке на «Урал» на городском трамвайном маршруте, и об экскурсии по местам, связанным с жизнью поэта Бориса Рыжего, и о традиции публичной презентации каждого номера, – признаётся редактор «Сибирских огней». – У нас презентаций не делалось уж и не помню сколько лет. Хочу, очень хочу этой весной представить журнал в разных районах области. А ещё – собрать авторов, живущих в Новосибирске. Переругаются! Но пусть хоть услышат друг друга...

Он публиковался в «Новом мире», издавал сборники рассказов в Нью-Йорке. Редакторский пост – опыт пока с малой дистанцией во времени. Но В.Сероклинов, кажется, делает верные шаги. Устав от «почвеннических и язвеннических» текстов, осознав тщетность взывания к здравому смыслу «мэтров-классиков», Виталий сам обратился к победителям российской литературной премии «Дебют»: присылайте рукописи.

–Надеюсь на их свежие идеи и силы, – говорит он. – «Классики» озадачивают. Когда я поинтересовался, кто в нашем отделении Союза писателей в последние годы публиковался в толстом литературном журнале, выяснилось – приблизительно... никто.

Конечно, судьба литературных изданий в регионах во многом зависит от отношения власти к этим изданиям. «Уралу» в этом смысле повезло. С момента резолюции губернатора Э.Росселя «Урал» сохранить!» журнал поддерживает региональный минкульт. «Сибирским огням» не подфартило. Как-то на статусном совещании в Новосибирске чиновников спросили: кто читает родные «Сибирские огни»? Из 32 власть предержащих руку поднял только один.

...По дороге на Урал словоохотливый попутчик посочувствовал редактору «Сибирских огней»: что, мол, так мучиться региональным изданиям? Взять да объединить всех литературных «толстяков» и издавать, скажем, два альманаха в год страниц по 700.

–Но тогда, – возражает Виталий Сероклинов, – не семь редакторов, а один будет решать, что читать россиянам из современных авторов. Дело ли? Нет уж, хоть и с проблемами, но пусть читатели видят и знают весь спектр того, что пишут сегодня российские авторы. И сами выбирают...

Кстати

В 2008 году «Сибирские огни» провели литературный вечер в Пушкинском доме в Лондоне. Представив произведения и авторов, надеялись, что вечер откроет ежегодный фестиваль русских литературных журналов. Пока не получилось. Но мысль – хорошая...

Областная газета Свердловской области