На фоне остальных персонажей спектакля «Сатори», одетых в чёрное, безусловно выделяется герой Антона Макушина пациент интерната для душевнобольных. Но не только цветом одежды. Есть в нём мягкость и беззащитность, которые уже и не чаешь встретить в спектакле. Фото Яны Белоцерковской.
Второй и третий день фестиваля «Браво!» представил зрителям ещё четыре конкурсные работы. Абсолютно непохожие, но заставляющие подолгу обсуждать их в фойе после окончания спектакля... А значит как минимум, не проходные.
Куклы и души
Второй день фестиваля сложился из кукол и «Мёртвых душ». Выпускной курс кукольников ЕГТИ представил сказку «Жили-были», и хотя обычно студенческие работы жюри рассматривает отдельно (по итогам лучшие артисты побеждают в номинации «Надежда «Браво!»), на этот раз спектакль, возможно, будет соревноваться в категории «Детский театр». Постановка получилась слегка наивной, но студенты покорили хорошей пластикой и работой «на разрыв души».
Спектакль «Мёртвые души» «Коляда-театра» рассыпался на части, как карточный домик. Казалось, что сцена нового здания ему велика. Да и ещё восприятию мешала совсем другая акустика в прежнем здании театра казалось, что герой обращается непосредственно к тебе. А здесь с последних рядов порой совсем не было слышно... Но всё это, надеемся, временно ведь на старой сцене «Мёртвые души» заставляли публику даже вдыхать и выдыхать одновременно настолько сильно спектакль держал зал.
Намоленная сцена это, конечно, совсем другое дело, согласился с нами критик Леонид Быков. Да и прежний театр максимально соответствовал эстетике Коляды. А в новом здании чувствуется какая-то неустроенность, необжитость. И актёры, мне кажется, не совсем органично себя чувствуют на новой сцене. Но, думаю, с этими коммунальными сложностями они справятся, и спектакль раскроется на этой сцене и, быть может, даже обретёт новые грани.
Как муха в янтаре
Время в спектакле «Хронотоп» «Эксцентрик-балета» Сергея Смирнова не линейное, а словно разбитое на фрагменты, вспышки, зарисовки будущее, настоящее, прошлое... Спектакль пронизан ощущением пути, странствия, отчего возникает ещё одна ассоциация к слову «время» дорога. Он вообще весь соткан из ассоциаций, предчувствий. И при этом воспринимается очень цельно, на одном дыхании.
Я застряла в безвременье, как муха в янтаре, рассказала «ОГ» Татьяна Брызгалова, солистка балета. Это не какая-то конкретная эпоха, дата, час, это нечто на стыке будущего, прошлого и настоящего. Ощущение вечности, если хотите. Это не значит, что я себя чувствую вечной, просто ощущаю свою сопричастность к тому, что есть, было и будет... Может быть, из-за созвучия моего внутреннего ощущения времени и того, как эта тема раскрывается в «Хронотопе», мне спектакль так близок. Мы над ним постоянно работаем что-то меняем. Он живёт, развивается он же о времени, а значит, не может стоять на месте. Думаю, когда нам нечего будет в нём по-новому осмыслить и изменить, настанет пора «положить спектакль на полку».
Современный танец у нас такой, что о нём хочется размышлять, говорить, спорить, поделилась впечатлениями член жюри фестиваля Алла Лапина. Когда я смотрю «Эксцентрик-балет», меня заражает их энергетика и только потом я начинаю раскладывать всё на отдельные кирпичики. А сначала будто поток музыки меня захватывает. Я не могу сказать, что меня убеждает здесь всё. Я не всё понимаю. Но «Эксцентрик-балет» ни на кого не похож только на себя.
Зачем?
Спектакль Центра современной драматургии «Сатори» стал, пожалуй, одной из самых спорных работ первых дней фестиваля. Молодой режиссёр Александр Вахов взялся за непростой материал из громадного количества современных пьес выбрал текст драматурга, которого в театрах почти не ставят.
Если не ошибаюсь, это третья постановка пьесы Константина Костенко в мире, говорит Вахов. Причём две идут в Екатеринбурге: наша и «Клаустрофобия» в «Коляда-театре». У этого автора какие-то невероятные тексты, которые на сцене театра вообще представить сложно.
Судя по тому, что мы увидели на «Браво!», боятся не зря. Спектакль кажется перенасыщенным философскими диалогами и внешней «чернухой», причём на следующий день в памяти остаётся в основном второе. Рассуждения, льющиеся из уст персонажей, избиты и банальны зритель изредка реагирует разве что на горьковатые шутки. Но опять же неохотно, словно через силу. Потому что, несмотря на яркие, запоминающиеся актёрские работы Сергея Фёдорова и Антона Макушина, ни один из персонажей не вызывает доверия, а главный герой и вовсе не оставляет никаких эмоций (возможно, винить следует пьесу исполнителю этой роли Максиму Чопчияну просто негде развернуться).
К работе режиссёра, неравнодушной и порой удивляющей неожиданными решениями, возникает главный вопрос зачем? И, увы, остаётся открытым.
Сюжет
Дневники фестиваля «Браво!»-2013
В афишу XXXIV Свердловского областного фестиваля театральных работ «Браво! 2013» попал 21 лучший спектакль.